Календарно-тематическое планирование по музыке 7 класс ФГОСС Критская, Сергеева

Класс 7
Календарно-тематическое планирование по предмету «Музыка»

№ п/п
Дата
Тема урока.
(страницы учебника, тетради)
Художественно-педагогические идеи (решаемые проблемы, задачи)
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)
Характеристика видов
Деятельнос-
ти учащихся

Дом задание





Понятия
Предметные
результаты
Метапредметные УУД
Личностные
результаты



Раздел (Особенности драматургии сценической музыки) -17 часов

1

Классика и современность
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся; помочь им осознать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями являются прикосновением к духовному опыту произведения.
Классика, классическая музыка, современный и современность, жанр, стиль
Усвоить, осознать разницу между музыкой, к которой надо идти шаг за шагом (серьёзная), в отличие от так называемой массовой культуры, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкая).
П.: познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы.
Р.: самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных направлений (классическая, современная), стилей, жанров, композиторских школ.
К.: уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника.
И.: уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Расширить представления о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства классического и современного, усвоить его социальные функции; должны понять, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке
Определять роль музыки в жизни человека.

Совершенствовать представле-
ние о триединстве музыкаль-
ной деятельнос-
ти (композитор исполнитель слушатель).
Эмоцио-
нально-образно
воспринимать и оценивать музыкаль-
ные произведения различных жанров и стилей классичес-
кой и современ-
ной музыки.

Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора.


Выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.




Выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности.

Называть имена выдающих-
ся отечественных и зарубежных композиторов и исполните-
лей,

узнавать наиболее значимые их произведе
ния и интерпрета-
ции.
Исполнять народные и современ-
ные песни, знакомые мелодии изученных классичес-
ких произведе-
ний.




Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразите-
льного искусства.



Творчес-
ки интерпрети-ровать содержание музыкаль-
ных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.






Использо-
вать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирова-
ния.




Решать творческие задачи.















Участво-
вать в исследовательских проектах.







Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства.






Анализи-
ровать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства.




Осущест-
влять поиск музыкально- образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Самостоя-
тельно
Исследо-
вать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.








Собирать коллекции классичес-
ких произведе-
ний.











Прояв-
лять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкаль-
ных конкурсов, фестивалей в классе, школе и т.п.


















Приме-
нять информационно-коммуникацион-
ные технологии для музыкального самообразо-
вания.









Заниматься музыкально-просветитель-
ской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона.













Использовать различные формы музицирова-
ния и творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений.





















Решать творческие задачи.


















Анализи-
ровать художественно - образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства


2

В музыкальном театре. Опера М. Глинки «Иван Сусанин»
Углубить знания учащихся об оперном спектакле, помочь понять его драматургию на основе взаимозависимости и взаимодействия происходящих в нём явлений и событий, переданных интонационным языком музыки.
Драматургия, драматический, конфликт, экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка, опера, либретто, действия (акты), картины, сцены, ария, песня, каватина, дуэт трио, речитатив, хор, оркестр, оркестровая яма
Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах.
П.: входить в мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня, Антонида) их анализ, сопоставление, поиск ответов на проблемные вопросы; проявить интерес к воплощению приемов деятельности композиторов. Р.: устойчивое проявлять способности к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений и слушанию музыкальных фрагментов на уроке, К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки. И.: уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для оформления тетради путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда из учебной презентации и учебника во время урока и при выполнении д/з.
Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях плюрализма мнений, прислушиваться к другим и помогать им, брать ответственность за себя и других в коллективной работе.Понимать в чём заключается основной конфликт музыкального спектакля. Накапливать опыт зрителя-слушателя, чтобы уметь раскрывать борьбу сил действия и противодействия.




3

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Усвоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольных - князь Игорь, хан Кончак, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).
Отечественная героико-трагическая опера, колоратурное сопрано, меццо-сопрано, бас, ария-молитва
Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах.
П.: выявить специфику музыкальной культуры своей страны; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России (польский и русский национальный колорит); идентифицировать /сопоставлять/ термины и понятия музыкального языка оперы, пополнять музыкальный словарь. Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К.: принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: использовать информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при подготовке д/з.
Соотносить себя с происходящими событиями в опере «Иван Сусанин», осознавать и проникать в душевное состояние героев вместе с исполнителями.



