ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Адаптированная образовательная программа по предмету «Технология» для обучающихся 5 класса с ОВЗ (ДЦП)


Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Макина Ланита Станиславовна
( МКОУ « Верхнетуровская СОШ» Воронежская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Адаптированная образовательная программа
по предмету «Технология»
для обучающихся 5 класса с ОВЗ (ДЦП)

по программе повышения квалификации для педагогов, учителей предметников, классных руководителей образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»


2015 г.
Содержание
TOC \* MERGEFORMAT Введение__________________________________________________2
Глава 1. Теоретические аспекты изучаемой проблемы ___________7
1.1. Пояснительная записка__________________________________7
1.2. Раздел тематического планирования по технологии
для обучающихся 5 класса с ОВЗ ( ДЦП) 15
Глава 2. Практические аспекты деятельности_________________ 17
2.1. Технологическая карта урока по теме: Аппликация «Декупаж»
________ 18
2.2. Самоанализ ______________________________________21
Заключение_______________________________________________22
Список литературы________________________________________ 23


ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет.
Законодательство Российской Федерации в соответствии с основополагающими международными документами в области образования предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации» Идеей специальной педагогики уже давно интересовались многие видные педагоги и психоневрологи.
В настоящее время функционирует сеть специальных (коррекционных) образовательных учреждений, предназначенных для обучения различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако в Концепции модернизации российского образования отмечается, что "дети с ограниченными возможностями здоровья должны обеспечиваться медико-социальным сопровождением и специальными условиями для обучения в общеобразовательной школе по месту жительства".
Однако, в нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением ребенка-инвалида в школьное пространство по месту жительства:
наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
отсутствие доступной среды и технических средств реабилитации, облегчающих образовательный процесс для школьников с особыми образовательными потребностями;
отсутствие знаний, соответствующей подготовки и методик для работы с ребенком, имеющим особые образовательные потребности, в условиях образовательного учреждения по месту жительства;
неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.
В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.
 В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.
Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации  и проектирование индивидуальных  образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».
В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке. 
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
1.Теоретические аспекты изучаемой проблемы;
Выбор приоритетных направлений работы с детьми с ОВЗ это прежде всего определение цели и задач деятельности педагогического коллектива. И определяются они в зависимости от специфических характеристик образовательного пространства школы, а также потребности самого ребенка и его родителей, а именно:
социальным заказом на обеспечение образовательных услуг для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
индивидуальными возможностями, способностями и интересами учащихся с интеллектуальными нарушениями и их родителей;
реальным состоянием физического и нравственного здоровья учащихся; необходимостью поддерживать и развивать здоровый образ жизни;
необходимостью активизировать становление ценностных ориентаций обучающихся через систему воспитания и дополнительного образования, обеспечивающую содержательный образовательно-культурный досуг.
1.1Пояснительная записка
В соответствии с ФГОС разработана адаптированная образовательная программа по предмету «Технология» в 5 классе для детей с ОВЗ (ДЦП).
Данная программа создана на основе примерной программы по учебным предметам Технология 5-9 классы. Стандарты второго поколения 2-е издание. М. « Просвещение» 2013. Основные положения курса «Технология» согласуются с концепцией данной модели и решают блок задач, связанных с формированием трудовых знаний, навыков, эстетической компоненты личности в процессе деятельностного освоения мира.
Целями адаптированной образовательной программы являются:
-освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
-развитие сенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического и логического мышления;
-овладение начальными технологическими знаниями, трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов труда; способами планирования и организации трудовой деятельности;
-воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям и результатам их труда;
-умение выделять признаки и свойства предмета;
-умение высказывать суждения на основе сравнения качеств предметов;
-практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности.
Задачи программы:
- учить соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при организации рабочего места, при работе с колющими и режущими инструментами, применяемыми для обработки различных материалов, предусмотренных программой;
- учить размышлять по осознанию предстоящей практической деятельности: анализировать конструкцию изделия, технологию его изготовления, давать названия используемых материалов и ряда их свойств;
- учить распознавать способы соединения деталей и их размеров;
- самостоятельно составлять технологическую цепочку при изготовлении изделий;
- учить пользоваться приемами разметки, понимать простейшие технические эскизы и рисунки.
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Технология» в 5 классе.
Личностными результатами изучения курса «Технология» в 5-м классе является формирование следующих умений:
– оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения собственных ощущений (явления, события), соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями; оценивать (поступки) в предложенных ситуациях, отмечать конкретные поступки, которые можно характеризовать как хорошие или плохие;описывать свои чувства и ощущения от созерцаемых произведений искусства, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров;
– принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним;
– опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Средством достижения этих результатов служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру, событиям, поступкам людей.
Метапредметными результатами изучения курса «Технология» в 5-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать цель урока после предварительного обсуждения;
– уметь с помощью учителя анализировать предложенное задание, отделять известное и неизвестное;
– уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии продуктивной художественно-творческой деятельности;
– в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии оценки учебных успехов.
Познавательные УУД:
– искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете;
– добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и классифицировать факты и явления; определять причинно- следственные связи изучаемых явлений, событий;
– делать выводы на основе обобщения полученных знаний;
