Статья «Особенности моделирования интегрированных уроков изучения различных теоретических дисциплин»


Статья «Особенности моделирования интегрированных уроков изучения различных теоретических дисциплин».
Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования. Методической основой интегрированного подхода к обучению инвалидов и лиц с ОВЗ являются формирование профессиональных знаний и умений, а также установление межпредметных связей в освоении профессии.
Интегрированные уроки более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два педагога одновременно. Такие уроки помогают решить большее количество задач, применять разные методы и формы обучения.
Структура интегрированных уроков отличается: четкостью, компактностью, сжатостью учебного материала на каждом этапе урока. Интегрированный урок — это специально организованный урок. Преподаватели должны строго соблюдать регламент урока, продумывать не только формы и методы работы, но и уметь слаженно взаимодействовать, показывая обучающимся пример взаимного сотрудничества, т. к., несмотря на заранее написанный конспект, такие уроки больше похожи на театральную постановку и требуют от педагогов тщательной подготовки. Интегрированные уроки можно сделать между разными учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми.
У меня есть опыт интеграции теории с практикой. Здесь тесная связь учебных дисциплин и достаточно легко можно определить темы для интеграции.
А интегрированный урок дисциплин теоретического обучения и физкультуры, я провела впервые. Это интересный вариант интегрированного урока. Урока обобщения и закрепления знаний по наиболее значимым темам учебных дисциплин. Прежде чем, составлять план урока, необходимо было определить темы учебных дисциплин, которые можно интегрировать.
При изучении учебных дисциплин «Основы конструирования одежды» и «Технология изготовления швейных изделий» обучающиеся изучают тему: стили одежды. Один из видов – это спортивный стиль. Поэтому, основу урока составляют задания по теоретическим дисциплинам на примере технологии изготовления спортивной формы баскетболиста и эстафеты с мячом по физкультуре. Интегрировались такие учебные предметы, как  материаловедение, основы конструирования одежды, технология изготовления швейных изделий.
Перед собой я ставила задачу, когда планировала данный урок, - научить ребят мыслить и применять знания в нетрадиционных ситуациях. А для этого нужно, чтобы обучающиеся взглянули на вещи, заново, как на непривычные для них.
Урок построен на основе проблемной, личностно – ориентированной и информационно - коммуникативной технологий обучения в сочетании с технологиями обеспечивающими сохранение здоровья обучающихся. При моделирование урока учитывала индивидуальные физические и психологические возможности обучающихся. На уроке использовала наглядные средства обучения с помощью мультимедийного оборудования.
На уроке применила активные методы для организации учебной деятельности, которые позволяют добиваться положительной динамики в результатах обучения всей группы.
Для организации познавательной деятельности обучающихся на уроке использовала фронтальную и коллективную форму обучения. Работа строилась на сотрудничестве и товарищеской взаимопомощи. Капитаны команд привлекались к контролю за выполнением заданий своей команды и команды соперников, а также при подведении итогов анализировали работу своей команды. В командах на уроке работали все обучающиеся по принципу «Каждый за всех и все за одного». Совместная деятельность с обучающимися на уроке была направлена на достижение обозначенных целей урока.
В ходе урока обучающиеся выполняли задания разного характера: работали с образцами поузловой обработки, выполняли проблемное задание, составляли перечень операций и определяли требования к тканям для спортивной формы.
С практической точки зрения, интеграция на уроке способствовала усилению межпредметных связей и снижению перегрузок обучающихся, за счет переключения на разнообразные виды деятельности. Переключение внимания помогло лучше запомнить учебный материал, развить у ребят интерес к профессии, творческие способности. Задания на основе межпредметных связей помогли активизировать интерес обучающихся к предметам и желание осваивать профессию.
Познавательная и воспитательная ценность урока состоит в том, он стимулирует двигательную и интеллектуальную активность обучающихся, нацеливает на продолжение изучения учебных дисциплин, как единого целого в рамках профессионального обучения.

Методические рекомендации к организации и проведению интегрированных уроков различных теоретических предметов.
Педагоги, которые планируют включить в свою педагогическую деятельность проведение интегрированных уроков, должны учитывать затруднения, которые могут при этом возникнуть.
Во-первых, следует просмотреть программы тех предметов, которые предполагается интегрировать с целью выявления похожих по тематике тем.
Во-вторых, преподаватели должны тщательно продумывать разнообразные виды деятельности с учётом физических и умственных возможностей обучающихся.
В-третьих, следует обратить особое внимание на организацию интегрированного урока: тщательно продумать расположение необходимого оборудования, наглядного материала, чтобы не отвлекаться на его поиски или развешивание во время урока. Интегрированные уроки больше похожи на театральную постановку.
В-четвертых, преподаватели должны уметь слаженно взаимодействовать, показывая пример взаимного сотрудничества.