4

В музыкальном театре. Опера А. Бородина «Князь Игорь»
Обобщить представления учащихся о жанре эпической оперы на примере фрагментов из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»; помочь им усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми
Могучая кучка», «Слово о полку Игореве», половцы, хан Кончак
Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.

П.: применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, называть: композиторов «Могучей кучки», источники литературы Древней Руси. Р.: уметь работать с различными источниками информации о музыке, литературе, живописи, их сравнивать, сопоставлять, выбирать
наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы и будущего исследовательского проекта. К.: искать, сбирать, систематизировать, классифицировать информацию о опере, исполнителях в процессе восприятия и исполнения и слушания музыкальных фрагментов, сцен оперы «Князь Игорь». И.: проявлять умение самостоятельно создавать и демонстровать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки.
Усвоить принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками её героев (сольными и хоровыми).



5

В музыкальном театре. Балет
Обобщение знаний о музыкально-сценической интерпретации различных литературных произведений в жанре балета.
Плач Ярославны, причеты
Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.





6

В музыкальном театре. Балет. Б.И. Тищенко. Балет «Ярославна»
Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета.
Балет, танец, пантомима, па-де-де, па-де-труа, гран-па, адажио, танец классический, танец харбктерный, балетмейстер
Осознать личностный смысл этих музыкальных примеров, стилей, направлений. Способность адаптировано воспроизводить знакомый музыкальный материал.

П.: выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. Р.: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. Критично, но с почтением и адекватностью оценивать события отечественной истории. К.: использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования..: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Расширить представления о музыкально художественной картине жанра «Балет», понимать его значимость в условиях сегодняшнего дня.




7

Героическая тема в русской музыке. Урок – обобщение.
Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры. Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.



Развивать способности критически мыслить, действовать в условиях получения нового совершенно необычного музыкального материала.




8

В музыкальном театре. «Мой народ – американцы».
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико-патриотического, эпического характера.
Вера, доблесть, честь, память, величие, слава отечества
Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.
П.: поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?» Р.: найти среди нотных примеров(стр.37, У.) и спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы героического прошлого Руси. К.: почувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей. И.: самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Расширить интонационный тезаурус в процессе подбора музыкального (и литературного) ряда к произведениям изобразительного искусства. Ощутить



9

В музыкальном театре. Первая американская национальная опера «Порги и Бесс».
Знакомство с первой оперой в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием.









П.: актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина. Р.: анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс». К.: проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма. И.: начальная подготовка работы над будущим проектом.
Понимать содержание и взаимосвязь народных, композиторских мотивов, выявлять ассоциативные связи музыки со словом и литературой.




10

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен.
Раскрытие музыкального образа Кармен через песенно-танцевальные жанры испанской музыки.
П. Мериме, Ж. Бизе
Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.









Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита». Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее.


П.: освоение содержания учебника (стр. 48-53), собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе. Р.: самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь. К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Осознать красоту бессмертной французской классической музыки востребованной всеми мировыми музыкальными театрами



11

Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образы Хозе и
Эскамильо.
Преобразование жанра комической оперы в новый тип музыкально-драматического представления.
Хабанера, сегидилья, музыкальные основы («цветик-семицветик»)






12

Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита»
Проанализировать вопрос о современности, затронутой в музыке темы любви и свободы. Новое прочтение оперы Ж. Бизе в балете Р. Щедрина.



П.: поиск ответа на вопросы: «Каковы законы каждого жанра (оперы и балета)?», «Учитываются ли они в рассмотренных произведениях?», «Так ли Кармен бесстрашна в финале балета?», «На что указывают аккордовое, безмелодичное звучание в марше Тореадора?» Р.: собирать коллекции классической музыки; распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии (через декорации, костюмы, грим), средства музыкальной выразительности. К.: противопоставление - контраст бездушных тем масок и проникновенные образы главных героев; объяснить контакт (единство) и разобщённость настроения и восприятие происходящих событий музыкально-сценического представления. И.: осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Увидеть творческий подход и бережное отношение к музыке Ж. Бизе. Обострив противоречия между внешними обстоятельствами и внутренними чувствами героев, приближенные к нашему времени.



13

Сюжеты и образы духовной музыки.
Создать настроение урока, используя стихотворение И. Бунина или высказывание Р. Роллана. Актуализировать музыкальный опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки; познакомить с вокально-драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов (на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова).
Орган, костёл, хор, месса, вокально-драматический жанр, витраж, фреска, икона, «Всенощное бдение», зодчество, «Озвученный облик Родины», былинные сказы, знаменный распев, (григорианский хорал)
Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.

