Статья «Организация разноуровневого обучения на уроках литературы через технологию индивидуализированного обучения»

Министерство образования и науки Российской Федерации
МУ «Управление образования администрации Кудымкарского района»
МАОУ «Кувинская средняя общеобразовательная школа»












Организация разноуровневого обучения на уроках литературы через технологию индивидуализированного обучения










Автор: Козлова Анна Владимировна , учитель русского языка и литературы МАОУ «Кувинская СОШ»








2014


С каждым годом мы все чаще сталкиваемся с тем, что традиционный урок литературы становится «театром одного актера», где учитель выступает не как режиссер замечательного и никогда не повторяющегося спектакля – школьного урока – как единственный исполнитель всех возможных ролей.
Чем же объяснить такое положение дел? На мой взгляд, прежде всего тем, что у детей нет желания читать, нет умения и навыков работы с книгой. И нет причин, побуждающих к приобретению этих навыков.
А откуда они могут появиться, если учитель сам излагает все факты, сам формулирует все доказательства и определения, сам акцентирует внимание на главном, лишая тем самым учеников самостоятельности поисков, суждений, оценок, находок, решений. Какую задачу ставят взрослые перед школьником, который берется за учебник? Очень простую: выучи и будь в состоянии воспроизвести «выученное», причем как можно ближе к тексту.
Слабые стороны такого подхода очевидны. Они проявляются в том, что школьник превращается в пассивного потребителя знаний. Может возникнуть мысль, что это не так уж плохо, ведь знания – это фундамент, на котором возводится все здание обучения. Но прочен ли будет фундамент, заложенный таким способом? Лучшие умы человечества всегда были озабочены этим. Так, еще в 5 веке до нашей эры греческий мыслитель Гераклит Эфесский сказал: «Многознание уму не учит». Правильность этой мысли применительно к современной ситуации совершенно очевидна.
В принципе, педагогическое руководство чтением должно обеспечить следующие последовательные этапы читательской деятельности, органически связанные друг с другом:
-во-первых, необходимо сформировать устойчивый интерес к чтению, научить самостоятельному выбору литературы;
-во-вторых, ученики-читатели должны правильно понимать и обоснованно оценивать прочтенное;
-в-третьих, выводы из прочитанного должны стать личностными, определять активную мировоззренческую жизненную позицию.
Все это правильно, но может ли это быть осуществлено на практике?
Почему все великолепные методы не работают во всех классах?
Ответ один – дети все очень разные. Данные социологических исследований и педагогических наблюдений свидетельствуют, что любовь или равнодушие к чтению в основном складывается к двенадцати годам: педагогические упущения в этом возрасте позднее восполнить чрезвычайно трудно. Почему теряется интерес к литературе? Может быть, причина кроется в нашем желании дать урок, который становится интересным только для тех, кто готов «включиться в него», а что делать с остальными? А может оттого, что наша программа слишком перегружена, и учитель, не успевая выдать ее, просто-напросто форсирует ее, давая для прочтения и анализа отдельные главы. А к чему это приводит? К тому, что ученик не успевает открыть книгу, а ему уже предлагают ее закрыть.
Мы знаем, что каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. А поскольку уровень развития учащихся разный, то и обучение должно быть индивидуализированным, то есть необходимо создать такую атмосферу на уроке, которая способствовала бы развитию активной, эмоционально-окрашенной деятельности каждого.
Это возможно только в том случае, когда на уроке основной деятельностью будет самостоятельная работа, потому что каждому человеку присуще стремление делать работу самостоятельно и получать от этого удовольствие. Но удовольствие от своей работы ученики будут получать только в том случае, если работа связана с преодолением трудностей. А поскольку все дети разные, то и уровень трудности у каждого ученика свой.
Подводя итог, мы делаем вывод: классно-урочная система, изначально предназначенная для обучения всех одному и тому же за одно и то же время несовместима с подлинной индивидуализацией обучения, и, если мы хотим развить задатки, отпущенные природой каждому ученику, надо не совершенствовать классно-урочную систему, а менять ее на другую дидактическую систему.
