Использование интерактивных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС

Использование интерактивных методов обучения на уроках в условиях реализации ФГОС
И.В.Андреева
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – лицей № 18 г. Орла,
В контексте ФГОС несколько изменился вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются учителем в зависимости от поставленных целей для конкретного урока и в соответствии с его творческими возможностями. Форма урока - это формат, в котором построен весь урок. При реализации ФГОС изменился подход к выбору методов обучения.
Выбор метода зависит от следующих условий:
цели обучения;
уровня подготовленности учащихся;
возраста учащихся;
времени, отведенного на изучение материала;
оснащенности школы;
теоретической и практической подготовленности учителя.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся - пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов - лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) - наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
Интерактивный («Inter» – это взаимный, «act» – действовать) – означает взаимодействовать, находится в режиме беседы, диалога с кем-либо.
В.А. Сухомлинский писал: «Страшная это опасность - безделье за партой, безделье месяцы, годы. Это развращает морально, калечит человека, иничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».
Интерактивные формы и методы обучения способствуют активизации познавательной деятельности учащихся, самостоятельному осмыслению учебного материала и относятся к числу инновационных.
Интерактивные и активные методы имеют много общего. В отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Таким образом, интерактивный метод можно рассматривать как самую современную форму активных методов.
Одной из таких целей интерактивного обучения является создание комфортных для учащегося условий обучения, при которых он чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. 
При использовании интерактивных методов обучаемый становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания.
Учитель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие учителя и обучающегося: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.
Обучающиеся, благодаря интерактивным методам,  вовлекаются в образовательный процесс без принуждения, по собственному желанию, при этом  их  мотивация определяется  не страхом   наказания за плохую оценку, не желанием угодить учителю и родителям, не целью получить пятерку, а собственным интересом к учебной деятельности в такой форме.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи:
Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала
Повышение познавательной мотивации
Обучение навыкам успешного общения (умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание)
Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка
Воспитание лидерских качеств
Умение работать с командой и в команде
Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Решение этих задач на учебном занятии с использованием методов интерактивного обучения проходит несколько этапов:
подготовительный этап;
постановка проблемной ситуации;
формирование учебных групп;
организация учебной деятельности учащихся в группе;
презентация групповых решений;
рефлексия прошедшего занятия.
Интерактивные методы обучения могут использоваться как при индивидуальной работе, так при групповой и парной.
Группы могут формироваться произвольно, по желанию учеников, но чаще всего планируя на уроке групповую работу, учитель заранее делит класс на группы, учитывая уровень учебных навыков, успехов учеников и характер межличностных отношений.
Организация  учебной деятельности учащихся в группе включает несколько ступеней:
усвоение учебной задачи, стоящей перед группой;
процесс поиска (обсуждения) лучшего решения;
суммирование мнений и подведение итогов групповой работы;
презентацию группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.
Что бы увлечь обучающихся учебным процессом в своей работе я использую следующие интерактивные методы.
Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
Проблемный метод - предполагает постановку проблемы (проблемной ситуации, проблемного вопроса) и поиск решений этой проблемы через анализ подобных ситуаций (вопросов, явлений).
Эвристический метод - объединяет разнообразные игровые приемы в форме конкурсов, деловых и ролевых игр, соревнований, исследований.
Исследовательский метод перекликается с проблемным методом обучения. Только здесь учитель сам формулирует проблему. Задача учеников - организовать исследовательскую работу по изучению проблемы.
Кейс-метод. Задается ситуация (реальная или максимально приближенная к реальности). Ученики должны исследовать ситуацию, предложить варианты ее разрешения, выбрать лучшие из возможных решений.
Работа с текстом
1. Составление вопросного плана - это один из эффективных приёмов работы с текстом, направленный на формирование умения выделять логическую и последовательную структуру текста.
В ходе работы ученик проводит смысловую группировку текста, выделяет опорные пункты, расчленяет текст на смысловые части и озаглавливает каждую часть ключевым вопросом.
Памятка для учащегося:
внимательно прочитать текст;
выделить главные мысли текста;
проверить, как они соотносятся между собой;
сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
определить количество пунктов плана по количеству главных мыслей;
сформулировать каждую главную мысль в виде вопроса и записать как пункты плана;
прочитать текст ещё раз, проверить, не пропущено ли что-то важное.
2. Задания при работе с текстом могут быть разнообразными
1) Заполняют пропуски в тексте (демонстрируют знания по теме)
2) Находят ошибки в описании
3) Подчеркнуть сходство и различия
4) верю, не верю (Анализируют тезисы и выбирают верные и неверные, объясняют свой выбор)
3. Пазл. Собрать текст по определённой теме, а в качестве фрагментов (пазлов) используются карточки с отрывками текста (назовите пять признаков, которые присущи населению России).
4. Ассоциативный куст. Составить ассоциативный куст к географическим объектам, процессам, явлениям. Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Каждый человек называет фразы, мысли и ассоциации с этим понятием. Важно, чтобы высказались все, и каждый смог объяснить ход своей мысли.
Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность учащихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
5. Ромашка Блума. Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Наиболее удачная классификация вопросов была предложена американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом.
Учащиеся изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа может быть индивидуальной, парной или групповой. Цель - с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.
При отработке приёма необходимо указывать учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.
Классификация вопросов Б.Блума:
Простые вопросы. Проверяют знание текста. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Куда впадает Волга?
Уточняющие вопросы. Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов "да" - "нет" и проверяющие подлинность текстовой информации. Правда ли, что река Волга – равнинная река. Если я правильно понял, то...
Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
Объясняющие (интерпретационные) вопросы. Используются для анализа текстовой информации. Начинаются со слова "Почему вода в Волге не заканчивается?". Направлены на выявление причинно-следственных связей. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде, иначе он перейдёт в разряд простых.
Творческие вопросы. Подразумевают синтез полученной информации. В них всегда есть частица БЫ или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения. Что бы произошло, если... Что бы изменилось, если бы..? Как, вы думаете,.?
Оценочные вопросы. Направлены на выяснение критериев оценки явлений, событий, фактов. Как вы относитесь к ... ? Что лучше?
Практические вопросы. Нацелен на применение, на поиск взаимосвязи меду теорией и практикой. Как бы я поступил на месте? Где может пригодиться знание о реке?
6. Кластер - это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 
Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.
Основные принципы составления кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.
Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.
Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.
7. Мозговой штурм. Группе людей дается одна задача, а все они должны придумать максимальное количество ее решений. Не все идеи будут полезными, но выделятся весьма оригинальные варианты. Важно записывать все прозвучавшие варианты и впоследствии анализировать их. Для начала нужно определиться с темой и целью урока, конкретизировать учебную задачу. Затем планируется общий план занятия, время, отводимое на каждый из этапов. Важно подобрать ряд вопросов для разминки, и разработать критерии оценки и выбора «лучшего» предложения.
При одном из вариантов организации работы на уроке, класс разделяется на 2 группы. Одни ребята выдвигают идеи и предположения - создают банк идей. Вторые занимаются анализом. Соответственно, группы работают по очереди.
Возможна и другая форма организации мозгового штурма, когда все ребята участвуют в процессе одновременно, выступая сначала в роли генераторов идей, потом- в роли критиков.
Этапы проведения мозговой атаки на уроке
Создание банка идей. Примерное время проведения 10 – 15 минут. На этом этапе происходит наработка возможных решений. Чем их больше, тем лучше. Важно, чтобы учащиеся не боялись высказывать свои мысли, даже если они кажутся невероятными, фантастичными. Критика и комментирование не допускаются. Все предложения фиксируются учителем на доске. Дети должны знать, что каждый из них может и должен внести свой вклад в создание банка идей.
Анализ идей. Он занимает основное время урока. Происходит коллективное обсуждение, анализ и критика всех предложений. Желательно в каждой идее найти что-то положительное, значимое, и рассмотреть возможность ее применения в иных условиях. Возможно, для этого нужно будет ее немного подкорректировать, усовершенствовать.
Обработка результатов. Данный этап можно провести на отдельном уроке. Из всех предложенных и рассмотренных идей выбирается самая интересная и практичная.
8. Приём «Пресс» развивает умение высказывать своё мнение во время дискуссий.
Цель: получить новую информацию, проанализировать её, определить
личное отношение и понимание.
Горы образовались в результате взаимодействия литосферных плит. Это
утверждение всем известно. Каждой группе предлагаем доказать или
опровергнуть данное утверждение.
Мнение следует выражать по схеме:
Мы (Я) считаем ....
Потому что......
Например.....
Ученики дают утверждения которые обговаривают в группе, но могут
высказывать и свое личное мнение отличное от большинства.
В конце учитель должен подвести детей к выводу, что утверждение
правильное. Можно дать несколько примеров.
9. Прием сенкан. Правила составления синквейна:
первая строка - существительное;
вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
третья строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы;
четвёртая строка - предложение из 4-х слов (выражающее чувство);
пятая строка - существительное, одно слово.
Вулкан
Действующий, грозный
Извергается, дымится, грохочет
Геологическое образование, извергающее лаву
Опасность