П.: в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной. Р.: жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений. К.: самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки. И.: умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда, при подготовке музыкальных перемен к «Рождественским чтениям».
Вокализировать знакомые мотивы духовных сочинений «Реквием» В.-А. Моцарта, «Духовный концерт» М. С. Березовского, песни иеромонаха Романа и Б. Ш. Окуджавы. Через личное отношение к духовным сочинениям, осознать сопричастность к сохранению и востребованности культурного наследия. Через музыку соприкоснуться с множеством противоречий, самых различных оттенков людских переживаний и страстей.



14

Музыкальное зодчество России. «Всенощное бдение» С. Рахманинов.








15

Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда» Э. Уэббер.
Ознакомить учащихся с фрагментами рок-оперы Э.-Л. Уэббера; рассмотреть вопрос о традициях и новаторстве в жанре оперы; изучить драматургию развития и музыкальный язык основных образов рок-еры.
Рок-опера, мюзикл, регтайм, фокстрот, чарльстон, рок музыка и его разновидности, «Осанна!»
Для понимания нового музыкального материала Рок-оперы Иисус Христос – супер-звезда» прочитать дома из Евангелия заповеди Христа. Восстановить полученные сведения о жанре «джаз». Понять эмоционально-образную сферу героев, повторы лейтмотивов, полистилистику оркестровой канвы Рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда».
П.: послушать и определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка? Ответить на вопросы в учебнике стр. 71. Р.: использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним. К.: участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов. И.: интеграция с учётом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, внеурочной и досуговой деятельностей.
Посмотреть музыкальные спектакли или их фрагменты: «Кошки» Э.-Л. Уэббера, «Порги и Бесс» Дж. Гершвина, «Юнона и Авось», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты» А. Рыбникова. Осознать личностный смысл музыкальных произведений разных жанров, стилей, направлений, понимание их роли в развитии современной музыки. Сформулировать основную идею Рок-оперы «Иисус Христос супер-звезда».




16

«Ревизская сказка» «Гоголь-сюита» А. Шнитке.
Выявить значение музыки в раскрытии драматургии действия в спектакле «Ревизская сказка».
Одно произведение – разные жанры

«Гоголь-сюита», «Ревизская сказка», «Скульптура, живопись и музыка», полистилис-тика

Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии.
П.: выявлять (распознавать) особенности музыкального языка, музыкальной драматургии и средств выразительности. Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?» Р.: размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь. К.: обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. И.: увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.
Понимать социальные функции музыки (познавательная, коммуникативная, эстетическая, практическая, воспитательная, зрелищная и др.) в жизни людей, общества, в своей жизни. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны.



17

Музыканты – извечные маги.
Обобщение представлений учащихся об особенностях музыкальной драматургии сценической музыки. Защита исследовательских проектов.







II раздел: «Особенности драматургии камерной и симфонической музыки» (18ч)

18

Музыкаль-
ная драматур-
гия -развитие музыки.
Актуализировать жизненно-музыкальный опыт учащихся по осмыслению восприятия музыкальной драматургии знакомой музыки; закрепить понимание учащимися таких приёмов развития, ка повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация
Музыкальная драматургия, развитие, повтор (реприза), варьирование, вариации, разработка, секвенция
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.
П.: вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик». Р.: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ. К.: умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства. И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Продолжать постигать мир духовных ценностей музыкального искусства, влияющих на выбор наиболее значимых ценностных ориентаций личности, через закономерности музыкальной драматургии целого произведения и составляющих его частей.
Сравни
вать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи.






Прояв-
лять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.).






Совершен-ствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр.






Называть крупней
шие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи).




Анализи-
ровать приемы взаимодействия и развития одного или несколь
-ких образов в произведениях разных форм и жанров.






Анализи-
ровать и обобщать жанрово-стилисти-
ческие особенности музыкальных произведений.









Размыш-
лять о модификации жанров в современной музыке.









Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.








Самостоятельно исследовать творческую биографию одного из популярных исполнителей, музыкальных коллективов и т.п.









Обмени-
ваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.






Импрови-
зировать в одном из современных жанров популяр-
ной музыки и оцени-
вать собствен-
ное исполне
ние.










