Преимущества и недостатки различных методов преподавания курса ОРКСЭ (4 класс)

№ п/п Методы Преимущества Недостатки
1. Словесный метод (объяснение, рассказ, беседа, лекция, инструктаж и др.)
Позволяет в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить перед обучаемыми проблемы и указать пути их решения. С помощью слова учитель может вызвать в сознании детей яркие картины прошлого, настоящего и будущего человечества. Слово активизирует воображение, память, чувства учащихся. Факты и представления даются в готовом виде. Мало возможностей для постановки и решения проблемных вопросов и заданий, выполнения творческих работ. Развитие логического мышления, познавательной самостоятельной активности.
2. Исследовательский метод Обучающиеся учатся ставить задачи; анализировать ситуацию; выделять проблему. Формулировать ожидаемые результаты; находить оптимальный способ решения проблемы; составлять план действий. Оценивать и анализировать свою работу. Соотносить полученные результаты с ожидаемыми. Создают конечный продукт их собственного творчества. Требуют более длительного времени для их реализации и затрачивают больше сил педагога и учащихся.
3. Работа в группе Приобщение к важным навыкам жизни. Улучшается успеваемость. Формируется мотивация учения и обучения: Дифференцированный подход. Воспитывается взаимоуважение, укрепляется дружба, улучшаются межличностные отношения. Появляется возможность избежать негативных сторон соревнования. Достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний.Минимальный объем домашнего задания. Упрощается процедура проверки работ (вместо всех работ, нужно проверить около 6-7 отчетов групп Трудности комплектования групп. Неодинаковыми по силе могут оказаться и группы в целом, и, хотя это можно скорректировать разными по сложности заданиями, тогда возникает проблема «весового» наполнения оценки, ее дифференцированности. Учащиеся в группах не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале и избрать самый экономный путь его изучения. В результате, слабые ученики с трудом усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях, задачах.
4. Наглядный метод (демонстрация наглядных пособий, презентация, наблюдение, показ видеофильмов, иллюстраций)
Опора на чувственные образы, ощущения и восприятие ребенка при использовании наглядных пособий создает своеобразную структуру познавательной деятельности ученика. Ребенок мыслит образно, конкретно, и это создает хорошую основу для формирования абстракции и понимания изучаемых теоретических положений при помощи наглядных пособий. Избыток наглядности на уроке снижает эффективность образовательного процесса. Во всем нужна мера. Главный недостаток этого метода состоит в том, что он требует значительных временных затрат. Воспринимать наглядность по возможности всеми органами чувств, а не только глазами.
5. Игровой метод (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры – драматизации. Учащиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.В игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры), стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других). Акцентирование внимания участников игры на выполнение игровых действий и поиск путей, ведущих к победе, а не на содержании материала.
6. Практический метод (письменные и устные упражнения, опыт)
Способствует приучению учащихся к добросовестному выполнению задания; развитию культуры речи, памяти, внимания, познавательных возможностей учащихся. Закрепление знаний, их применение; помогают лучше воспринимать, осмысливать, запоминать материал; развивает пространственное мышление; обращение с орудиями труда, лабораторным оборудованием.
Не все учащихся сознательно подходят к выполнению упражнений, а так же знают правила выполнения действий. Системность проведения упражнения. Учет достигнутых результатов.