Понятие образовательной технологии. Современные методы и организационные методы обучения.









Понятие образовательной технологии. Современные методы и организационные методы обучения.


Выполнил:
учитель изобразительного искусства
Примачук М. В.




Южно-Сахалинск
2013г. СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ .
«Нет ничего сильнее идеи, время которой пришло».
А. Горячев.

 
Педагогические системы могут быть описаны как целостные явления с помощью ряда признаков (по В.Г. Афанасьеву):
интегративные качества (такие, которыми не обладает ни один из отдельно взятых ее элементов);
составные элементы, компоненты; структура (связи и отношение между частями и элементами); функциональные характеристики; коммуникативные свойства (связи с окружающей средой); историчность, преемственность.
Существенными характеристиками системы являются целевые ориентации и результаты.
В качестве основы, системообразующего каркаса целесообразно использовать новое для педагогики понятие «технология» и новый "технологический" подход к анализу и проектированию педагогических процессов.
Понятие педагогической технологии
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.
Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).
Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).
Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Педагогическая технология это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).
Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.КларинОпределение «педагогической технологии»
Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.
1) научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.
Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.
Понятие «педагогическая технология» в образовательной практике употребляется на трех иерархически соподчиненных уровнях:
1) Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
2) Частнометодический (предметный) уровень: частнопредметная педагогическая технология употребляется в значении "частная методика", т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета, класса, учителя (методика (пер. стр. 15-16) преподавания предметов, методика компенсирующего обучения, методика работы учителя, воспитателя).
3) Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей учебно-воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитание отдельных личностных качеств, технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
Различают еще технологические микроструктуры: приемы, звенья, элементы и др. Выстраиваясь в логическую технологическую цепочку, они образуют целостную педагогическую технологию (технологический процесс).
Технологическая схема - условное изображение технологии процесса, разделение его на отдельные функциональные элементы и обозначение логических связей между ними.
Технологическая карта - описание процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий (часто в графической форме) с указанием применяемых средств.
Понятие педагогической технологии частнопредметного и локального уровней почти полностью перекрывается понятием методик обучения; разница между ними заключается лишь в расстановке акцентов. В технологиях более представлена процессуальная, количественная и расчетная компоненты, в методиках -- целевая, содержательная, качественная и вариативно-ориентировочная стороны. Технология отличается от методик своей воспроизводимостью, устойчивостью результатов, отсутствием многих «если» (если талантливый учитель, если способные дети, хорошие родители...). Смешение технологий и методик приводит к тому, что иногда методики входят в состав технологий, а иногда, наоборот, те или иные технологии -- в состав методик обучения.
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
некоторого представления планируемых результатов обучения, средств диагностики текущего состояния обучаемых, набора моделей обучения, критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
Педагогические приемы независимы от применяемых средств. Лучшим доказательством этому могут служить приемы, используемые без применения каких бы то ни было средств вообще. Даже такая мелочь, как умение задать вопрос, может заметно повысить качество работы.
Беседа форма организации урока, при которой ограниченная дидактическая единица передается в интерактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития. В зависимости от чередования направлений информационных потоков во времени, различается несколько разновидностей беседы: с параллельным контролем, с предконтролем, с постконтролем и другие.
Лекция форма организации урока, в которой укрупненная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития.
Педагогическая техника используемые в рамках данной модели обучения средства и приемы в их взаимодействии.
Планируемые результаты обучения диагностируемые и операционально выраженные цели обучения, в частности могут быть представленными в виде систем задач.
Практикум форма организации урока, в которой весь класс делится на группы (возможны варианты с гомогенными и с гетерогенными группами), группы получают задания на определенное время, по истечении которого отчитываются о результатах, а затем задания циклически меняются от группы к группе.
Рассказ форма организации урока, в которой ограниченная дидактическая единица передается в экстраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и развития.
Семинар форма организации урока, в которой укрупненная или ограниченная дидактическая единица передается в интраактивном информационном режиме для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития.
Система задач совокупность заданий к блоку уроков по изучаемой теме, удовлетворяющая требованиям:
1. Полнота. Наличие задач на все изучаемые понятия, факты, способы деятельности, включая мотивационные, подводящие под понятие, на аналогию, следствия из фактов и прочее.
2. Наличие ключевых задач. Группировка задач в узлы вокруг объединяющих центров задач, в которых рассматриваются факты или способы деятельности, применяемые при решении других задач и имеющие принципиальное значение для усвоения предмета.
