Система контроля знаний и умений обучающихся на уроках английского языка

Струнина Ю.А., преподаватель
английского языка ГАПОУ АО «СТСИ»

СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС

Качество и инновации – путь к высоким стандартам жизни

Качество образования - это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и качества жизни. Переход России к «информационному обществу» требует от выпускников СПО профессиональных и личностных качеств, обеспечивающих его профессиональную мобильность и конкурентоспособность. Поэтому изучение иностранных языков- не только модное веяние, но и жизненная необходимость. Прожить без знания иностранных языков можно, но стать конкурентоспособным специалистом нет.
Великий Леонардо да Винчи говорил: «Знания, не рожденные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ОШИБОК». Практика немаловажна, но необходимо проверять полученные знания и умения, используемые в практической деятельности. Во избежание совершения ошибок необходим - контроль. Контроль – это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности обучающихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания , умения, вовремя оказать необходимую помощь и добиваться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей обучающихся, активизации их самостоятельной работы на уроках английского языка. Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи, промахи. Контроль должен быть объективным. Критерии оценки должны быть известны обучающимся, следует свести до минимума количественные показатели чтения: скорость, объем текста. Контроль должен быть требовательным, без искажений истинной картины знаний обучающихся, так как даже при доброжелательном к ним отношении многие волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.
Актуальность проблемы контроля связана с тем, что возросли его возможности положительного влияния на учебно- педагогический процесс, возникли условия для рационализации самого контроля как основной части этого процесса.

