Теоретическая и методологическая основа современного урока


Теоретическая и методологическая основа современного урока
Теоретической и методологической основой современного урока являются достижения ЗУНовского, компетентностного, личностно-ориентированного и проблемно-ориентированного развивающего образования, смысловой педагогики вариативного развивающего образования, контекстного и системно-деятельностного подходов. Исходная идея - системно-деятельностный подход.
Содержание образования — один из ведущих компонентов системы образования, и не случайно, что всегда в задачах реформирования системы главным вопросом становится проблема нового, деятельностного содержания. Мы будем исходить из того, что в основе деятельностного содержания лежат универсальные средства, методы и нормы мыследеятельности. Знание как таковое уже не является системообразующим в структуре содержания образования, а включается только как один из компонентов.
Если в традиционном образовании главным процессом является понимание, то в деятельностном главным становится мыследействование. Если содержание традиционного образования складывалось из продуктов познавательной деятельности человечества, то есть знаний, содержание деятельностного образования складывается из методов, средств и форм управленческой деятельности, из выделенных и культурно оформленных норм искусственно-технической преобразовательной деятельности.
Проблема перехода на деятельностное содержание предполагает коренное изменение технологии учебно-воспитательного процесса. При планировании и реализации учебного процесса на первый план выдвигается не то, что знает и понимает ученик, а как происходит становление и развитие его субъектности. А это уже предполагает отказ от традиционной оргструктуры самого процесса. Взамен техник и технологий фронтально-групповой работы приходит организация коллективного мышления и деятельности. Такие образовательные технологии направлены на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности.
Принципы развивающего обучения (Л.В.Занков):
Обучение в быстром темпе.
Обучение на высоком уровне трудности.
Ведущая роль теоретических знаний.
Осознание обучаемыми необходимости изучения данного материала.
Активное участие обучаемых в процессе обучения.
Методические принципы организации современного урока:
Принцип целеполагания.
Принцип мотивации.
Принцип проектирования.
Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность.
Принцип передачи функции оценивания учащимся.
Принцип целеполагания предполагает заранее запрограммированный учителем ключевой результат, к которому должны стремиться учитель и ученики. Это основа целесообразной деятельности на уроке не только учителя, но и учеников, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия учителя и учеников на занятии, а реализуется не только в деятельности учителя, но и в деятельности учеников и достигается только в том случае, когда к этому стремятся обе стороны.
Принцип мотивации. Способы внешней мотивации (условные, искусственные, явно выдуманные, которые учащиеся принимают как условие игры - письмо гномов, знаки инопланетян, встреча с иностранцем, заменяются способами внутренней мотивации. Внутренняя мотивация создается путем проблем, "ловушек", которые должны встретиться учащемуся при выполнении успешной привычной деятельности. Задача учителя - подобрать отвечающий этой цели дидактический материал. Начало поиска решения должно быть задержано на столько времени, сколько потребуется для осознания проблемы (для рефлексивного контроля), для включения в рефлексию большей части класса. Чрезвычайно важно определить и точно сформулировать предмет поиска.
Принцип проектирования заключается в горизонтальном, «стратегическом» планировании, в котором продумывается серия уроков в рамках целостного учебного модуля от постановки целей освоения определенного элемента образовательной области до контроля за овладением способом практических действий. В проектировании главная цель – создание условий для формирования субъектных качеств личности учащихся. Это предполагает обеспечение выбора учащимися собственного планирования, анализа, моделирования, контроля, оценивания. Проектирование урока осуществляется в трех педагогических аспектах: проектируется предметно-логический аспект (логика развертывания учебного материала), структурно-деятельностный (учитель проектирует ситуации включения учащихся в учебную деятельность), организационно-коммуникативный аспект (моделирование ситуаций, в которых могут возникнуть необходимые формы общения: учитель - ученик, ученик - ученик, групповые, фронтальные формы).