3. Связность. Вся совокупность задач представляется связным графом, в узлах которого ключевые задачи, выше них подготовительные и вспомогательные, ниже следствия, обобщения и так далее.
4. Возрастание трудности в каждом уровне. Система состоит из трех подсистем, соответствующих минимальному, общему и продвинутому уровням планируемых результатов обучения. В каждой из подсистем трудность задач непрерывно нарастает.
5. Целевая ориентация. Для каждой задачи определено ее место и назначение в блоке уроков.
6. Целевая достаточность. Достаточно задач для тренажа в классе и дома, аналогичных задач для закрепления методов решения, задач для индивидуальных и групповых заданий, задач для самостоятельной (в том числе исследовательской! деятельности, для текущего и итогового контроля с учетом запасных вариантов и так далее.
7. Психологическая комфортность. Система задач учитывает наличие разных темпераментов, типов мышления, видов памяти. Например, есть задачи для устных упражнений, для письменного выполнения, для чтения чертежа, задачи-шутки и другие.
Образовательная технология система, включающая некоторое представление планируемых результатов обучения, средства диагностики текущего состояния обучаемых, множество моделей обучения и критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Семинар-практикум форма организации урока, в которой часть учащихся временно объединяется в группы с учетом уровневых достижений для решения задач за ограниченное, заранее заданное время, по истечении которого группы отчитываются либо всему классу, либо учителю, либо ученикам-контролерам. При отчете группы приоритет отдается субъективной эффективности группы, то есть не столько результату работы, сколько процессу. Эта форма урока сконструирована специально для интегральной технологии обучения.
Структура урока развертка последовательности модулей, составляющих урок, на степень множества обучаемых. Последовательная (линейная, простая) структура урока предполагает, что в каждый момент времени урока статистическое большинство обучаемых находятся в одном и том же модуле урока. В противном случае урок имеет параллельную (разветвленную, сложную структуру).
Тренинг-минимум часть блока уроков, предназначенная для отработки до автоматизма умения решать задачи, соответствующие минимальному уровню планируемых результатов обучения (государственному образовательному стандарту).
«Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические и так далее. В основании этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым. Если в основу классификации положить, например, степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Можно избрать и другие основания классификации.
бъяснительно-иллюстративный ОИ, программированный ПГ, эвристический Э, проблемный ПБ, модельный М.
Введем некоторые пояснения приведенной классификации методов обучения. Для этого представим себе предельно упрощенную модель процесса обучения для какого-либо периода обучения, где есть: – начальные условия, – промежуточные результаты или задачи и пути их достижения (решения), – конечный результат.
Так как эта модель относится к определенному периоду обучения, то здесь под конечным результатом понимаются планируемые результаты обучения за этот период, а под начальными условиями текущее состояние ученика к началу периода. В частном случае периодом обучения можно считать урок. Тогда начальные условия это те знания, умения, представления, ценности, которые уже есть у ученика и к которым должны прибавиться новые результаты обучения.
Если ученик знает, из чего надо исходить, через какие промежуточные результаты пройти в изучении темы, как их достичь, то его функции в обучении сводятся к тому, чтобы запомнить все это и в должный момент воспроизвести. Таким образом, можно говорить о репродуктивном или объяснительно-иллюстративном методе (ОИ).
Если до ученика не доводятся промежуточные результаты, но открыто все остальное, то имеем программированное обучение (ПГ). Действительно, ученик знает, из чего исходить и что делать. Получив результаты по первой части программы действий, надо перейти к выполнению второй части программы и так далее до получения планируемых результатов. Мы здесь не обсуждаем средств реализации программированного обучения (печатное пособие, электромеханическое устройство вроде автоматизированных классов «Огонек», компьютер и даже человек). Если промежуточные результаты открыты, но способ их получения ученику не сообщается, то приходится пробовать разные пути, пользуясь множеством эвристик. Так повторяется после получения каждого объявленного промежуточного результата. Перед нами стандартная схема эвристического поиска, то есть мы говорим об эвристическом методе обучения (Э).
Далее, если не известны и промежуточные результаты, и пути их достижения, ученик сталкивается с противоречием между имеющимися знаниями и необходимыми, то есть попадает в проблемную ситуацию. Его поиск приобретает более сложный характер. В этом случае учитель использует проблемный метод обучения (ПБ).
Рассмотренные методы строились на том, что ученик знал исходные условия. Это достигалось с помощью домашнего задания, вводного повторения, специальных форм опроса и так далее. Однако в последнее время все большей популярностью пользуется обучение, при котором исходные условия не выделяются учителем, а отбираются самим учеником в зависимости от его понимания задачи. Из этих условий он получает результаты, сравнивает их с планируемыми. При наличии расхождений с целью ученик возвращается к начальным условиям, вносит в них изменения и вновь проходит весь путь. Этот процесс повторяет процесс моделирования, вследствие чего и метод получил название модельного (М). Не исключено, что, закрывая от ученика разные элементы схемы вместе с начальными условиями, мы получим разновидности модельного метода, например, модельно-эвристический.
ТАБЛИЦА 1. Матрица разнообразия методов и форм обучения
 
