Стаья на тему ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ


ПРОЕКТНОЕ ЗАДАНИЕ КАК ФОРМА ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ И ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Л.И.Белогуровагосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Калининградской области «Индустриально-педагогический колледж
г.Черняховск cleverthead@rambler.ruФундаментальные изменения, происходящие в настоящее время во всех сферах общества, отражаются также и на профессиональной подготовке будущих учителей начальных классов. В соответствии с ФГОС СПО выпускник педагогического колледжа должен не только владеть теорией своей профессиональной деятельности, огромным количеством умений, но и приобрести опыт самообразования и успешного продвижения по индивидуальному образовательному маршруту. На первое место выступают такие содержательные компоненты компетентности педагога, как критичность мышления, способность к анализу, потребность в самосовершенствовании. Теоретическая и практическая подготовка студентов, осваивающих профессию учителя начальных классов, осуществляется при изучении дисциплин и профессиональных модулей профессионального цикла. В рамках реализации ФГОС – 3 для проведения процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются фонды оценочных средств. Для того чтобы приблизить программу текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам к условиям их будущей профессиональной деятельности предлагается такая форма промежуточной аттестации как защита учебных проектов, проектных заданий. Что такое «проект», «учебный проект», «проектное задание»?
Основные вопросы, требующие поиска у преподавателей ответов при разработке проектного задания: какова структура проектного задания; какова последовательность действий студента при разработке проектного задания; в чем состоит руководство педагога при написании студентом проектного задания; как оформить проектное задание; какова процедура защиты проектного задания; как оценить результативность разработанного проектного задания.
В рамках реализации ФГОС – 3 преподаватели уделяют большое внимание формам оценки сформированности профессиональных и общих компетенций. В колледже внедряется технология оценки результатов освоения профессионального модуля в соответствии с которой промежуточная аттестация проводится в форме защиты проектных заданий. Специфика проектного задания в отличие от учебного проекта заключается в том, что студентам предлагаются исходные данные, раскрывающие специфику учебной дисциплины или профессионального модуля. Например, студентам, изучившим профессиональный модуль «Методическое обеспечение образовательного процесса», предлагаются следующие исходные данные: информационно – образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет – ресурсы. Реализация главного принципа модернизации учебников УМК «Школа России» - усиление ориентирования учебного материала, способов его представления, методов обучения на максимальное включение учащихся в учебную деятельность.
Исходные данные определены профессиональными компетенциями, заложенными в ФГОС СПО по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»: ПК 4.1., ПК 4.2., ПК 4.3., ПК 4.4.
Непосредственному включению учащихся в проектное задание предшествует серьезная предпроектная работа педагога, которому предстоит провести поиск подходящей для проектного задания темы в предметном (межпредметном) пространстве. Поле этого поиска для педагога, как правило, ограничено рамками учебного раздела, темы или курса. Тема рождается из ключевых проблемных вопросов, на которые, по мнению преподавателя, студенты должны найти ответ, чтобы освоить тот или иной фрагмент (раздел) предметного содержания. У студента формируются общеучебные умения, необходимые для решения проблем: понимать проблему (использовать знания и умения для понимания информации, интегрировать информацию из разных источников); характеризовать проблему (определять переменные, присутствующие в проблеме и связи между ними, критически оценивать информацию); представлять проблему (разрабатывать форму представления информации, переходить с одной формы представления к другой); решать проблему (принимать решения в соответствии с условиями поставленной проблемы, проводить анализ системы, ее планирование для достижения цели); сообщать решение проблемы (выбирать форму представления полученного результата и излагать его понятно для других людей)
Результатом педагогической деятельности преподавателей колледжа должно стать развитие и оценка профессиональных компетенций будущих специалистов, проявляющееся в умении учителя начальных классов разрабатывать рабочие программы, выполнять роль предметного эксперта, аналитика качества образовательного процесса и апробации нового содержания образования. Позиция учителя начальных классов как методиста в условиях реализации ФГОС НОО становится всё более актуальной.