План — конспект классного часа по теме: По страницам Красной книги


Федотова Нина Александровна
учитель начальных классов
МОУ «СОШ №16»
г. Магнитогорск
План – конспект классного часа для 3 класса.
Тема: По страницам Красной книги.
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения Красной книги.
Задачи:
познакомить учащихся с животными и растениями, занесёнными в Красную книгу;
раскрыть основные причины сокращения численности этих видов, меры, необходимые для их охраны;
воспитывать чувства ответственности, бережного отношения к природе и её составным частям.
Материалы и оборудование:
кроссворд «Помогите»;
иллюстрации животных и растений, занесенных в Красную книгу;
презентация «Животные и растения Красной книги».
Форма проведения: дискуссионная.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
Учитель: Чтобы определить тему нашего классного часа я предлагаю вам разгадать кроссворд.
по д с н е ж н и к б о б ры м у ра в ь и
к ро к о д и л
т и г рпе л и к а н
а и с т ч е ре па х а
(Кроссворд оформляется на доске)
2. Разгадывание кроссворда.
1. Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький.
(Подснежник)

2. Есть в реке работники –
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)

3. Погляди на молодцов:
Веселы и бойки,
Волокут со всех сторон
Материал для стройки.
(Муравьи)

4. В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
Кто б навстречу ни плыл,
Всех проглотит…
(Крокодил)

5. Полосат, да не зебра,
С усами, да не кот.
(Тигр)

6. У кого мешок под носом –
В нём он рыбку деткам носит?
(Пеликан)

7. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту,
За лягушками к болоту.
(Аист)

8. Живёт между
камнями
Голова с четырьмя
ногами.
(Черепаха)

(Разгадывание кроссворда сопровождается показом иллюстраций животных и растений)
3. Определение темы классного часа.
Учитель: Внимательно посмотрите на вертикальные столбцы и найдите слово, которое записано в одном из них. Какое слово получилось?
Ученики: Помогите!
Учитель: Как вы думаете, о какой помощи просят растения и животные? Почему они взывают о помощи к нам, людям? (Заслушивает ответы учащихся)
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на классном часу?
Ученики: о Красной книге.
4. История создания Красной книги.
Ученик зачитывает стихотворение:
Человек.Много есть чудес на свете, Человек их всех чудесней. Но себя лишь он любил,И природу погубил.Он никак не мог понять,Что природа — наша Мать!Вырубаются леса, реки загрязняются,И вода у нас в реке нам уже не нравится.Нет теперь в лесах зверей,Человек ведь всех главней!Удержаться он не смог,Это был его порок.Почему не может онЖить спокойно и с умом?Охранять, любить, ценить,Всей природой дорожить!А теперь вот видим мыЛеса без птиц, и земли без воды…Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды (Виктория Киш, Наталья Осьмак)
Учитель: Что может произойти с животными и растениями, если люди не возьмут на себя заботу об охране природы?
Посмотрите на эти иллюстрации. Может быть, кто-то из вас узнал на них какое – либо растение или животное?

