Применение активных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Булгакова Елена Евгеньевна
МКОУ СОШ№47
Новосибирская область, г. Барабинск
Применение активных методов обучения на уроках математики в условиях реализации ФГОС
Поиск ответа на традиционный дидактический вопрос - как учить - выводит на категорию методов обучения. Без методов невозможно достичь поставленной цели, реализовать намеченное содержание, наполнить обучение познавательной деятельностью. Метод - одна из основных частей учебного процесса, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Его роль в системе «цели - содержание - методы - формы - средства обучения» является определяющей [№1, с.№470].
Методы обучения - это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей [№2, с.№170].
В образовании сложились, утвердились и получили широкое распространение пассивные, активные и интерактивные методы взаимодействия учителя с учениками. Каждый из них имеет свои особенности.
Современный учитель всегда стремится к чему-то новому и поэтому разрабатывает свои уроки, используя в основном активные методы обучения. Для достижения своих целей многие учителя используют на своих уроках активные методы обучения.
Активные методы обучения (АМО) - это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом [3].
ФГОС отдает предпочтение активно-деятельностным образовательным технологиям и компетентностный подход, на котором основан ФГОС, подразумевает переход в конструировании содержания образования от знаний к способам деятельности. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
Урок с применением АМО сам по себе уже интересен ученикам и самому учителю, а использование активных методов на уроках математики помогает формировать не просто знания-репродукции, а умения и потребности применять эти знания для анализа, оценки ситуации и принятия правильного решения. Активные методы обучения органично вписываются во все известные организационные формы проведения занятий и подходят для любого возраста.
Для учащихся 5-6 классов подойдут игровые методы обучения (деловые, организационно-деятельностные, имитационные - путешествия, ролевые игры, сказки, экскурсии и др.), использующие все или несколько важнейших элементов игры (игровой ситуации, роли, активном проигрывании, реконструкции реальных событий, КВН, викторины, турнир и т.п.) и направленные на обретение нового опыта, недоступного человеку по тем или иным причинам.
Например, изучение темы «Масштаб» в 6 классе очень удобно начать с проблемного метода, а продолжить изучение темы в качестве ролевой игры или урока «путешествия по карте».
Данные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимися, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности.
Список литературы:
Подласый И. П. Педагогика. М. 1999
Смирнов С.А. Педагогика. М., 2000.
Смолкин А.М. Методы активного обучения. М., 1991.