Подготовка и проведение педсовета Формы и методы контроля знаний, умений, навыков учащихся в условиях компетентностного подхода к обучению


Тема проекта: «Формы и методы контроля знаний, умений, навыков учащихся в условиях компетентностного подхода к обучению»

Введение
За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения навыки: умения приобретать и эффективно использовать знания. На главном месте стоят принципы компетентностно ориентированного и системно-деятельностного подхода в обучении, а отсюда важное внимание следует уделять сегодня вопросам организации системы контроля сформированных компетенций учащихся, делая упор прежде всего на разнообразие форм и методов контроля, его дифференциацию и индивидуализацию.
Проведение педсовета «Формы и методы контроля ЗУН учащихся на уроках в условиях компетентностного подхода в обучении» представляется актуальным в связи с тем, что от правильной организации контроля ЗУН во многом зависят эффективность управления учебно-воспитательным процессом и качество подготовки учащихся. Проверка знаний учащихся должна давать сведения не только о правильности или неправильности конечного результата выполненной деятельности, но и о ней самой: соответствует ли форма действий данному этапу усвоения. Правильно поставленный контроль учебной деятельности учащихся позволяет преподавателю оценивать получаемые ими знания, умения и навыки, вовремя оказать необходимую помощь и добиться поставленных целей обучения. Все это в совокупности создает благоприятные условия для развития познавательных способностей учащихся и активизации их самостоятельной работы на занятиях.
Таким образом, цель данного проекта - совершенствование системы контроля ЗУН учащихся на основе принципов компетентностно ориентированного обучения, управление качеством образования в гимназии.
Задачи:
Способствовать формированию теоретических представлений у педагогов о разнообразных формах и методах контроля ЗУН учащихся в условиях компетентностного подхода к обучению, поиск новых форм и технологий в работе.
Проанализировать осуществление контроля деятельности учеников на уроке, определив основные проблемы и пути их решения.
Организация совместной деятельности администрации, педагогов и специалистов, направленной на совершенствование управления качеством образования.

