Открытый урок по фортепиано на тему Работа над художественным образом в произведениях


Открытый урок с ученицей 6 класса
фортепианного отделения
Преподаватель Бычкова О.В.
Тема урока:
«Работа над художественным образом в произведениях»
Тип урока: комбинированный, усовершенствование знаний и умений
Цель урока:закрепление и усовершенствование навыков создания и воспроизведения художественного образа
«Развитие эмоциональной отзывчивости и фантазийного мышления учащихся
Задачи урока:
Образовательные:
- закрепить навыки умения играть различные музыкальные произведения музыкально, эмоционально, образно, со слуховым контролем;
- познакомить с интересными фактами из биографии композиторов, произведения которых исполняет ученица;
- поиск исполнительских приёмов для передачи музыкального образа.
- способствовать расширению музыкального кругозора
Развивающие:
- развитие творческих способностей (артистизм);
- развитие музыкального слуха, памяти, внимания, внутренней культуры;
 - развитие эстетических и нравственных чувств;
- развитие музыкальной эрудиции, из которой рождается чувство меры, стиля и вкуса;
- развитие углубленного восприятия и передачи настроения в исполняемом музыкальном произведении;
- развитие познавательной деятельности, креативного мышления.
Воспитывающие:
- воспитывать любовь к музыке,
- воспитывать эстетический вкус,
-воспитывать усидчивость, собранность.
- воспитывать целеустремленность, готовность к труду, дисциплинированность
Тип урока: классический комбинированный – закрепление изученного материала (практическая работа, обобщение, контроль знаний)
Методические приемы:
-словесный, наглядный, практический;
-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию ученика;
-прямая и наводящая формы воздействия.
-развитие мышления
Применение педагогических технологий:
Здоровьесберегающая:
- развиваются мышцы пальцев, что положительно влияет на память, которая будет интенсивнее развиваться.
- рациональная организация урока
- чередование различных видов учебной деятельности (игра гамм сменяется  повторением выученных пьес и слушание музыки).
Предварительная подготовка:
- работа над гаммой
- разучивание музыкальных произведений;
Репертуарный план урока:
1. Гамма  E dur2. И.С. Бах 2-голосная инвенция Fdur3. С. Баневич «Солдатик и балерина»
4. И. Парфёнов «В весеннем лесу»
План урока:
1.Организационный момент
2. Работа над гаммой.
3. Работа с музыкальным материалом
4.Закрепление пройденного материала .
5. Итог урока
6. Домашнее задание
Введение.
Музыкально-художественные образы учащегося, это живые, одухотворённые, активно и динамично развивающиеся «явления», с которыми он вступает в невербальный контакт, испытывая чувство духовного удовлетворения в процессе этого общения. Поэтому важнейшим моментом развития когнитивных (познавательных) способностей можно считать воспитание в ученике исполнительской самостоятельности – умения по-своему интерпретировать произведение, создавать и развивать свои музыкально-художественные образы, самостоятельно находить технические приёмы для воплощения своего замысла.
Неоспоримо понятие, что музыка – это особый язык общения, музыкальный язык, подобно языку немецкому, английскому и т.п. Увлечённый своим делом, грамотный педагог старается донести эту точку зрения до своих учеников, сформировать ассоциативную связь между музыкальными и художественными произведениями, сравнивая пьесы со стихами, сказками, рассказами и повестями. Конечно же, не следует понимать язык музыки в прямом смысле как язык литературный. Выразительные средства и образы в музыке не столь наглядны, конкретны, как образы литературы, театра, живописи. Музыка оперирует средствами чисто эмоционального воздействия, обращается преимущественно к чувствам и настроениям людей. «Если бы всё, что происходит в душе человека, можно было бы передать словами, - писал А.Н.Серов, - музыки не было бы на свете» [6, 11].
Поскольку мы говорим о создании и развитии художественного образа, необходимо определить, что подразумевается под понятием «содержание музыкального произведения». Общепринятым понятием является то, что содержание в музыке составляет художественное отражение музыкальными средствами человеческих чувств, переживаний, идей, отношений человека к окружающей его действительности. Любое музыкальное произведение вызывает некие эмоции, мысли, те или иные настроения, переживания, представления. Это и является художественной составляющей музыкального сочинения. Но, безусловно, при его исполнении нельзя упускать из вида и техническую сторону музицирования, поскольку небрежное исполнение музыкального произведения не способствует созданию желаемого образа у слушателя. А значит, перед педагогом и учащимся встаёт довольно сложная задача – соединить эти два направления при работе над музыкальным произведением, синтезировать их в единый системный, целостный подход, метод, где раскрытие художественного содержания неразрывно связано с успешным преодолением возможных технических сложностей.
Ход урока:
1. В начале урока проигрываем гамму Ми мажор. Еще раз проигрываем гамму уточняя аппликатуру. Далее происходит работа над гаммой в терцию и дециму. Особое внимание обращается на динамические оттенки в проигрывании гаммы.
Далее идет работа над аккордами и арпеджио руками. Вспоминаем, что арпеджио мы играем «как бы рисуя петли» каждой рукой. Работа над арпеджио в динамическом плане над короткими, ломаными и длинными.
В работе над аккордами добиваемся плавного яркого звучания и активности пальцев при взятии аккордов из инструмента и последующего его переноса.
Игра D7.
Домашнее задание.