Ориенти-
роваться в джазовой музыке, называть ее отдельных выдающихся исполнителей и композиторов.





Самостоятельно исследо-
вать жанровое разнообра-
зие популярной музыки.






Опреде-
лять специфику современной популярной отечественной и зарубежной музыки,








Высказы-
вать собственное мнение о ее художественной ценности.
Осуществ-
лять проект
ную деятельность.













Участво-
вать в музыкаль
ной жизни школы, города, страны и др.












Использо-
вать различные формы музицирования и творческих заданий для освоения содержания музыкальных произведений



Защищать творческие исследовательские проекты (вне сетки часов)

19

Два направле-
ния музыкаль-
ной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.

Духовная музыка, светская музыка, знаменный распев, григорианский хорал, полифония, фуга





20

Камерная инструментальная музыка. Этюд. Ф. Шопен. Ф. Лист.
Дать учащимся представление об особенностях развития музыки в камерных жанрах (на примере этюдов эпохи романтизма).
Камерная музыка, соната, трио, квартет
Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции
П.: актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации. Р.: на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондоубразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации. К.: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки. И.: совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон).
Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма. Предполагать и фантазировать об ушедшем и на мгновенье вернувшемся времени, соединяя иллюстрации музыкальные и живописные (У. стр. 95).


21

Транскрип-
ция.

Транскрипция, интерпретация, этюд, концертный этюд, фортепиано-оркестр, пианист, «звуковые скульптуры»





22

Циклические формы инструментальной музыки. «Кончерто гроссо» А. Шнитке.
Обобщение представлений учащихся об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов;
Полистилис-тика, циклические формы музыки. Концерт, Concerto grosso – большой концерт
Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке.

П.: поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?» Р.: озаглавить тему урока, использовать собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки. К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки. И.: умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации.
Эстетическое сознание как результат освоения художественного наследия композитора, творческой деятельности музыкально-эстетического характера.


23

«Сюита в старинном стиле» А. Шнитке.

Сюита, рондо, серенада, стиль





24

Соната. «Патетическая» соната Л. Бетховена.
Помочь учащимся осознать различие музыкальной драматургии в циклических формах сюиты и сонаты; научиться выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме – самом действенном драматизированном виде музыкальной драматургии.

Соната, жанр, сонатная форма, сонатное allegro, вступление, экспозиция, разработка, реприза, кода
Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий.
П.: формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей. Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования. К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, И.: владеть навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов.
Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания


25

Соната № 11 В. Моцарта. Соната № 2 С. Прокофьева.

Патетика, патетическая, судьба автора, судьба произведения, ариозо, адажио, эпоха галантных манер, кадансы


Эстетические потребности, ценности и чувства.



26

Симфония. Симфонии И. Гайдна, В. Моцарта.
Продолжить знакомство учащихся с шедеврами зарубежной музыкальной классики; закрепить понимание формы сонатного allegro на примере сочинений венских классиков
Симфония, симфонический оркестр, дирижёр, тремоло, литавры. Баркарола, баллада, «Форель», «Лесной царь», лирико-драматическая симфони
Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках
П.: проникнуться эпохой Венских классиков, сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий. Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности. К.: творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. И.: проявить умения в самостоятельном создании и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов.
Расширить собственное представление об ассоциативно-образных связях музыки с другими видами искусства (живопись, кинематограф). Представить, в каких сценах (живопись, кинематограф) музыкальные произведения урока могли бы их озвучить.


27

Симфонии С. Прокофьева,
Л. Бетховена.
Распознать традиции и новаторство в симфонии. Классицизм и современность его прочтения языком музыки.
Незнакомый знакомый композитор
Вокализация мотивов сочинений С.С. Прокофьева, используя собственные накопленные знания о его музыке
П.: интонационно-образный анализ.Учиться активно, рассуждать о выразительных средствах музыки. Р.: высказывать суждения о классическом сочинении композитора-новатора. К.: закреплять навыки хорового пения при цитировании. И.: определиться в выборе проекта.
Понимание чувств других людей и сопереживание им. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.