Древесный богомол Ибис Медуница

Манул Ландыш Филин

Жук – олень Байкальская нерпа Белобокий дельфин
Этими животными и растениями надо восхищаться, поражаться, насколько талантлива на выдумки природа. Все они занесены в Красную книгу.
Кто знает, что такое Красная книга?
Почему её назвали Красной?
(Заслушивает ответы учащихся)
Учитель: На нашей планете с 1600 года вымерло около 150 видов животных. Больше половины из них исчезло по вине человека.
Действительно, книгу назвали Красной, потому что красный цвет – это сигнал тревоги и опасности, который заставляет остановиться и одуматься.
В 1963 году Международный союзом охраны природы была собрана Красная книга мира. На её создание ушло 14 лет.
Первый выпуск состоял из двух томов. В нём была собрана информация о 211 видах млекопитающих и 312 видах птиц. Второй выпуск книги вышел в 1966 году и состоял из трех томов. Кроме млекопитающих и птиц, в него были включены пресмыкающиеся и земноводные.
В нашей стране в августе 1978 года вышла в свет Красная книга СССР.
В 1984-1985 годах издан второй выпуск Красной книги СССР. Она уже состоит из двух томов. В неё впервые вошли насекомые, ракообразные, моллюски и дождевые черви. Второй том посвящен растениям – мхам, водорослям, лишайникам и грибам.
Есть Красные книги во всех областях и регионах России. С одной стороны, это радует, потому что люди, обратили внимание на животный и растительный мир. С другой стороны, это настораживает: раз каждая территория создает свою книгу, значит, все большему и большему количеству живых организмов угрожает опасность.
5. Список животных и растений, занесенных в Красную книгу.
Учитель: А теперь давайте, послушаем далеко не полный список представителей Красной книги.
(Чтение списка сопровождается показом презентации)
Растения: лотос, женьшень, ландыш, цикламен, медвежий орех, шафран, сон – трава, Венерин башмачок, купальница, медуница…Насекомые: оранжевая совка, стрекоза черноморская, лесной таракан, богомол древесный, кузнечик темнокрылый, жужелица острокрылая, жук – олень, усач дубовый, моховой шмель, пчела – плотник…Птицы: альбатрос, пеликан, баклан, черный аист, фламинго, глухарь, лебедь, утка – мандаринка, орёл, беркут, цапля, дрофа, розовая чайка, гага, кондор…Рыбы: осётр, форель, жерех…
Пресмыкающиеся: варан, кобра, гадюка…
Земноводные: тритон, саламандра…
Звери: выхухоль, красный волк, овцебык, зубр, голубой кит, морж атлантический, панда, коала, черный носорог, аллигатор, амурский тигр, восточносибирский и закавказский леопард, кулан, джейран, бухарский олень, азиатский речной бобр, бурый кавказский медведь, барс..6. Причины вымирания животных и растений.
Учитель: А может быть, кто – то знает, почему те или иные животные или растения попали в Красную книгу?
(Заслушивает ответы учащихся)
Учитель: Лотос называют цветком богов. Издавна лотос кормил и лечил людей. Из его корней выделывали масло, сахар, муку, готовили лекарство для лечения нервных расстройств. Сегодня лотос занесен в Красную книгу, так как находится на грани исчезновения из – за осушения водоёмов, на которых он растёт.
Зубры тоже попали в Красную книгу. Зубры очень доверчивые животные, поэтому они подпускали человека близко, за что и поплатились. Последний дикий зубр исчез в 1927 году.
Русская выхухоль и бобр имеют густой и тёплый мех, поэтому они занесены в Красную книгу.
Из – за превосходного тёплого пуха чуть не погибла гага.
Соболь – национальная гордость России, был почти полностью истреблен из – за поставки шкурок за рубеж, где ценился дороже золота.
Из – за вырубки дубрав на Дальнем Востоке сократились численность уток – мандаринок. Сегодня она занесена в Красную книгу как редкий вид.
7. Сохраним природу.
Учитель: Можно привести немало примеров варварского отношения человека к природе. Но главная задача сегодня – это сохранить и приумножить природное богатство нашей планеты Земля.
Один ученик:
Давайте сохраним
Ромашку на лугу.
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
О, как природа-мать
Терпима и добра!
Но чтоб ее лихаяУчасть не постигла.
Давайте сохраним
На стрежнях – осетра.
Касатку в небесах,
В таежных дебрях – тигра.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним.
Давайте-ка мы все
Навек объединимся.
Давайте наши души
Вместе сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся!
Второй ученик:
Нас в любое время года
Учит мудрая Природа
Птицы учат пению.
Паучок – терпению.
Пчелы в поле и в саду
Обучают нас труду.
И к тому же в их труде
Все – по справедливости.
Отражение в воде
Учит нас правдивости.
Учит снег нас чистоте.
Учит солнце доброте
И при всей огромности
Обучает скромности.
У Природы круглый год
Обучаться нужно.
Нас деревья всех пород,  
Весь большой лесной народ.
Учат крепкой дружбе.
8. Итог классного часа.
Учитель: Каждое растение и животное по своей значимости достойно Красной книги, поэтому их необходимо беречь, а не ждать, когда их занесут в Красную книгу.
Наш классный час подошёл к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является своеобразным призывом для всех нас:
Чтоб человечеству от газов не погибнуть,
От вымирания живое уберечь,
Нам надо одно правило постигнуть.
Нам надо экологию беречь.
Берегите природу
Берегите, ребята, природу, -
И цветы, и деревья, и луг,
И животных, и почву, и воду,
Ведь природа – надежный наш друг.