10. Кроссворд. Учащиеся отбирают необходимые названия, термины. Составление кроссвордов способствует запоминанию номенклатуры, особенностей какого-либо географического объекта.
Эму
уткоНос
ехиДна
кЕнгуру
воМбат
дИнго
кусКус
амадИна

11. Фоторепортаж. Цель формирование единого образа географического объекта или процесса.
Просматривают фотографии и придумывают к ним подписи на уроке из заранее заготовленных фото учителем.
Самостоятельно подбирают фотографии заранее дома и придумывают подписи
12. Построение маршрута путешествия. Работа с контурной картой. Учащиеся демонстрируют знание номенклатуры. Прокладывая маршрут, отмечают основные пункты. В описании указываются объекты (номенклатура), если позволяет время – координаты, даётся краткое описание географического объекта. Задание может усложняться или упрощаться в зависимости от уровня знаний учащихся.
13. Зашифрованное письмо. Работа с условными знаками и координатами. Учащимся необходимо описать маршрут читая условные знаки.
Таким образом, необходимо ещё раз подчеркнуть, что при использовании интерактивных методов обучения роль учителя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией. От умелой, грамотной подготовки учителя к уроку, умелого подбора методов обучения зависит успех в приобретении знаний его учениками.
Мы все несем одну большую ношу, Взбираясь потихоньку в гору с ней. И если я свой край нелегкий брошу, То всем немного станет тяжелей. П. Сергеев 


 http://pedsovet.su/fgos/
 http://pedsovet.su/fgos/
 http://studopedia.ru/
 С. Соловейчик «В.А. Сухомлинский о воспитании», М., 1975г.
 http://www.razlib.ru/
 http://megaobuchalka.ru/
 http://pandia.ru/
 http://nsportal.ru/shkola/
 http://womanadvice.ru/kriticheskoe-myshlenie

 http://mezhdu-strok.ru/page/sostavlenie-voprosnogo-plana

 http://pedsovet.su/publ/











15