Технология разноуровневого обучения на уроках математики


Из опыта работы учителя математики
МКОУ Яменская СОШ
Бусловой Натальи Васильевны
Технология разноуровневого обучения на уроках математики
После того как учитель объяснит всему классу новый материал и проведет первоначальное формирование умений по данной теме, следует перейти к закреплению умений, доведению их до навыков. Именно здесь можно использовать варианты различной сложности. Способы их применения:
Более сильные ребята решают общие или индивидуальные задания самостоятельно (для них предусмотрен вариант проверки с использованием поворотных досок или магнитной доски и др. ), остальные учащиеся решают обще задания фронтально под наблюдением учителя;
Учившиеся со слабыми математическими способностями ( назовем их учащиеся 2 группы )
Учащиеся, хорошо усвоившие материал, работают самостоятельно, а и те, у кого возникли затруднения. Выполняют задания под руководством учителя.
Ученики работают самостоятельно, но одна группа получает более трудное задание, другая – более простое (4 группы – 1 группа – ученики, занимающиеся на «5», 2 группа-«4», 3 группа – «3», 4 группа –«2» - «3»); для каждой группы предназначен свой способ проверки.
Такая организация формирования и закрепления умений позволяет заботиться о развитии сильного ученика, предупредит отстаивание слабого, дает возможность основной массе класса получить достаточно прочные знания по теме.
Зачеты (в основном по геометрии) учитель также может принимать, используя варианты различной сложности. Сначала учитель также может принимать, используя варианты различной сложности. Сначала учитель принимает зачет у учащихся 1 и 2 варианты различной группы. Затем вместе с помощником 1 и 2 групп – у учащихся 3 и 4 групп. Такую работу можно проводить либо после уроков, либо, предварительно послушав и проконсультировав учащихся 1 и 2 групп, на уроке.
Особенно удобно применять варианты различной сложности на уроках – практикумах.
Основная цель практикума, проводимого в середине изучения темы, обучающая.
Примерно за 2 -3 дня до практикума выделяется 4 – 5 консультантов, вместе с которым учитель составляет и решает задания практикума.
Каждая группа получает свое задание и решает его в течение урока под руководством консультанта. После уроков учитель проверяет тетради вместе с консультантами, которые высказывают свое мнение об уровне подготовки и самостоятельности решение задания каждым учеником из группы.
К форме контроля домашнего задания не обязательно привлекать хорошо успевающих учеников, здесь вправиться любой. Перед каждым уроком математики ребята проверяют у учащихся определенный группы наличие домашней работы (причем проверяющий должен быть из другой группы).
Таким образом, практически каждый ученик выполняет посильную работу. По организации учебного процесса, это ставит каждого в положение равного среди равных не дает одному встать в привилегированное положение перед другим, считать себя освобожденным от какой-то вида учебной работы.Просматривая домашнее задания должны быть, составлены методически правильно и четко направлены на преодоление конкретных ошибок. Чтобы справиться с такого рода методической задачей, учителю необходимо постоянно вести учет основных затруднений учащихся по теме, Для этого можно использовать специальную тетрадку, например разграфленную так:
Список учащихся Тема Примечание «+» - ошибка устранена «-» - ошибка не устранена
Проблемы в знаниях Классные индивидуальные задания Домашние индивидуальные задания Все графы таблицы, кроме первой, заполняются карандашом, чтобы можно было стирать записи и заменить их другими по мере преодоления ошибок. Список ошибок пополняется во время проверки домашних заданий, самостоятельных и контрольных работ, при проверки зачета и т.д.
Например, при выполнении действий над десятичными дробями учащимися допускают ошибки в выделении целой части результата, например, 3,4 + 5,3 = 87; 4,2 -1,8 = 2,4
4,1 *1,1 = 4,51; 2,4:2=1,2.
При беседе с учащимися, допустившими такую ошибку, выясняется, что они просто забыли поставить запятую. Эта ошибка устраняется в результате длительных тренировок.
Самая типична ошибка допускается при делении десятичной дроби на десятичную дробь: делят, не обращая внимания на запятые, например, так: 2,576:11,2=23. Обычно учащиеся узнают правило деления,н н о затрудняются различать делимое и делитель.
Для устранения этих ошибок можно использовать задания на – карточках. Пример.
Карточка №1. Чтобы сложить две десятичные дроби, надо:
А) уровнять число знаков… в слагаемых;
Б) записать слагаемое друг под другом так, чтобы запятая…;
В) сложить получившиеся числа, как складываются… ;Г) в полученной сумме поставить запятую под… .Задания.
Уровняйте число знаков… в слагаемых;
Сложите дроби 12,7 и 3,442; 0,237 и 10,44;
Можно предложить индивидуальные задания, которые побуждают к поиску ошибок и установлению неверных результатов. Пример.
Карточка №2. Сумма положительных чисел не может быть равна одному из слагаемых.
Не может она, и быть меньше какого-либо слагаемого.
Учитывая эти свойств положительных чисел, объясните, в чем кроется ошибка следующего действия:
А) 12+13=26=13 Б) 5+34=5+34=84=2Среди данных действий подчеркните верные, а неверные, выпишите отдельно и. Исправьте:
А) 35+14=420=15;Б)89+119=2 В)17+321=421Итак, индивидуальная работа, дифференцированное обучение дает свои положительные результаты.
Значительно улучшается четкость в организации работы класса.
Так как каждый ученик работает на посильном для него уровне трудности, он лучше осознает ближайшие задачи и цели.
Ученик видит, как работают остальные, его самооценка становится более реальной.
Четкость в работе дает возможность постоянно контролировать знания, умения и навыки.
Наличие сильных учеников как группы позволяет постоянно продумывать работу с ними, учитывать возможность их развития.