Методика преподавания иностранных языков располагает значительным теоретическим багажом и практическим опытом в организации контроля. Традиционно выделяют следующие виды контроля:
Первым звеном в системе контроля по иностранному языку является:
Предварительный или входной контроль: который проводится в разовом порядке с целью проверки базовых знаний и практических навыков по дисциплине, а также с целью выявления пробелов в знаниях и определения путей их устранения. Форма проведения традиционная - тестирование. Материалы входных тестовых заданий составляются на основе школьной программы. Критерии оценки уровня подготовки заключаются в следующем: умение использовать теоретические знания по грамматике, языковая компетенция (правильность использования лексических единиц, языковая догадка, отбор нужной информации и т.д). Уровень подготовки оценивается по следующим критериям: глубина и прочность знаний, осознанность, самостоятельность при выполнении заданий.
Вторым звеном в системе контроля является текущий контроль, который проводится систематически, на каждом уроке с целью установления правильности понимания учебного материала обучающимися и уровней овладения им, осуществления корректировки применяемых технологий обучения. Основная функция текущего контроля - обучающая. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления и повторение пройденного. Для формирующего контроля эффективно применение разнообразных форм и средств проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.
В практике преподавания иностранного языка в настоящее время чаще применяется устная проверка знаний и умений, так как главное в дисциплине - развитие коммуникативной компетенции. Устная проверка занимает меньше времени, способствует выработке быстрой реакции, развивает память. Это может быть работа и с лексикой и с грамматикой, диалогом и работа с текстом, одновременно включая аудирование. Например, такие устные приемы проверки, как:
назовите слова, которые могут сочетаться с заданным словом,
построение ассоциативных рядов,
подстановка слов адекватных контексту (подобрать известные пропущенные слова),
подберите антонимы или синонимы (характеристика предмета),
сгруппировать слова по тематическому критерию
задание «Снежный ком» (когда один ученик начинает, остальные по цепочке повторяют и добавляют свое).
При работе с диалогом, особенно профессионально направленном, эффективны задания типа: дополнить диалог необходимыми словами или разговорными фразами, составить свой диалог, и как вариант самостоятельной парной работы - продемонстрировать диалог перед группой.
Таким образом, можно сделать вывод, что устная (фронтальная или индивидуальная) форма контроля является наиболее активной и эффективной. Но существуют недостатки устной формы работы: в состав группы входят обучающиеся с разным уровнем подготовки - от ноля до выше среднего уровня. «Слабые» обучающиеся отказываются читать, отказываются произносить, повторять, медленно реагируют на задания, поэтому процесс работы проходит мимо таких обучающихся и становится бессмысленным.
Письменная форма контроля имеет некоторые преимущества. Этой формой можно проверить знания одновременно всех обучающихся. Гораздо удобнее обрабатывать письменные работы, нежели устные ответы. Ошибки в письменных работах легче квалифицировать и анализировать, поскольку действия обучающихся точно зафиксированы. Наиболее эффективным средством контроля считается тестовое задание. В переводе с английского(test) означает испытание, исследование, проба, проверка. Тестовые задания могут быть небольшими, для проверки определенного знания, а также более сложными по содержанию, могут содержать несколько аспектов контроля. В основном используем избирательный вид тестового задания, где к каждому заданию прилагаются верные и неверные ответы. Избирательные тестовые задания могут быть многовариативными с несколькими верными и неверными ответами либо одним верным, либо одним неверным ответом, альтернативными (с двумя ответами), закрытые тестовые задания, не содержащие ответов, тесты перекрестного выбора для установления соответствия между элементами множества выбора.
Среди многочисленных типов заданий, которые используются для составления тестов и контрольных работ, чаще всего встречаются следующие:
Classifying (классификация)- организация слов или понятий в группыпо какому либо определенному признаку.
Matching (установление соответствия)- где необходимо установить соответствие между компонентами двух списков, рядов и т.д.
True- false- (верно- неверно)- альтернативный выбор варианта ответа.
Multiple choice(множественный выбор)- где необходимо выбрать ответ из нескольких предлагаемых вариантов (один из предложенных вариантов правильный, остальные- отвлекающие варианты).
Error correction (исправление ошибок)- цель задания, проверка правильности использования языковых явлений и исключение или исправление ошибочных лексических единиц или грамматических структур.
Filling in form (заполнение формуляра)- задание, в котором проверяется умение заполнить официально принятые документы.
Gap-filling (дополнение, модифицированный клоузтест)- восстановление пропущенных элементов текста с помощью представленных опорных лексических единиц или грамматических структур.
Transformation (трансформация, преобразование)- вид тестового задания, предполагающий изменение грамматической структуры или слова с сохранением значения высказывания.
Completion(завершение)- тестовое задание, проверяющее понимание прочитанного или прослушанного текста, те необходимо завершить основные положения текста.
Удачно составленное тестовое задание имеет ряд достоинств: более оперативно выявляет знания и умения обучающихся. Это обеспечивается тем, что задачи и вопросы подбираются в результате анализа материала, а также учитываются трудности усвоения и характер возможных ошибок. Тест предоставляет учителю возможность проверять знания и умения на разных уровнях и осуществлять дифференцированное обучение. Способствует рациональному использованию времени на уроке. Активизирует мышление обучающихся и дает возможности преподавателю критически оценить методы преподавания.
Однако, тестовое задание фиксирует только результаты работы, но не ход ее выполнения, возможно угадывание правильного ответа, а также случаи, когда выбор неправильного ответа объясняется невнимательностью, поэтому рациональнее сочетать тестирование с различными формами традиционного контроля.
Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы обучающихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала.
За последние годы в методике появились разнообразные методы опроса, некоторые представляют несомненный интерес. На уроках возможны короткие проверочные работы нетрадиционного вида. В каждой теме выделяются ключевые понятия и термины, которые могут быть положены в основу кроссвордов, головоломок, ребусов, анаграмм, викторин, творческих заданий. Решение подобных заданий – занятие увлекательное, интересное и полезное, позволяет тренировать память, повышает самооценку обучающихся.
Следующее звено в системе контроля итоговый контроль.
Промежуточная аттестация проводиться в целях повышения ответственности каждого преподавателя за результаты труда, за степень освоения обучающимися государственного стандарта. Промежуточный контроль проводиться в форме дифференцированного зачета по итогам обучения, в конце II курса. Конечно, в отличие от текущего контроля промежуточный носит более серьезный характер. Обучающиеся должны показать знания и умения по пройденному материалу. Задания для дифференцированного зачета основаны на работе с текстами различного тематического содержания, а также обязательно профессионального направления. Стараясь идти в ногу со временем, преподаватели приблизили итоговую аттестацию к аттестации в форме ЕГЭ.
Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что при проведении контроля следует руководствоваться такими правилами:
Контроль должен носить регулярный характер.
Контроль должен охватывать максимальное количество обучающихся и в каждом отдельном случае не должен занимать много времени.
Объем контролируемого материала должен быть небольшим, но достаточно репрезентативным, чтобы по степени его усвоения или не усвоения, владения или не владения им обучающимися можно было судить, приобрели ли они необходимые навыки и умения.
Так как обучение и контроль органично связаны, при проведении контроля следует отталкиваться от конкретных задач урока.
Контроль на уроках иностранного языка может преследовать разные цели, однако во всех случаях он не является самоцелью и носит обучающий характер: он позволяет совершенствовать процесс обучения, заменять малоэффективные приемы и способы обучения более эффективными, создавать более благоприятные условия для коррекции и улучшения практического владения языком, для воспитания обучающихся средствами иностранного языка.