Организация текущего и итогового контроля в ОУ СПО

ОГАОУ СПО «Белгородский правоохранительный колледж
имени Героя России В.В.Бурцева»





Доклад на заседании ПЦК дисциплин филологического цикла

Тема: «Организация текущего и итогового контроля в ОУ СПО»


Преподаватель русского языка и литературы Ларченко Н.С.









6.03.2015г.


Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования и контроля
Н.А.Рубакин

Проверка знаний учащихся – это один из важнейших этапов процесса обучения. Главная её функция состоит в контроле знаний и умений студентов, что позволяет определить результативность процесса преподавания и усвоения знаний, уровень достижения минимума содержания образования. Выявленный уровень подготовки студентов дает возможность уточнить имеющиеся пробелы и систематизировать типичные ошибки для выработки дальнейшей стратегии и тактики обучения: определение путей ликвидации ошибок, корректировку содержания и методов обучения. Вот почему эта тема так важна для меня.
В своей работе я использую текущий, рубежный, промежуточный и итоговый контроль.
Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. Текущий контроль осуществляю через устный опрос, письменные задания, контрольные работы. На мой взгляд, достоинства этого контроля в систематичности, а также возможности балльно-рейтинговой оценки успеваемости студента. Недостатки в фрагментарности и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.
Рубежный контроль призван определить качество усвоения учебного материала студентами по разделам, темам учебной дисциплины через: собеседование, контрольные, практические, самостоятельные работы, зачетные занятия. Оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно - значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине.
Промежуточный контроль - это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов).
Зачет и экзамен помогают оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Итоговый контроль служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций
Текущий контроль и итоговая аттестация является основным механизмом оценки качества подготовки обучающихся (студентов) колледжа согласно федеральному государственному образовательному стандарту по профессии и формой контроля учебной деятельности студентов.
Система текущего и итогового контроля качества обучения студентов предусматривает решение следующих задач:
-обеспечение целостного и полного усвоения студентами содержания образовательных программ Федеральных государственных образовательных стандартов (далее ФГОС) среднего профессионального образования (далее СПО);
-широкое использование современных контрольно-оценочных технологий;
-организацию самостоятельной работы студентов с учетом их индивидуальных способностей;
-поддержание постоянной обратной связи и принятие оптимальных решений в управлении качеством обучения на уровне преподавателя, методических объединений колледжа.
Как я осуществляю текущий контроль по русскому языку?
1. Проверка знания теории (текст лингвистического характера)
1.Прочитать и пересказать параграф.
2.Составить план параграфа.
3.Составить план в вопросно-ответной форме.
4.Составить план в тезисной форме.
5. Пересказать с выводом: зачем это нужно знать.

2.Проверка знания орфографических и пунктуационных правил.
1. Рассказать правило с примерами из учебника.
2. Подобрать свои примеры.
3. Подобрать (составить) текст на правило.
5. Составить таблицу, схему
6. Задание «Нарисуй правило».
7. Написать сочинение-миниатюру «Что я знаю о »
8. Придумать задание викторинного типа.

3. Проверка письменной работы (в том числе домашнего упражнения).
1. Самостоятельно по контроль-карточке.
2. Самостоятельно по учебнику.
3. Самостоятельно со словарём.
4. Взаимопроверка.
5. Подготовить вопросы по упражнению.
6. Найти интересное слово (предложение) для различных видов разборов и сделать эти разборы.
7. Составить словарный диктант по тексту упражнения с аргументацией выбора слов.
8. Составить лингвистическую задачу по упражнению.

4.Уроки по развитию речи
1. Составить биографическую справку о писателе .
2. Подобрать иллюстрацию по теме.
3. Подобрать цитатный материал.
4. Подобрать текст по теме.

5. Работа над ошибками.  
1. Традиционная работа над ошибками – объяснение.
2. Составить таблицу на смешиваемые правила.
3. Составить алгоритм объяснения правила.
4. Составить мини-тест по ошибкам.
5. Составить словарный диктант.
6. Написать карточку-шпаргалку.
7. Выполнить творческую работу , обыграв
ошибки.

Задания по текущему контролю дают возможность повысить уровень успешности студентов, способствуют созданию условий для личностно-ориентированного обучения, помогают вовлечь каждого студента в активный познавательный процесс.
Итоговый контроль учебных достижений студентов при реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах ОПОП провожу в форме экзамена по русскому языку (тестирование и сочинение по тексту) и дифференцированного зачета по литературе (итоговое тестирование по литературе 19-21веков)
Итак, текущий и итоговый контроль качества обучения студентов – это объективная оценка степени освоения студентами знаний, практических умений и навыков по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам учебного плана, а также результатов самостоятельной работы над изучаемой дисциплиной. Текущий и итоговый контроль успеваемости имеет целью обеспечение максимальной эффективности учебного процесса, повышение мотивации к учебе и сознательной учебной дисциплины студентов.