2. И.С. Бах. 2-голосная инвенция Fdur. Проигрывание произведение наизусть.
Полифония – главное в воспитании ученика (Нейгауз). Работа над полифоническими произведениями является неотъемлемой частью обучения фортепианному исполнительскому искусству. Это объясняется тем громадным значением, которое имеет для каждого играющего на фортепиано развитое полифоническое мышление и владение полифонической фактурой. Умение слышать полифоническую ткань, исполнять полифоническую музыку учащийся развивает и углубляет на всем протяжении обучения

По общему настроению инвенция Фа мажор близка части "Gloria" ("Слава") из баховской Мессы си минор. В основе инвенции - тема, сначала поднимающаяся по ломаному трезвучию (фа-ля-фа-до-фа-фа), а затем спускающаяся (фа-ми-ре-до, ре-до-сиb-ля, сиb-ля-соль-фа). Тема радостная, легкая, быстрая. Здесь можно говорить о множестве риторических и символических фигур. Сам контур темы - восхождение по трезвучию и гаммообразный спуск соответствуют строфе хорала "Христос лежал..." - "Хвалите Господа", в то же время спуск - это трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. Радостная, легкая и быстрая тема содержит восхождения и спады - возникают ассоциации с полетом ангелов. С 4-го такта появляется перезвон колокольчиков - славление Господа (ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до, ля-до-сиb-до) - снова трижды по четыре ноты - символ Святого Причастия. В 15 такте в нижнем голосе и в 19 такте в верхнем голосе резко высвечивается интервал нисходящей уменьшенной септимы - символ грехопадения. В тактах 5-6, 27-28, 31 появляется параллельное движение секстами - символ довольства и радостного созерцания.
Инвенция написана в 3-х частной форме - 11+14+9 тактов.
Первый раздел, начавшись в Фа мажоре, заканчивается в До мажоре. Второй раздел, начавшись в До мажоре, заканчивается в Си-бемоль мажоре. Третий раздел, начавшись в Си-бемоль мажоре, заканчивается в Фа мажоре.
Полифоническая особенность этой своеобразной фуги - каноническая имитация. Однако этот канон, идущий вначале строго в октаву, перескакивает в нижнюю нону (в 8 такте), а в такте 11 прерывается.
Показ и работа с ученицей над фрагментами произведения. Работа над динамическим планом, работа над созданием образа «полёта ангелов».
Работа над инвенциями И.С.Баха помогает понять мир глубоких, содержательных музыкально-художественных образов композитора. Изучение двухголосных инвенций много дает учащимся детских музыкальных школ для приобретения навыков исполнения полифонической музыки и для музыкально-пианистической подготовки в целом. Звуковая многоплановость свойственна всей фортепианной литературе. Особенно значительна роль работы над инвенциями в слуховом воспитании, в достижении тембрового разнообразия звучания, в умении вести напевную мелодическую линию.
3. С.Баневич «Солдатик и балерина».
Проигрывание произведения наизусть. Диалог с учеником о его мнении по поводу сыгранного произведения.
Рассказ по сказке Г.Х. Андерсена об истории оловянного солдатика. Создание образа оловянного солдатика и балерины. Их взаимоотношений.
Показ и работа с учеником над фрагментами в музыкальном произведении и создании музыкального образа для данного фрагмента. Работа над динамическим планом в произведении. Работ над педализацией.
4. И. Парфёнов «В весеннем лесу»
Проигрывание произведения наизусть. Разбор с учеником удавшихся и неудавшихся моментов.
Диалог с учеником о его представлении весеннего леса, для более детальной работы над фрагментами в произведении.
Работа над динамикой и педализацией в произведении.
ИТОГИ УРОКА: рефлексия (анализ деятельности) и саморефлексия (самоанализ)
Что успели сделать
Что не успели, что доделать
Что понял, что не понял
Чему научился
Что было трудно, что не очень. Анализ своих ошибок.
Эмоциональные итоги: что понравилось, как настроение.
Отметка 1-5
Оценка – общее впечатление
Вывод: Цель урока достигнута, не достигнута.
Заключение
Самоанализ урока : Мы считаем, что урок удался, а цель урока –работа над художественным образом в произведениях была достигнута. В конце урока на контрольном проигрывании ученица попыталась максимально передать свои внутренние ощущения и эмоции. Конечно, об интонации говорится на каждом занятии, но обычно на обыкновенных рабочих уроках преподаватель ставит сразу несколько задач ( текстовых , технических, интонационных и др.), поэтому учащемуся трудно сосредоточиться в полной мере , например, на задаче правильного интонирования.)
Данный тематический урок ценен именно тем, что перед ребёнком ставится только одна конкретная задача и ему легче сосредоточиться именно на ней. Это помогает ребёнку эмоциональней воспринять данный материал, запомнить его и применять в исполнении. Безусловно, открытый урок предполагает новую непривычную обстановку и для педагога и для обучающегося, поэтому, можно сказать о некоторой зажатости, скованности и напряжённости у ребёнка и преподавателя. Все запланированные этапы занятия были выполнены, уложены в урочное время, задачи урока определены. Учащаяся показала умение работать над деталями и в целом, над нюансами и музыкальными фразами, над исправлением неточностей и ошибок в исполнении. Восприятие указаний педагога быстрое и сознательное. Ученица на уроке показала своё умение через звук высказать свои внутренние ощущения.