28

Симфонии Ф. Шуберта, В. Калинников
Совместно сопережить с композитором его судьбу-испытание, чувство сопричастности к Родине и взволнованно-страстное состояние души.
Думы героя симфонии В. Калинникова, палитра музыкальных образов («звёзды из тёмного колодца»), динамическая палитра Симфонии № 5 П. Чайковского
Проявить творческое самовыражение, основанное на музыкальных знаниях при обсуждении музыкального материала и зрительного ряда презентации и учебника.
П.: поиск ответа на вопрос: «С какими сочинениями русских и зарубежных классиков по проникновенности созвучна Симфония №1 Вас. Калинникова. Р.: уметь проявлять собранность и саморегуляцию при слушании и обсуждении сочинения. К.: аргументировать свои ответы и принимать участие в обсуждение ответов одноклассников. И.: оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Опираясь на эпиграф сопережить судьбы великих классиков зарубежного и русского музыкального искусства


29

Симфонии П. Чайковско-
го,
Д. Шостакови-ча.
Помочь учащимся ощутить современность художественных произведений, посвящённых судьбоносным событиям истории страны; понять способы создания художественного образа и драматургию его развёртывания в контрастном сопоставлении.
БлокАда, «Ленинградская», «жернова ритма», хлеб блокады, воздействие лада на образ, «крик тишины»
Взглянуть на проявления зла и насилия, происходящие в мире, с точки зрения глубокого художественно-философского обобщения выраженного через музыкально-интонационную насыщенность и лаконичную орнаментальность ритма.
П.: поиск ответа на вопрос: «Какой образ возникает в нашем сознании, когда мы слушаем экспозицию и разработку симфонии?». Сопоставить, обосновывая, ритмическую символику Равеля в «Болеро» с «Ленинградской симфонией» Шостаковича. Р.: сравнить приёмы развития «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича с оперой и симфонией А. Бородина и балетом Б. Тищенко. Задуматься о значение слова БлокАда. Испытывала ли Русская земля что-нибудь подобное .К.: поделиться своими накопленными знаниями о событиях ВОв 1941-1945 гг. И.: подготовить презентацию или сообщение о своих близких, переживших II мировую войну.
Проникнуться сопереживанием с происходящими историческими событиями и судьбой создания «Ленинградской симфонии».


30

Симфоническая картина «Празднества» К. Дебюсси. Инструмен-
тальный концерт.
Познакомить учащихся с этим произведением; закрепить их представление о стиле «импрессионизм»; актуализировать музыкально-слуховые представления о музыке К. Дебюсси.
Импрессионизм, симфоническая картина, звуковая живопись, музыка праздника и ликования, «Парижские огни», «Бульвар капуцинок, Булонский лес
Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения, опираясь на «цветик-семицветик».
П.:
Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Назовите известных вам композиторов – импрессионистов», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?»
Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: сопровождать показом видеоряда работ импрессионистов; уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Анализировать приёмы драматургического развития в симфонической картине «Празднества»


31

Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвин
Вспомнить с учащимися знакомые концерты (инструментальные и хоровые), определить их образный строй; дать информацию об истории создания жанра концерта;
«Инструментальный концерт», концерт - состязание, сонатно-симфонический цикл, скрипка, новаторство
Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерт для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов.
П: Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра?
Р.: активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений.
К.: проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?»
И.: использовать накопленные знания и определения характеристик музыкальных произведений в презентации или проектах.
Осознать, что для музыки нет границ. Концерты эпохи Барокко и эпохи Романтизма с концертностью сочинений Чайковского и Рахманинова, и полистилистикой сочинений Шнитке, Щедрина.


32

Музыка народов мира.
Систематизировать жизненно музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов мира; обобщить представления школьников о выразительных возможностях фольклора в современной музыкальной культуре; познакомить их с известными исполнителями музыки народной традиции.
Народное, духовное, светское в музыке, музыкальные границы, стиль, жанр.
Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства
П.: актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни.
Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании.
К.: организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
И.: развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач.

Расширить представление о художественной картине мира на основе присвоения духовно-нравственных ценностей музыкального искусства, усвоения его социальных функций; формировать социально значимых качества личности.


33

Популяр-
ные хиты из мюзиклов и рок-опер.
Помочь семиклассникам убедиться в том, «лёгкой», популярной музыки композиторы обращаются к вечным темам, трактуемых современным музыкальным языком, новой звучностью голосов исполнителей и музыкальных инструментов.