Форма / Метод
ОИ
ПГ
Э
ПБ
М

Рассказ
++++++
 
++++++
 
 

Беседа
++++++
 
++++++
 
 

Лекция
++++++
 
 
 
 

Семинар
++++++
 
 
 
 

Семинар-практикум
 
 
 
 
 

Практикум
 
 
 
 
 

Практическая работа
++++++
 
 
 
 

Лабораторная работа
++++++
++++++
 
 
 

Экскурсия
++++++
++++++
++++++
 
 

Самостоятельная работа
++++++
++++++
++++++
++++++
 

 
Естественно, что чем больше заполненных клеток у данного учителя, тем выше разнообразие его деятельности в управлении учебно-познавательным процессом.Этого можно было ожидать: «В традиционной дидактике в основном преобладают объяснительно-иллюстративные формы и методы обучения с незначительной по объему (по отношению ко всему методическому инструментарию) самостоятельной работой обучаемых, выполняемой в рамках различных теорий обучения. Некоторым расширением в направлении активизации самостоятельной деятельности и развития творческого потенциала обучаемых можно считать идеи, заложенные в теориях проблемного обучения, алгоритмизации обучения и др. Реализация идей вышеназванных теорий приводила к повышению качества усваиваемых знаний, умений и навыков; к экономии времени на изучение учебного материала, к формированию у обучаемого определенных умственных действий.

Метод проектов.
История метода проектов
«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х.Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.
Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».
«Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти эти идеи стали довольно широко внедряться в школу. Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике»
Однако в советское время «в рамках внеурочной общественно полезной деятельности проводились порой мероприятия, по существу представляющие собой реализацию проектов»


Образовательный ресурс «Метода проектов».
Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления»

Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
«Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.

Статус метода проектов (в сравнении с иными методами и технологиями)
«Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути»
«Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)».
«Метод проектов становится «интегрированным компонентом вполне разработанной и структурированной системы образования. Популярность метода проектов обеспечивается возможностью сочетания в нем теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем.
«Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения».


Типология проектов
В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:
1. «Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий); 2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект. 3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов). 4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира). 5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта».

