Истина и её критерии

10 класс Обществознание 54-55 ур
Истина и её критерии. Абсолютная и относительная истина.
Хакыйкать h‰м аныS критерийлары. Абсолют h‰м чагыштырмача хакыйкать.
Цель: объяснить понятия и термины: «эмпиризм», «рационализм», «относительная истина», «абсолютная истина», «сенсуализм», «критерий»;
Задачи:
ознакомить с основными подходами к пониманию истины и ее критериев;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философской науки, участвовать в дискуссии, работать с документами, работать в группе, выступать публично, формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
Целью познавательной деятельности человека является получение знания, которое отражает действительность. Как найти истину? Послушайте древнюю притчу.
Давным-давно жил на свете юноша, который искал истину. Кто-то подсказал ему, что есть высоко в горах пещера, а в ней глубокий колодец. «Спроси колодца, в чем истина, и он поведает тебе об этом». Юноша нашел колодец и задал свой вопрос. Из колодца пришел ответ: «Иди на площадь в своем поселке. Там ты найдешь то, что ищешь».
Полный надежд, он отправился на площадь и обнаружил там три маленькие торговые лавки. В одной продавали кусочки металла, в другой кусочки дерева, в третьей тонкую проволоку. Казалось, ничто и никто не имеет отношения к раскрытию истины.
Разочарованный, он вернулся к колодцу, чтобы попросить объяснений, но из колодца доносилось только эхо. Юноша продолжил свои поиски истины, и постепенно воспоминания о колодце развеялись.                                                    
Однажды лунной ночью он услышал звуки чудесной музыки. Кто-то вдохновенно [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на гитаре. Юноша захотел приблизиться и узнать, как рождается эта музыка. Он подошел к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] на гитаре и смотрел на его пальцы, танцующие по струнам, а потом начал рассматривать гитару.
И тогда неожиданно его поразило приятное открытие: инструмент был изготовлен из тонких проволочек - струн, металла и дерева, точно таких же, какие он видел когда-то, но не придал им никакого значения. И, наконец, он понял послание колодца: нам уже дано все, в чем мы нуждаемся. Наша задача - собрать все это воедино и использовать по назначению. Многое не имеет значения, пока мы рассматриваем только отдельные фрагменты. Когда они соединятся, возникает новое целостное понимание.
- Как вы поняли смысл притчи?
- Согласны ли вы с теми выводами, которые делает автор притчи? Почему?
- Какое отношение она имеет к теме нашего урока?
Тема урока: «Истина и ее критерии». Мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Свойства истины.
2. Критерии истины.
3. Виды истины.
4. Истина и заблуждение.
 
II. Новый материал
Проблема истины - вопрос о том, адекватно ли человек отображает в своем сознании действительность или впадает в заблуждение?
Истина – достоверное правильное знание о предмете.
Заблуждение - недостоверное отражение действительности.

Рассмотрим характерные черты философского понятия «истины».
1. Свойства истины.
- Итак, как же трактовали данное понятие мыслители? Какие свойства она имеет? Какие формы принимает?
(По ходу объяснения учителя на доске формируется схема.)
 

 2. Критерии истины
Философы по-разному определяли критерии истины. По ходу моего рассказа запишите в тетради те критерии истины, которые они выдвигали.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
3. Виды истины
- Какие ассоциации возникают у вас при словах «абсолютная истина»?
Послушайте следующую притчу.
Однажды Мастер сказал своим ученикам:
- В мире нет абсолютной истины.
Один из учеников спросил:
- А эта истина абсолютна?
- Конечно же, нет, - улыбнулся Мастер.
- Приведите примеры из [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], когда, казалось, абсолютные истины не выдерживали проверки временем.

Поэтому большинство философов рассматривают абсолютную истину как идеал или предел, к которому стремится наше знание.
На пути к этой цели мы получаем относительные истины.
Сравните два понятия: «абсолютная истина» и «относительная истина».
- Что их объединяет?
- Какие различия вы видите?
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина – такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества

Абсолютная истина
Относительная истина

исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе;
знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.
неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения знания;
знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

Истина конкретна – связана с определенным местом, временем, обстоятельствами

4. Истина и заблуждение.
В одном городе был открыт музей шарлатанства. Здесь представлены разные бутылочки с «чудодейственными микстурами» против всех болезней; есть и «спектрометр», излечивающий якобы все недуги, и музыкальный электрод. «Изобретения» выставлены в закрытых витринах. И все же посетители музея растаскивают экспонаты и потихоньку глотают таблетки.
- Чем можно объяснить сохранение в людях даже в век бурного научного прогресса веры в чудеса?
Если мы обладаем таким мощным и эффективным инструментом познания - мозгом, понимаем, что такое «истина», стремимся к истинным знаниям, то почему в жизни сплошь и рядом мы заблуждаемся, заходим в тупик?
- Работая с последним пунктом § 22, исследуйте проблему соотношения истины и заблуждений, выпишите в свои тетради истоки человеческих заблуждений.
Истоки человеческих заблуждений:
Причины заблуждений кроются в некоторых особенностях познавательной деятельности человечества. Ф. Бэкон назвал их «идолами», он сравнивал ум человека с зеркалом, которое искривляет мир.
Э. Мах считал, что для выявления причин заблуждений полезно обратиться к тем реальным случаям из истории науки, опыта отдельных людей, когда познавательная деятельность заканчивалась неудачей.
Современная [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] выявила некоторые механизмы восприятия и мышления, которые приводят нас к ложным умозаключениям.
Отсутствие полной и точной информации о предмете изучения.
Поскольку наша способность осмысливать информацию небезгранична, часто принимается решение, основанное не на анализе, а на стереотипе.
 Практика – целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики:
материальное производство (труд, преобразование природы);
социальное действие (революции, реформы, войны и т.д.);
научный эксперимент.
Функции практики:
источник познания (практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.);
основа познания (человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей жизнедеятельности преобразует его);
цель познания (человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности);
критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением)).
III. Итог урока
- Каково классическое определение истины как философского понятия?
- В чем вы видите объективность истины?
- Каковы критерии истины?
- Какие свойства и формы истины вы знаете?
- Что такое «абсолютная» и «относительная» истины?
- Выполните задания к параграфу.

Рисунок 1§ђ Заголовок 215