Открытый урок по предмету Фортепианона тему:Работа над художественным образом музыкального произведения


КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФОРТЕПИАНО
Обучающаяся 2 класса
Решетникова Алина
Подготовила и провела урок
преподаватель по классу фортепиано
МБОУДОД «ДМШ№49»
П.Трудармейский,
Прокопьевский муниципальный район
Волкова Галина Федоровна
Тема: «Работа над художественным образом музыкального произведения»
Цель: «Сформировать различные навыки для образного исполнения музыкальных произведений»
Задачи: Обучающая: научить умению играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, со слуховым контролем. Показать практическое применение методов работы над музыкальными произведениями и их фрагментами.
Развивающая: познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица.
Воспитывающая: привить интерес к классической музыки и изучаемым муз. произведениям.
Тип урока: Интегрированный
Методы:Словесный( объяснение, рассужнение).
Методы контроля.
Практический.
Метод показа.
Этапы урока:
1.Организационный
2.Практический
3.Заключительный

Характеристика учащийся: Алина- ученица с хорошими музыкальными данными: хороший слух, ритм, память. Работоспособна дома и на уроке.Исполнительский аппарат несколько скован, зажаты кисти рук. Звук чаще звучит на пиано . С трудом добиваемся активного и сочного звучания. Необходимо работать над раскрепощением исполнительского аппарата, глубиной звучания. На все замечания педагога реагирует и на уроке и дома.
План урока:
I. Гамма до мажор в расходящемся движении арпеджио, аккорды в 4 октавы
2. Работа над Этюдом № 17 Черни.
3. Диабелли. Сонатина.
Альбинони • Адажио
домашнее задание.
В начале урока проигрываем гамму до мажор. Еще раз проигрываем гамму отдельными руками отдельными руками уточняя аппликатуру. Далее идет работа над аккордами и арпеджио отдельными руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. В работе над аккордами добиваемся плавного снятия руки и переноса на следующий аккорд сверху (вспоминаем упражнение «Радуга»).
2. После работы над гаммой приступаем к проигрыванию наизусть Этюда №17 Черни (ред. Гермера).
Прежде чем учить этот этюд , проводилась беседа о том, что «в познании законов пения Черни видел необходимую предпосылку для достижения на фортепиано осмысленной пластичной фразировки , выразительного произношения музыкальной мысли, кантабильного звучания, мягкого, напевного легато.»
Во время игры обращаем внимание на сильные и слабые доли, тогда будет и точная , пластичная фразировка и точные динамические оттенки, плюс удобное , свободное исполнение. Следует отметить что важно правильно владеть движением рук во всех паузах, т.е. рука может только один раз во время паузы, и опускаясь она должна уже играть.
Показ и работа с ученицей над фрагментом. Если подходить к данному этюду с точки зрения художественного произведения, то думаю, что здесь вполне приемлемо сравнение с морской волной(пассажи восходящие и нисходящие). В работе над аккордами хорошо развивается гармонический слух. Здесь надо проводить разбор тонального плана аккорда, прослушивание гармонической основы, а затем проигрывание мелодии с гармоническим сопровождением .
3. Разбор Сонатина 1ч. G-dur ДиабеллиУченица показывает домашний разбор произведения. После этого еще раз вспоминаем биографические факты из жизни Антонио Диабелли( 1781 - 1858).родился в Австрии. В детстве пел в хоре капеллы Зальцбургского собора. Преподавал игру на гитаре ,фортепиано. Его сонатины очень красивы и вдохновенны по звучанию.
Сонатина (соната без разработки) — разновидность сонатной формы, в которой отсутствует разработка, и которая применяется в типичных для сонатной формы условиях (например, в первых частях цикла )При отсутствии главнейшего для сонатной формы раздела — разработки, сонатина тем не менее сохраняет принадлежность к этой форме. Она обладает традиционным сонатным тематизмом (активная главная партия и напевная побочная) и активной мотивной работой, хотя бы на уровне экспозиции.