«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)
Этапы работы над проектом (возможные варианты описания)
В методе проектов выделяют следующие этапы работы над проектом: поисковый, конструкторский, технологический, заключительный.
«Поисковый этап. Поиск и анализ проблемы. Выбор темы проекта. Планирование проектной деятельности по этапам. Сбор, изучение и обработка информации по теме проекта.
Конструкторский этап. 1. Поиск оптимального решения задачи проекта. 1.1 исследование вариантов конструкции с учетом требований дизайна. 1.2 выбор технологии изготовления 1.3 экономическая оценка, 1.4. экологическая экспертиза. 2. Составление конструкторской и технологической документации.
Технологический этап. 1. Составление плана практической реализации проекта, подбор необходимых материалов, инструмента и оборудования. 2. Выполнение запланированных технологических операций. 3. Текущий контроль качества. 4. Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
Заключительный этап. 1. Оценка качества выполнения проекта. 2. Анализ результатов выполнения проекта. 3. Изучение возможностей использования результатов проектирования (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация
«Этапы работы над проектом: выбор темы, формулирование варианта проблем, распределение задач по группам, групповая иди индивидуальная разработка проекта, защита и экспертиза проекта.
Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна “мозговая атака” с последующим коллективным обсуждением.
Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
Защита проектов, оппонирование.
Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы».
«В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; проведение сбора данных; анализ полученных данных; оформление конечных результатов; подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозгового штурма", "круглого стола", статистических методов, творческих отчетов, просмотров и пр.)» .
Вся деятельность учащихся сосредоточивается на следующих этапах: подготовка, планирование, исследование, результаты и/или вывод, оценка результатов и процесса.
1) Подготовка а) определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач; б) выдвижение гипотезы их решения; в) обсуждение методов исследования;
2) Планирование а) определение источников информации; б) определение способов сбора и анализа информации; в) определение способа представления результатов; г) установление процедур и критериев оценки результатов и процесса; д) распределение задач (обязанностей) между членами команды.
3) Исследование а) сбор информации; б) решение промежуточных задач.
4) Результаты и/или выводы. а) анализ полученных данных; б) формулирование выводов.
5) Оценка результатов и процесса; а) оформление конечных результатов; б) подведение итогов, корректировка, окончательные выводы.
«Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные».
«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний».
Характер педагогической деятельности в методе проектов
«Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера»
«Самое сложное для учителя в ходе проектирования это роль независимого консультанта»
«Трудно удержаться от подсказок, особенно, если педагог видит что учащиеся “идут не туда”. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающей у значительного количества школьников».
«Учитель при этом выполняет следующие (задачи) функции: помогает ученикам в поисках источников информации; сам является источником информации; поддерживает и поощряет учеников; поддерживает непрерывную обратную связь».
«Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности»
«У учащихся при выполнении проекта возникают свои специфические сложности, но они носят объективный характер, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит усвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовать, моделировать, так как учащимся трудно намечать ведущие и текущие цели и задачи, искать пути их решения, выбирая оптимальные при наличии альтернатив».
Связь логических уровней и педагогических средств в обучении изобразительному искусству
Уровень в структуре личностного опыта
Педагогические средства

 
Личностное своеобразие, я-концепция
Создание образовательной ситуации для присвоения и проявления ролей: художник (живописец, график, скульптор, дизайнер и т.д.), автор, зритель, критик, экскурсовод, искусствовед и т.д.
 
Использование только позитивного обращения к личностному своеобразию (формирование позитивной я-концепции).
Создание ситуации для проявления своей личностной позиции.
 
«Встреча с личностью»: Мастером, Художником, Автором.
 
Обеспечение адресного выполнения творческой работы с обязательным указанием имени автора.
 
Проведение персональной выставки юного автора.
 
Публичная защита авторской концепции/проекта.
 

 
Мотивация, цели, ценности, убеждения
Вера в способности и талантливость ученика!
Выявление индивидуальных интересов и ожиданий от урока, совместное целеполагание, использование мотивирующих метафор, сказок, легенд и историй.
 
Использование особо эмоциональных высказываний выдающихся деятелей мировой культуры.
 
Индивидуальное планирование результатов продвижения в освоении творческой деятельности.
 
