Доклад на педсовет на тему Инновационные формы и методы контроля знаний учащихся

Формы и методы контроля знаний учащихся
Контроль знаний, умений и навыков учащихся является важной составной частью процесса обучения. Целью контроля является определение качества усвоения учащимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений, воспитание ответственности к учебной работе. Для выяснения роли контроля в процессе обучения математике рассматривают его наиболее значимые функции: обучающую, диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую и воспитывающую.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация.
Сущность диагностической функции контроля состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.
Прогностическая функция контроля служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Сущность воспитывающей функции заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности. Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным. В соответствии с формами обучения на практике выделяются три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.
При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснять индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.
При групповом контроле класс временно делится на несколько групп (от 2 до 10 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание. В зависимости от цели контроля группам предлагают одинаковые задания или дифференцированные (проверяют результаты письменно-графического задания, которое ученики выполняют по двое, или практического, выполняемого каждой четверкой учащихся, или проверяют точность, скорость и качество выполнения конкретного задания по звеньям). Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий, на лучшем из вариантов доказательства теоремы и т. п.
При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Текущий контроль проводится в течение всего обучения, на каждом уроке, причем почти на каждом его этапе. Оценивание при текущем контроле оказывает огромное воспитательное воздействие. Объективная оценка может поддержать, подбодрить ученика, поспешно выставленная – задержать, затормозить.
При тематическом контроле выясняется усвоение учащимися основных положений темы. На основе результатов тематического контроля, включая результаты контрольной работы по теме, выставляются оценки за четверть, полугодие, учебный год.
Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом. В современном обучении процесс контроля знаний является многоцелевым. Контроль должен выявить, знают ли учащиеся фактический материал, умеют ли применять свои знания в различных ситуациях, могут ли осуществлять мыслительные операции, т. е. сравнивать и обобщать конкретные факты, делать общие заключения. Это дает возможность получать сведения, необходимые для успешного управления обучением, воспитанием и развитием учащихся. В этой связи различают три типа контроля: внешний контроль учителя за деятельностью учащихся, взаимоконтроль и самоконтроль учащихся. Особенно важным для развития учащихся является самоконтроль, потому что в этом случае учеником осознается правильность своих действий, обнаружение совершенных ошибок, анализ их и предупреждение в дальнейшем. Исходя из вышесказанного, можно применять различные формы и методы контроля и оценки знаний учащихся. Приведем некоторые из них.
Устная контрольная работа.
Учащимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут учащиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из учащихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством учащихся.
Контрольная (самостоятельная) работа.
Содержание контрольных (самостоятельных) работ составляют задачи: текстовые (аналитические и графические) и экспериментальные. Тематические контрольные работы составляются в соответствии с программными требованиями, содержание учебника, уровня подготовки учащихся, но не ниже требований государственного стандарта. Существуют различные способы вариантов контрольных (самостоятельных) работ:
2-4 варианта одинаковой трудности;
Варианты на определенную оценку (предлагается три текста контрольной работы на «3» «4» «5», ученик имеет право выбора работы);
«уровневые» контрольные (самостоятельные) работы;
контрольная (самостоятельная) работа по «баллам», учащемуся предлагается вариант, в котором задач заведомо больше, чем необходимо для получения
какой – либо оценки, каждая задача оценивается в баллах, к каждой контрольной работе предлагается свой критерий оценивания;
контрольная (самостоятельная) работа, содержащая задачи с несколькими вопросами.
Домашние контрольные работы.
Для домашних контрольных работ можно предложить следующие задания:
экспериментальные задачи;
задания, в которых необходимо привести несколько способов решения;
задания обобщающего характера, требующие привлечения материала различных тем.
Математический диктант.
Математические диктанты являются одним из методов закрепления и проверки знаний. Сущность их состоит в том, что учитель предлагает всему классу вопросы, а учащиеся дают краткие ответы. Каждый ученик перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта ученики сдают одну часть листа учителю. Сразу начинается проверка. Учитель просит одного из учеников назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ. Выставленные учениками отметки ставятся в журнал (иногда выборочно можно перепроверить, так как один экземпляр есть у учителя). Математические диктанты помогают учащимся закрепить определения. Они дают в достаточной мере обеспечить обратную связь, чтобы учитель увидел, как учащиеся усвоили и поняли основные математические понятия. Эту форму работы можно использовать как для контроля пройденного материала, так и для актуализации прежних знаний. В этом случае хорошо включить один из вопросов по еще не пройденному материалу. Обязательно поощрить того, кто даст на него правильный ответ. Остальным же отметки выставить по желанию.
Дифференцированная проверочная работа в младших классах.
Эту работу целесообразно проводить во время закрепления и обобщения пройденного. На доске записываются разноцветным мелом три варианта заданий различной степени сложности. Оценка “3” соответствует тексту, записанному зеленым цветом, оценка “4” - синему, оценка “5” - красному. На стене рядом помещается колонка с фамилиями учащихся, а справа три колонки вариантов. В каждой колонке количество столбцов должно соответствовать количеству заданий. Ученики выполняют задания по выбору каждое на отдельном листочке. Как только пример решен, ученик подходит к учителю, который мгновенно определяет, правильное решение или нет. Если ответ правильный, учитель забирает листочек, а ученик закрашивает на стенде ту клеточку, которая соответствует его варианту и номеру задания. Если ответ неверен, ученик отправляется искать ошибку или выполнять задание более легкого варианта. К концу урока учитель, ориентируясь на закрашенные клеточки стенда, имеет представление о подготовке всего класса и каждого ученика в отдельности.
Зачеты.
Зачет является основной частью зачетной системы и проводится для определения достижений каждым учащимся конечных результатов обучения по определенной теме. В зависимости от содержания учебного материала зачеты могут быть устными и письменными. Зачеты проводят в учебное время, выделяя один - два урока в зависимости от объема проверяемого материала.
Тесты.
Тестирование – наиболее объективное процедура аттестации учащихся. Для учащихся – это объективное средство определения своих достижений. Для учителей - средство оценки эффективности обучения, корректировки процесса обучения в соответствии с возможностями учащихся.


Формы тестовых заданий.
Закрытая форма:
С выбором одного правильного ответа (из двух, трех, четырех и так далее);
С выбором нескольких правильных ответов.
Открытая форма (ответ вписывается в соответствующее место);
На установление соответствия элементов одного множества другому.
На установление последовательности действий.
Тестовая проверка знаний возможна на различных этапах изучения учебного материала.
Сочинения, рефераты используются при повторении и обобщении учебного материала, при проверке осознанности знаний и умений находить примеры физических явлений и закономерностей в окружающей жизни.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




ђ Заголовок 1ђ Заголовок 2ђ Заголовок 3ђ Заголовок 4ђ Заголовок 5ђ Заголовок 6ђ Заголовок 7ђ Заголовок 8ђ Заголовок 915