При разучивании полезно просольфеджировать мелодию голосом, затем проиграть мелодию, определяя движение мелодии к верхнему звуку на крещендо и ее ниспадающее движение на диминуэндо, т.е. начало и конец фразы ,Технической трудностью для ученицы является деликатное исполнение в левой руке «альбертиевых басов». Разбираем, что такое альбертиевы басы:
Альбертиевы басы (итал. Basso albertino)— изложение парии левой руки в
фортепианной пьесе, названное в честь итальянского композитора Доменико Альберти, создавшего этот приём. Альбертиевы басы -это форма ритмически равномерно разложенных аккордов. Альберти применял этот приём в своих произведениях, но он применялся ещё до него, когда не носил его имени. Альбертиевы басы часто встречаются в произведениях Иоганна Пахельбеля. Йозефа Гайдна, Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена
3. Альбинони «Адажио» g-moll.
Сначала разучивания произведения была проведена следующая работа по изу- чению биографии композитора и истории создания произведения. АЛЬБИНОНИ Томазо (1 671-1750) - итальянский композитор, скрипач, представитель венецианской школы. В его симфониях и концертах для 5 инструментов предвосхищены некоторые стилистические особенности классической симфонии. Автор свыше 50 опер.
Томазо в детстве учился игре на скрипке и вокалу, и это стало хорошей основой для его музыкальной деятельности. Он обладал поразительным мелодическим даром, который использовал не только при сочинении опер, но и для инструментальных произведений, которых создал великое множество. Лирическая теплота инструментальных мелодий. чарующие прекрасные медленные части его концертов - результат огромного опыта Альбинони в оперном жанре. Альбинони стал одним из первых итальянских композиторов, которых печатали в нотных издательствах Лондона, Парижа, Амстердама. В настоящее время много пишут о лечебном, умиротворяющем действии музыки мастеров эпохи барокко. Наиболее подходящим примером этому являются Альбинони и Бах. Очень интересна история создания произведения. История утверждает, что партитура был найдена во время второй мировой развалинах саксонской земельной библиотеки в городе Дрездене.
В 1958 знаменитое Адажио было опубликовано, благодаря стараниям первого биографа Томаза Альбинони- Ремо Джадзотто, который утверждал, что реконструировал крохотный кусочек , найденный в 1945году . С этого момента началось триумфальное шествие Пьесы в мировой музыкальной культуре. Создано
множество транскрипций и аранжировок , которые исполняются как сольно в концертах,. так и как фоновая музыка.
.
Рус с к и й текст стихов мы пели при проигрывании мелодии, что лучше помогает понять фразировку и движение мелодии: АДАЖИО АЛЬБИНОНИ «ПЕСНЬ ПРОБУЖДЕНИЯ»
Утро Земли придёт к нам,Солнце ворвётся в окнаВестником ранней Весны,Гостем волшебной страны!Мы сохраним его СветКак пробуждённой от сна Земли Рассвет
Так же на уроке разбираем тип полифонии, присущий этому произведению - подголосочный вид, в котором среди голосов один голос (верхний) ведет основную мелодию, а остальные ему помогают, то сливаясь, то вторя ему, образуя подголоски. В другом эпизоде - контрастная полифония, где в басовой партии появляется голос «ответ» . Это проведение можно сравнить с пением 4-х голосия в хоре.
Рисуя художественный образ обращаем внимание на репродукции картин художников эпохи Ренессанса- Леонардо да Винчи «Джоконда»,Рафаэля «Сикстинская мадонна».
По мнению автора произведение должно прозвучать очень сдержанно, спокойно, верхний голос должен звучать напевно, басы левой руки напоминают звучание органа, медленные и тяжеловесные шаги, солидно звучавшие и не заглушавшие главной мелодии. Следует обратить внимание на перекличку голосов по вертикали.
Проигрываем произведение с выполнением всех указаний, достигая результатов .
Домашнее задание .Работать над всеми произведениями так, как работали на уроке, внимательно следить за звуком, динамическими оттенками., штрихами и аппликатурой.