Обеспечение обоснованного личностного выбора в обучении (индивидуальной или групповой работы, формы и вида деятельности, темы, художественных средств, сложности работы, индивидуальной или групповой деятельности, формы домашнего задания и т.д.).
 
Ведение «блокнотов успеха».
 
Периодическое обсуждения конкретных вариантов использования результатов обучения изобразительному искусству в жизни ребенка.
 
Реализация собственной оценки учеником результатов творческой деятельности.
 
Отбор «лучшей работы» для участия в творческих конкурсах.
 
Награждение по итогам обучения.
 

 
 
 
 
 
Способности и стратегии
Моделирование урока на основе следующих стратегий:
Общеучебные стратегии.
Стратегия восприятия художественного произведения.
Специальные творческие стратегии: изображения формы, выбора и смешения красок, изображения света и тени, создания композиции, отражения перспективы и т.д.
 
Стратегия разработки и реализации творческой работы/проекта.
 
Стратегии анализа художественного произведения (замысла автора, использования комплекса выразительных средств, определения принадлежности произведения к эпохе, стилю и т.д.).
Стратегия создания отзыва и написания рецензии.
Стратегия продуктивного посещения выставки и галереи.
Стратегия организации экскурсии.
 
Проведение уроков с учетом полной модели Т.О.Т.Е.

Создание системы позитивной и качественной обратной связи по результатам и процессу творческой деятельности.
 
Реализация технологии ЦРПС, игровой, исследовательской и проектной деятельности.
 

 
Поведение и деятельность
Организация художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, моделирование из бумаги, создание проекта дизайна и т.д.
 
Восприятие и анализ произведений искусства: созерцание, разглядывание, высказывание собственного мнения, создание отзыва, написание рецензии и т.д.
 
Беседы по теории искусства.
 
Организация бесед и дискуссий: диалога, полилога.
 
Организация сюжетно-ролевых игр.
 
Организация творческих проектов.
 
Организация выставок детских работ, школьной галереи.


 
Образовательное пространство, окружение
Особая организация пространства класса, наличие мольбертов, различных художественных материалов (красок, мелков, кистей, карандашей, пластилина и глины и т.д.).
 
Эстетическое оформление класса, дизайн.
 
Наличие выставки детских работ.
 
Система методического оснащения, ТСО.
 
Обеспечение участия в различных выставках и галереях, музеях изобразительного искусства.
 

 
Таким образом, в основе обучения изобразительному искусству лежат следующие принципы:
 
Обучение изобразительному искусству направлено на самовыражение и развитие личности, а затем на приобщение к образцам мировой художественной культуры.
Авторство ученика изначально первично: сначала он выступает в качестве создателя своего произведения, а лишь затем анализирует и соотносит результаты собственного творчества с работами других учеников, мастеров искусства.
В ходе обучения искусству школьнику необходимо овладеть различными ролевыми позициями: «автор», «зритель», «критик», «искусствовед», «живописец», «график», «скульптор», «дизайнер» и т.д.
Любые виды учебной деятельности на уроке должны носить личностный смысл, согласовываться с интересами ребенка, сориентированы на реальное их использование в жизни ученика.
Развитие интереса к искусству и художественного вкуса строится на основе имеющегося личностного опыта творческой деятельности, сформированных собственных эстетических эталонов, освоения языка искусства.
Учитель и ученик должны совместно согласовывать цели образовательного процесса.
В ходе обучения изобразительному искусству необходимо как можно больше предоставлять детям свободу выбора: создания замысла творческой работы, вида деятельности, художественных материалов, индивидуальной или групповой работы, сложности выполнения творческой задачи, формы домашнего задания и т.д.
Обучение искусству необходимо согласовывать с творческой избирательностью ребенка (предпочтениям к видам деятельности, материалу, личностным смыслам и т.д.).
На начальных этапах учитель показывает ученикам различные приемы изобразительной деятельности, а впоследствии дети, овладевая ими, формируют собственный опыт художественной и учебной деятельности.
Процесс обучения собственно изобразительной деятельности необходимо сразу строить на основе анализа познавательных и творческих стратегий, управляя, таким образом, развитием знаний, умений и навыков.
В процессе изучения изобразительного искусства необходимо развивать различные виды рефлексии: результаты собственной деятельности и процесс творчества, способы управления своими действиями, а также восприятие художественного произведения (замысла, средств выразительности, эстетической ценности, принадлежности к определенной эпохе, направлению и стилю искусства и т.д.).
Этапы организации урока:

·        Организационный момент и введение в урок.