Такая система под названием «Технология индивидуализированного обучения» создана в творческой педагогической лаборатории при школе № 140 города Перми, учителем математики Ю.А.Макаровым. Им же разработаны принципы создания дидактических материалов по данной технологии.(1;9) Применительно к литературе принципы технологии мной реализуются следующим образом.
Единицей обучения является не урок на тему, а цикл уроков по теме «Жизнь и творчество» (Количество уроков в цикле зависит от темы и класса). Почему цикл? Потому что «постичь индивидуальную магию писателя, изучить стиль, образность, структуру романа или стихотворения» невозможно без прочтения художественного текста. Хорошо, если ученики пришли на урок подготовленные, и вы с ними можете вести беседу, либо предложить какую-либо другую форму работы. А если он не удосужится прочитать произведение?
Получится урок? Всем ли будет интересно на таком уроке? Безусловно, нет, именно те, кто не прочитал текст, либо будет мешать вам, либо «отсидятся», так ничему и не научившись. Поэтому я предлагаю на первом уроке всего 5-15 минут отвести на вступительное слово о писателе. Что можно рассказать за это время? Оказывается многое! Например: тема цикла «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя» в 5 классе. Я думаю, что наиболее интересный и значимый материал, тесно связанный с произведением «Майская ночь или утопленница», мы можем почерпнуть в книге В.Вересаева «Гоголь в жизни» и рассказать малышам страшную историю, произошедшую с черной кошкой, которая напугала маленького Гоголя, за что он ее и утопил. Но не отцовское наказание, а ужас от содеянного мучил всю жизнь писателя. Я думаю, что надо как можно чаще показывать писателя живым человеком, т.е. его достоинства, а порою и недостатки (и то, как писатель их преодолевал).
После вступительного слова учитель раздает разноуровневые задания на весь цикл. 2 и 3 уроки проходят под руководством учителя, но учащиеся работают самостоятельно. Они отвечают письменно на вопросы, выполняют творческие задания. (Приложение 1;2)
Почему основным требованием урока по ТИО являются письменные ответы на вопросы? Еще М.А.Рыбникова говорила о том, что «письменная работа во всех видах – метод усвоения пройденного, материал для работы мысли, для роста сознания ученика». Не может ученик механически подытожить достижения, сделанные в ряде предыдущих уроков, – нет, именно здесь-то он и растет, работая с пером в руках.
Последний урок в теме – это семинар, на котором учащиеся, опираясь на свои письменные ответы, пытаются осмыслить произведения, высказывая свою точку зрения. Именно на таких уроках можно приучить школьников уважительно относиться к чужой точке зрения. Учителю же важно акцентировать внимание учащихся на интересных ответах, а порой и предлагать фиксировать их неординарные ответы в тетради, тем самым, подчеркивая значимость ответа и поднимая статус ученика. Достижения детей отражены в карте успешности. (Приложение 3)
Дидактические материалы составляются по уровням «3», «4», «5».(1;43)
Уровень «3».Это задания репродуктивного характера.
Уровень «4». Задания этого уровня направлены на развитие умений.
Уровень «5». Задания творческого характера.
Мной созданы разноуровневые дидактические материалы по литературе в 6, 7, 8 классах, которые успешно применяю в работе. (Приложение 4;5)
В начале изучения темы ученики работают самостоятельно с текстами, а учитель оказывает им помощь, но каждый ученик требует индивидуальной помощи, и поэтому при работе по ТИО надо досконально знать индивидуальные особенности каждого ученика. Диагностика позволила не только выявить индивидуальные особенности каждого ученика, но и выработать определенные рекомендации. В своей работе использую данную технологию третий год. И уже сегодня можно подвести некоторые итоги:
1.Улучшился психологический климат на уроках, что положительно повлияло на здоровье учеников.
2. Не происходит деградации учеников. Количество обучающихся на «4» и «5» становиться больше. Об этом говорят результаты олимпиад. (Приложение 6)
3. Если три года назад время активной работы на уроке составляло 15-20 % (как и на всех обычных уроках), то сейчас 75-80 %.
4. Ученик преодолевает собственную лень, воспитание переходит в самовоспитание.
5. Успеваемость составляет 100 %.
Использованная литература

1. Макаров Ю.А. Технология индивидуализированного обучения. – Пермь, 2003.
2. Макаров Ю.А. Роль системы учёта при индивидуализации обучения. – Пермь, 2003.

15