Провести урок в форме концерта-викторины, построенного на вокализации знакомого музыкального материала и угадывании примеров с фонохрестоматии.
П.: актуализировать и использовать накопленные знания теоретические, слуховые и вокальные.
Р.: самопознание, саморегуляция и самовыражение в процессе ответов на уроке и подготовке домашних заданий.
К.: эстетические переживания в процессе исполнения или слушания понравившейся музыки.
И.: работа над проектом.
Составить музыкальный хит-парад из знакомых, любимых мелодий мюзиклов.


34

Исследова-
тельский проект.


Проявить умение самостоятельно создать и демонстрировать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов; уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда; уметь передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации; совершенствовать умения и навыки работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон); развивать навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач.
П.: узнать больше о музыке и музыкантах.
Р.: выбор темы и подбор музыкального, литературного, художественного, мультипликационного, видео материала.
К.: организовать общение на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Защита проекта в классе, диспут-встречах, круглых столах, перед учащимися младших классов.


35

«Пусть музыка звучит!» Итоговый урок.
«Великое искусство требует великих читателей, великих слушателей, великих зрителей» Д.С. Лихачёв
Музыкотерапия.



Эстетические потребности, ценности и чувства. Этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; понимание чувств других людей и сопереживание им.







Контрольно-измерительные материалы

7класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант


Содержание задания
Варианты ответов

1
Определите вид музыки
А.композиторская
Б.народная
В.композиторская в народном духе

2
Определите музыкальный жанр
А.вокальное произведение
Б.инструментальная пьеса
В.симфоническое произведение

3
Определите тембр голоса
А.баритон
Б.бас
В.тенор

4
Назовите инструмент, не входящий в состав симфонического оркестра
А.арфа
Б.валторна
В.колокола
Г.саксофон

5
Музыкальное произведение свободной формы из нескольких контрастных частей, основанное на народных мотивах
А.вокализ
Б.рапсодия
В.увертюра

6
Выберите образ, соответствующий музыке
А.образ борьбы
Б.образ воспоминания
В.образ нежности

7
Определите композитора
А. Ф.Шопен
Б. И.Штраус
В. П.И.Чайковский

8
Что главное в этой музыке?
А.динамика
Б.ритм
В.тембр

9
Назовите главный жанр в творчестве Ф.Шуберта
А.балет
Б.песня
В.опера

10
Определите форму музыкального произведения
А.вариации
Б.одночастная
В.трёхчастная

11
По ритмическому рисунку определите «Болеро» М.Равеля

А.

Б.

В.

12
Оркестровое вступление к опере, балету, музыкальному спектаклю
А.баллада
Б.серенада
В.увертюра

13
Определите музыкальный жанр
А.вокальная музыка
Б.инструментальная музыка
В.симфоническая музыка

14
Выделите слово, передающее характер интонации героини
А.грустные
Б.призывные
В.нежные

15
Что изображает музыка
А.пение птиц
Б.шум моря
В.скачка коня

16
Определите характер музыки
А.безмятежный, спокойный
Б.радостный, восторженный
В.трагический, взволнованный

7класс ЗАКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант


Содержание задания
Варианты ответов

1
Определите тип хора
А.женский
Б.мужской
В.детский
Г.смешанный

2
Определите музыкальный образ
А.героический образ
Б.образ радости
В.образ одиночества

3
Определите жанр произведения
А.вокальный
Б.инструментальный
В.симфонический

4
Назовите инструмент, не входящий в состав оркестра русских народных инструментов
А.жалейка
Б.гитара
В.гусли
Г.тромбон

5
Французский эстрадный певец
А.бард
Б.менестрель
В.шансонье

6
Определите музыкальный жанр
А.вокальное произведение
Б.инструментальная пьеса
В.симфоническое произведение

7
Определите музыкальный образ произведения
А.героический
Б.драматический
В.лирический

8
Какой элемент музыкальной речи остаётся неизменным?
А.динамика
Б.ритм
В.тембр

9
В каком жанре не сочинял музыку Ф.Шопен?
А.вальс
Б.опера
В.полонез

10
Определите композитора
А. Л.Бетховен
Б. Ф.Лист
В. Ф.Шопен

11
По ритмическому рисунку определите симфонию №5 Л.Бетховена


12
Произведение крупной формы для солирующего инструмента и оркестра
А.рапсодия
Б.сюита
В.концерт

13
Как называется эта симфония?
А. «Героическая»
Б. «Ленинградская»
В. «Патетическая»

14
На сюжет какого произведения И.В.Гёте Бетховен написал эту музыку?
А. «Горные вершины»
Б. «Лесной царь»
В. «Эгмонт»

15
Что выражает музыка?