·        Совместное целеполагание.

·        Эвристическая беседа/создание игрового контекста.

·        Спонтанное самовыражение в процессе творческой деятельности.

·        Диагностика творческих предпочтений и базового уровня сложившихся навыков.

·        Планирование творческой деятельности.

·        Реализация творческой деятельности.

·        Анализ достигнутых результатов (работа с листом анализа познавательной стратегии).

·        Планирование коррекции собственной деятельности на последующих уроках.

·        Защита своей творческой работы.

·        Подведение итогов.

Примеры уроков по изобразительному искусству.
Тема:  "Перспектива"
Цели:  
предметные: познакомить обучающихся с основой построения изображения на вертикальной плоскости, закономерностями линейной перспективы, дать понятие «перспективы», формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
метапредметные: учить обучающихся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоению способов решения проблем поискового характера, освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умению активно использовать возможности речевых средств и ИКТ, а также выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Организация и структура урока
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

п/п
Этап урока
Действия учителя
Деятельность учащихся
УУД

1
Организационный момент.
1. Диалог:
- Каким бы вы хотели видеть наш урок?
- Я желаю всем, чтобы сегодняшний урок у нас получился  таким, каким вы его задумали.
Цель: создать положительный настрой учащихся на урок, на восприятие учебного материала, способствовать быстрому включению учащихся в деловой ритм.
Цель: настроиться на учебную деятельность, на восприятие новых знаний, быстрое включение в деловой ритм.
     
      Дети активно включаются в диалог с учителем, высказывают свои мнения.
   
Личностные: желание приобрести новые знания.
Коммуникативные: умение вести диалог с учителем, учащимися.

2
Актуализация новых знаний.
1. Вхождение в новую тему.
(На интерактивной доске появляется изображение  аллеи, уходящей вдаль).
Учитель:
- Что вы заметили? (улицу, уходящую вдаль и сходящуюся на горизонте в одну точку, а также высотные дома, стоящие вдоль нее)
- А вы хотели бы научиться правильно изображать улицу и строения, располагающиеся на ней? (да)
- Тогда вы, наверное, догадываетесь, какая будет   тема нашего урока?
2. Формулирование темы урока обучающимися, целеполагание.
3. Знакомство с  понятием «Перспектива».
Учитель: 
Система знаний, помогающих правильно изображать на плоском листе предметы, находящиеся в пространстве, так, как мы видим их в натуре, носит название перспектива.
Линейная перспектива -
это перспектива на вертикальной плоскости, которая является основой построения изображения на картине, на листе бумаги. Сближение параллельных линий и уменьшение предметов, равных по величине, по мере удаления от глаз наблюдателя.
4. Исследовательская деятельность. Работа в парах.
Учитель предлагает ученикам разбиться на пары и изобразить на листе бумаги рельсы, уходящие вдаль. По обеим сторонам просит нарисовать деревья, которые также по мере удаления от маленького художника должны расти.
5. Анализ выполненных  работ. Самооценка.
Цель: дать понятие перспективы, познакомить с основными закономерностями линейной перспективы.
Форма работы: исследовательская,  проектная
Методы: диалог, наглядные;
Средства активизации:  использование интерактивной доски.
      Учитель, ведя диалог с обучающимися, подводит их к формулированию темы урока, постановке целей.
Учитель направляет учеников на освоение нового материала.
Учитель объясняет новый материал, используя наглядные пособия,  показывает на доске правильное построение при помощи мела и линейки.
Учитель помогает детям в работе, направляет их исследовательскую деятельность.
Учитель предлагает ребятам провести самоанализ своей работы. Затем группам предлагается обменяться работами и уже провести анализ работы одноклассников.
Цель: научиться основным понятиям "Линейная перспектива", овладеть начальными навыками построения на горизонтальной плоскости.
Принимают активное участие в беседе с учителем.
Сами формулируют тему урока, ставят цели урока.
Дети работают в парах, определяют положение объектов, предметов относительно линии горизонта,  учатся правильно работать с линейкой и карандашом.
Дети анализируют свои работ, оценивают их.
Создание учителем ситуации успеха позволяет обучающимся самостоятельно достичь поставленных целей.
Личностные: мотивация личного роста обучающегося, формирование эстетических потребностей.
Регулятивные: научиться самостоятельно управлять своей деятельностью.
Коммуникативные: умение формулировать вопросы по новой теме, высказывать свое мнение по новому материалу.
Познавательные: овладение способом (изображения улицы при помощи линейной перспективы).
Познавательные: формулировка темы, умение осознанно строить речевое высказывание.
Коммуникативные: умение слушать.
Личностные: саморазвитие, мотивация к обучению
Познавательные:
работа с информацией, со схемой, выполнение логических операций: сравнение, анализ.
Коммуникативные:
сотрудничество со сверстниками, согласование усилий
Регуляторные: преодоление трудностей, настойчивость в достижении цели
Личностные:
рефлексия, самооценка самоиндентификация, 
смыслообразование позволяют обучающимся выразить свою точку зрения.
Регулятивные: контроль и коррекция.
Коммуникативные:
навыки сотрудничества, умение вести конструктивный диалог.