Оперативное моделирование означает, что предварительно смоделировав ход урока, просчитав его возможные варианты, педагог может столкнуться с неожиданной ситуацией (неожиданной версией ученика, подменой предмета обсуждения, уход в сторону, нестандартная реакция, несогласие или непонимание учащихся), требующей от учителя оперативного моделирования ситуации, направляющей совместную деятельность в необходимое русло к ее реализации. Средством создания такой ситуации может быть вопрос учителя, его контраргументы, использование и акцентирование мнения одного из учащихся, прозвучавшего на уроке, привлечение различных источников информации, вербальная оценка происходящего и т.д.
Принцип включенности учителя в совместно-распределенную учебную деятельность. Позиция учителя - его выраженное отношение к конкретной ситуации полилога, способные играть определенную акцентирующую роль:
- Эмоциональные позиции - позиция непонимающего акцентирует необходимость осмысления ситуации, дополнительных аргументов, пояснений, определяющих предмет мысли, речи участника (участников) полилога; позиция сомневающегося предполагает возвращение к высказанному, рефлексию, поиск другого варианта (сомневаться полезно и в "правильных" версиях с целью их глубокого осознания учащимися); позиция слушающего делает актуальным глубину восприятия, оценку мнения другого, способствует формированию важного коммуникативного умения - умения слушать. - Функциональные позиции:
исследователь - предлагает версию, контраргумент, т.е. участвует в исследовании с целью его интенсивного разворачивания;
координатор - помогает отследить движение поиска, связывая или противопоставляя отдельные высказывания и определяя их очередность;
консультант - дает справку - ответ на нерешенный вопрос, информацию о разных научных взглядах и т.д.;
лидер, ведущий - с помощью системы опорных вопросов или иначе ведет логику поиска, организуя диалог;
эксперт - участвует в оценивании работы групп или самостоятельных, контрольных работ.
Принцип передачи функции оценивания учащимся предполагает создание условий для формирования способности школьника регулировать собственную учебную деятельность.
Этапы включения школьника в процесс оценивания:
1. Подготовка итоговой контрольной работы в виде совместного обсуждения.
2. Подготовка к контрольной работе по выделенным тезисам, вопросам, заданиям в форме самостоятельной домашней работы.
3. Оценка каждым учащимся освоения темы по выбранным в коллективном обсуждении основным объектам усвоения (балльная отметка за каждый).
4. Проведение контрольной работы и оценивание ее учителем
5. Анализ сопоставления оценки, данной учителем, и самооценки ученика.
Требования к критериям оценивания:
Предлагаются, обсуждаются и принимаются учащимися. (Если учащиеся выражают несогласие с введением определенного критерия оценки и доводы учителя не убеждают их, критерий или изменяется (по предложению учащихся) или снимается. Определяются целями деятельности, (или ее этапа) качествами, наличие которых необходимо на данном этапе участникам учебного процесса, т.е. являются психологическими установками на формирование результата или желаемых определенных качеств.
Могут относиться к результатам учебного труда (грамотность, правильность, убедительность) к его процессу (участие в уроке, умение слушать), к личностным качествам учащихся (доброжелательность, инициативность и т.п.).Литература:
Бершадский М. Е., Гузеев В. В. Дидактические и педагогические основания образовательной технологии. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003 – с.53-65
Гузеев В. В. Постановка целей и дифференциация образовательного процесса. – М.: Знание, 1998. – с. 4-6
Ермолаева М.Г «Современный урок: анализ, тенденции, возможности», Санкт-Петербург, КАРО, 2008г.
Монахов В. М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. – 2001. - №5. – с. 75-99 
Кларин М.В. «Сравнительный анализ некоторых психологических теорий научения», ж. «Школьные технологии», 2004г., №6
Озеркова И. А. Целеполагание как ключевая компетенция образовательного процесса. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-10.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
Озеркова И. А. Цели и задачи в образовании.  // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http:/www.eidos.ru/journal/2006/0822-20.htm.
Словарь-справочник по педагогике. Под редакцией П.И. Пидкасистого. М.: 2004. – 448 с
Плахова Л.М. «Курс молодого бойца или Азбука директора школы», Москва, «Просвещение», 2005г.
Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – с.112-129
Шамова Т.И. Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – с.384