– преобразовывать информацию: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы (в информационных проектах).
Средством формирования этих действий служат учебный мате- риал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – чувствовать значение предметов материального мира.
Коммуникативные УУД:
– донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
– донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит соблюдение технологии проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог);
– уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);
– уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит организация работы в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Технология» в 5-м классе является формирование следующих умений:
знать виды изучаемых материалов, их свойства; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;
уметь с помощью учителя решать доступные конструкторско-технологические задачи, проблемы;
уметь самостоятельно выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;
под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу;
уметь реализовывать творческий замысел в соответствии с заданными условиями.
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
К концу обучения в 5классе учащиеся должны:
Иметь представление:
о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
о том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;
Знать:
что такое деталь (составная часть изделия);
что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
какое соединение деталей называют неподвижным;
виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия - на уровне общего представления;последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибанием, по шаблону;
способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила безопасного поведения и гигиены при работе с инструментами;
Уметь:
наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, контроль за ее ходом и результатами;
получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, чертежи;
различать материалы и инструменты по их назначению;
различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
использовать для сушки изделий пресс;
безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
рационально использовать рабочее место с используемым материалом;
проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.
При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. При индивидуальном подходе выполнения программы учитываются медицинские показания ребенка. В течение урока предусмотрены 2-3 физкультминутки и разгрузочная гимнастика
Для работы учащимся необходимы: индивидуальное рабочее место ;простейшие инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач:
материалы для изготовления изделий, предусмотренные программным содержанием:
Содержание учебного предмета
Базовыми для программы по направлению «Технология» для неделимых классов являются разделы: « Творческая проектная деятельность. Творческое проектирование» 8 часов, « Оформление интерьера» 4 часа, « Создание изделий из древесины, металлов, пластмасс» 18часов, «Создание изделий из текстильных материалов» 26 часов, «Кулинария» 14 часов. Предмет имеет четкую логическую структуру, включает в себя предметные модули, позволяющие ознакомить учащихся с наиболее распространенными материалами, используемыми в промышленности и быту для изготовления различных изделий, их свойствами и технологией обработки.
Учебно-тематический план
5 класс
Разделы и темы часы
КУЛИНАРИЯ 16
Санитария и гигиена 2
Физиология питания 2
Технология приготовления пищи 8
Сервировка стола 2
Заготовка продуктов 2
Декоративно-прикладное искусство. Ручные и машинные работы. 18
Проектирование и изготовление рабочей одежды. Проект «Фартук» 36
Итого: 70
Фрагмент развернутого тематического планирования по предмету «Технология» в 5 классе для детей с ОВЗ (ДЦП) 2 часа в неделю (70часов в год) ФГОС
УЛ- урок лекция УП- урок практика КУ- комбинированный урок ОУ- обобщающий урок
№ урока Тема урока Содержание урока Тип
урока УУД Дата
план факт
18 Создание изделий из древесины, металлов и пластмасс 7-8 Оборудование рабочего места при планировании работ из древесины. Техника безопасности Оборудования и инструменты для обработки древесины, техника безопасности УЛЛичностные:
-проявлять познавательный интерес и активность в области предметной технологической деятельности; -развивать готовность к к самостоятельным действиям, -воспитывать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности. Использовать знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.
Опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.
Предметные:
осуществлять поиски рационально использовать необходимую информацию в области темы выбранного проекта.
Метапредметные: – уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;
– под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
– выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним;
осуществлять текущий в точности выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов,чертёжных инструментов) итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.
9-10 Графическое изображение изделия Чертежная грамота УП 11-12 Древесина и древесные материалы для изготовления изделия Свойства и виды древесины, способы и виды обработки КУ 13-14 Операции и приемы пиления, строгания, сверления, соединения деталей из древесины Способы и виды операций отделки древесины, инструменты и приспособления УП 15-16 Отделка изделий из древесины « Декупаж» Виды отделки древесины и изделий. Виды декоративно прикладного искусства отделки древесины, вариант творческого проекта УП 17-18 Оборудование рабочего места при планировании работ из металлов и пластмасс. Техника безопасности Оборудования и инструменты для обработки металлов и пластмасс, техника безопасности УЛЗаключение
Достижение обязательного минимума содержания образования, гарантированного Конституцией РФ для каждого гражданина уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования в профессиональной сфере.
Освоение учащимися учебной программы, обеспечивающих качественную подготовку учащихся по предмету «Химия». Достижение учащимися уровня образованности, соответствующего ступени обучения.
В результате реализации адаптипрованной образовательной программы по химии основного общего образования учащийся должен овладеть содержанием образовательных областей учебного плана освоить обязательный минимум содержания образования и достичь уровня функциональной грамотности, что предполагает готовность человека к решению стандартных задач в различных сферах жизни и деятельности.



Список литературы
Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. – М.: МГППУ, 2012.
Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е.В. Самсоновой. – М.: МГППУ, 2012.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/cons/#info
Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
Авторская программа Лутцева Е.А Технология. Ступеньки к мастерству 2 класс. //Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». – М.: Вентана – Граф, 2013 г.
Учебник Лутцева Е.А. Технология: : учеб. для 2 кл. учащихся общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева. - 3-е изд. – М.: Вентана - Граф, 2013 г.
Рабочая тетрадь «Технология. Учимся мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана – Граф, 2013 г.
Методическое пособие для учителя «Технология. Ступеньки к мастерству» 1 - 4 классы, Е. А. Лутцева, М.: «Вентана – Граф, 2013 г.