А.раздумье
Б.радость
В.тревогу

16
Что изображает музыка?
А.шелест листвы
Б.бегущие воды
В.скачку коня

7класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 1вариант
Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.

17
Назовите композитора, на творчество которого оказала влияние Великая французская революция.

18
Продолжи список фортепьянных жанров, в которых работал Ф.Шопен: баллада, мазурка

19
Назови 5 известных тебе симфоний.

20
Определите композитора по стилю.

21
Определите автора, название, тембр голоса главного героя и инструмент, на котором он играет.

22
Назовите 3-х композиторов, которые были выдающимися пианистами.


7класс ОТКРЫТЫЕ ЗАДАНИЯ 2вариант
Выполни задания на чистом листе. Пиши кратко и логично.

17
Какой композитор писал музыку в полифоническом стиле?

18
Назовите композиторов, сочинявших вальсы.

19
Назови 5 известных тебе опер.

20
Определи стиль и форму музыки.

21
Определите автора, название произведения, тип хора, инструмент, придающий музыке призывное звучание.

22
Назовите 3-х зарубежных композиторов–романтиков.


СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.

Русская народная песня «Милый мой хоровод» в исп. женского хора (з.1).
А.Скрябин. Прелюдия (з.2).
С.В.Рахманинов. «Островок» (з.3).
Л.Бетховен. Увертюра «Эгмонт» (з.6).
Ф.Шопен. Вальс ля минор, №7 (з.7).
М.Равель. «Болеро» (з.8).
Ф.Шопен. Вальс «Минутка» (з.10).
Д.Д.Шостакович. Симфония №7, 1часть, эпизод нашествия (з.13).
Л.Бетховен. Песня Клерхен (з.14).
Ф.Шуберт. «Лесной царь» (з.15).
С.В.Рахманинов. «Весенние воды» (з.16).
И.С.Бах. Органная фуга соль минор (з.20).
Видеофрагменты:
1.Н.А.Римский-Корсаков. Опера «Садко». Ария Садко «Заиграйте, мои гусельки» (з.21, 1вариант).
2.С.С.Прокофьев. Отрывок из музыки к кинофильму «Александр Невский», хор «Вставайте, люди русские» (з.21, 2вариант).

КОДЫ ОТВЕТОВ ЗАКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
1 вариант

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

ответ
Б
Б
В
Г
Б
А
А
Б
Б
В
Б
В
В
Б
В
Б


2 вариант

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

ответ
А
В
А
Г
В
В
В
Б
Б
В
В
В
Б
В
В
В

7КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
1 вариант
№№
Модель ответа
Баллы

17



5б.
Людвиг
Ван
Бетховен
Безошибочное написание
1б.
1б.
2б.
1б.

18



8б.
вальс
полонез
этюд
прелюдия
2б.
2б.
2б.
2б.

19








10б.
Бетховен
Симфония №5
Шостакович
Симфония №7
Чайковский
Симфония №6
Симфония №4
Моцарт
Симфония №40
2б.



2б.

2б.

2б.

20
2б.
И.С.Бах
2б.

21






7б.
Николай
Андреевич
Римский-Корсаков
Опера
Садко
тенор
гусли
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.

22






7б.
Фридерик
Шопен
Ференц
Лист
Сергей
Рахманинов
за другие имена
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.

7КЛАСС ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОВЕРКЕ ОТКРЫТЫХ ЗАДАНИЙ.
2 вариант
№№
Модель ответа
Баллы

17



5б.
Иоганн
Себастьян
Бах
Безошибочное написание
1б.
1б.
2б.
1б.

18







8б.
Фридерик
Шопен
Роберт
Шуман
Пётр Ильич
Чайковский
Иоганн
Штраус
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.

19










10б.
Глинка
Иван Сусанин
Глинка
Руслан и Людмила
Римский-Корсаков
Садко
Римский-Корсаков
Снегурочка
Бизе
Кармен
Возможны варианты
1б.
1б.

1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.

20
2б.
Фуга, полифония
2б.

21





7б.
Сергей Сергеевич Прокофьев
Музыка к кинофильму
«Александр Невский»
хор «Вставайте, люди русские»
смешанный
колокола
1б., 1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.

22






7б.
Роберт
Шуман
Фридерик
Шопен
Франц
Шуберт
Возможны варианты
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.
1б.