3.
Подведение итога.
Учитель:
- Какие открытия вы сделали на уроке?
- Достигли ли цели, которые ставили в начале урока?
- Ребята, сегодня на уроке мы с вами слегка  приоткрыли дверь в большой мир перспективы. Ещё много тайн нам с вами предстоит узнать на следующих уроках.
Учитель подводит итог урока, дает положительную оценку работе класса.
Учащиеся высказывают свои мнения по поводу урока: что понравилось, что узнали нового.
Личностные: мотивация достижения
Познавательные: рефлекси




Коллективно- творческая работа
«Проходите в избу».


Цель:  
предметные: познакомить обучающихся с основой построения изображения крестьянской избы , формировать первоначальные представления о роли изобразительного искусства в жизни человека;
метапредметные: учить обучающихся принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, освоению способов решения проблем поискового характера, освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии, умению активно использовать возможности речевых средств , а также выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Формирование и закрепления понятия интерьера русской крестьянской избы.

План урока:
1. Формирование групп.
2. Постановка художественной задачи по выполнению макета интерьера русской избы.
3. Работа в малых группах над выбранной композицией и ее деталями.
4. Подведение итогов и защита проектов.

(Перед началом урока учитель выдает бирочки ученикам , где написано название каждой группы).

Ход урока:
Вы разделились на группы, каждая из которых будет делать свой макет крестьянской избы.
На столах у вас лежат папки, в которых есть ножницы и элементы интерьера крестьянской избы. Посмотрите , к чему вы должны прийти.

( учитель показывает свой макет крестьянской избы.)

Вы должны будете раскрасить эти элементы и распределить на макете.
Но прежде чем приступать к работе распределите между собой, что вы будете делать.
1. Определите название своей работы.
2. Придумайте небольшой рассказ о своей избе.

Не забываем, что это у вас русская деревянная изба, при этом используется коричневый и светло- коричневый цвет.
А теперь самое интересное, я попрошу представителей команд подойти ко мне и вытянуть бирочки, где будет указано, кто какой интерьер будет делать, современный или старинный.
(Учащиеся выходят и вытягивают жетоны).

А теперь приступаем к практической работе (под народную музыка учащиеся выполняют задание).
Подведение итогов.

Каждая группа защищает свой проект.



Заголовок 2 Заголовок 315