Основная часть
Этап подготовки к заседанию педагогического совета
Создание творческой группы по подготовке педсовета.
Посещение уроков учителей с целью изучения организации контроля ЗУН учащихся на уроке.
Проведение контрольных срезов знаний учащихся по предметам с целью определения уровня их учебных достижений и объективности их оценивания.
Анализ уровня учебных достижений учащихся по итогам первого полугодия.
Анализ предметных страниц классных журналов и ведения тетрадей по предметам, проверки письменных работ
Этап проведения педагогического совета
1.Доклад заместителя директора по УВР по теме педсовета.
Теоретическая часть.
Контроль - это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения. Педагогический контроль – это функция руководства и управления учебной деятельностью учащихся, реализующая принцип обратной связи в процессе обучения.
Цель контроля состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся, в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения младших школьников в активную творческую деятельность.
Эта цель связана:
с определением качества усвоения учащимися учебного материала – уровня овладения знаниями, умениями и навыками, предусмотренных программой по предмету;
с обучением школьников приемам взаимоконтроля и самоконтроля, формированием потребности в самоконтроле и взаимоконтроле;
предполагает воспитание у учащихся таких качеств личности, как ответственность за выполненную работу, проявление инициативы.
Контроль знаний учащихся выполняет следующие функции:
1) проверочная – заключается в выявлении степени освоения учеником материала, умений и навыков и их соответствия образовательному стандарту, в определении общего уровня умственного развития ( в том числе коммуникативного), в закреплении приемов интеллектуальной деятельности , навыков рационального труда.
2) обучающая – предполагает совершенствование системы ЗУН, их обобщение, систематизацию, применение в новой ситуации.
3) развивающая – подразумевает стимулирование познавательной потребности обучаегося, формирование его творческих способностей, развитие речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.
4) социальная – призвана сориентировать ученика в процессе обучения на достижение определенной цели (с учетом выбора будущей профессии).
5) аксиологическая – служит воспитанию ответственности (исполнительности, дисциплине, аккуратности), формированию сознательного выбора.
6) диагностическая – означает, что для использования наиболее адекватной по интенсивности методики обучения необходимо владеть информацией не только о пробелах в знании учащихся, но и о порождающих их причинах;
7) прогностическая – помогает предоставлять опережающую информацию об учебно – воспитательном процессе с целью стратегического руководства , создания модели дальнейшего развития.
Современные средства оценки предполагают расширение представлений о таком понятии, как учебные достижения, а следовательно, и о назначении и функциях проверки.
Базовыми подходами к выстраиванию современной системы контроля качества образования считаются:
*разработка и внедрение новых, нетрадиционных форм проверки;
*ориентация на единую систему, в которой взаимосвязаны цели, результаты обучения и измерители;
*формирование четкого представления о целях обучения, прививание ученикам навыков самоконтроля и самооценки;
*отслеживание динамики усвоения учащимися материала, помогающее обеспечить перестройку и совершенствование образовательного процесса.
Разнообразие форм и приёмов контроля ЗУН представлено в таблице (приложение 1).
1.2 Аналитическая часть доклада.
В аналитической части заместитель директора представляет результаты анализа посещённых уроков, анализ проведённых срезов знаний и контрольных работ по предметам, результаты анкетирования учащихся, результаты мониторинга учебных достижений классов по итогам первого семестра.
Ставятся основные проблемы и формулируются основные педагогические требования к организации контроля за учебной деятельностью учащихся:
индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля за работой каждого учащегося;
практическая направленность контроля, когда проверяются не столько знания, сколько умение ребёнка применять их на практике в стандартных и нестандартных ситуациях;
систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения, сочетание его с другими сторонами учебной деятельности учащихся;
разнообразие форм проведения, обеспечивающее выполнение обучающей, развивающей и воспитывающей функции контроля, повышение интереса учащихся к его проведению и результатам;
всесторонность, заключающаяся в том, что контроль должен охватывать все разделы учебной программы,;объективность контроля, исключающая преднамеренные, субъективные и ошибочные оценочные суждения и выводы учителя;
дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности каждого учебного предмета, отдельных его разделов, а также индивидуальные качества учащихся, требующий в соответствии с этим применения различных методик и педагогического такта;единство требований учителей, осуществляющих контроль за учебной работой учащихся в данном классе.
Обсуждение доклада (выступления учителей из опыта своей работы).
Проект решения (приложение 2).
Заключение
Систематический контроль знаний учащихся является одним из основных условий повышения качества обучения. Умелое владение учителем различными формами контроля знаний способствует повышению заинтересованности учащихся в изучении предмета, предупреждает отставание, обеспечивает активность учащихся на занятиях.
В условиях компетентностного подхода к обучению меняются основные приоритеты в осуществлении контроля ЗУН.
Деятельно-компетентностный подход предполагает в том числе и ориентацию на результаты образования, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий составляет основной результат образования.
Для реализации этого положения необходимо:
- использование разнообразных форм и методов учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт учащихся
- создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса
- стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться получить неправильный ответ
- оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но по процессу его достижения
- поощрение стремления ученика находить свой способ работы: анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать наиболее рациональные
- создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, создание обстановки для естественного самовыражения ученика
Переход от знаниевой парадигмы к деятельностной необходим для достижения главной цели – раскрытия и развития каждого ученика.
Приложение 1
Формы контроля знаний и умений учащихся
Текущий (оперативный, экспресс-контроль) контроль Пограничный (периодический, тематический) контроль Итоговый (заключительный) контроль
Приемы контроля
Устный контроль Письменный контроль Графический контроль Тестовый контроль Итоговый контроль
Индивидуальный опрос Сочинение Графический диктант Альтернативный тест Составление и разгадывание кроссвордов
Фронтальный опрос Диктант Опрос по «немым схемам», картам, таблицам, рисункам Выборочный (вариативный) тест Составление и разгадывание ребусов, шарад, загадок
Решение проблемно-познавательных задач Решение проблемно-познавательных задач (по вариантам или по выбору учащегося) Опрос по опорным схемам, рисункам, таблицам Последовательный (порядковый) тест Ситуативная игра
Анализ проблемных ситуаций Ответы на проблемные вопросы Составление учащимися графиков, таблиц, схем, алгоритмов Конструктивный тест Ролевая игра
Комментирование учебного фильма Заполнение сравнительных таблиц Составление графических рисунков Разделительный тест Проектирующая игра
Тихий опрос (по Шаталову) Опрос с помощью рейтинговых или контрольных листов Воспроизведение опорных схем, таблиц, алгоритмов Схематический тест Игра-путешествие
Взаимный опрос Взаимное рецензирование Количественный тест Интервью
Тренинг Контрольная работа по индивидуальным заданиям Обобщающий тест Брейн-ринг
Уплотненный опрос Аналитический тест Применение дискуссионных методов
Групповой опрос Сравнительный тест Применение интерактивных методов
Анализ документов (исторических, литературных и др.) Операционный тест Подтверждение или опровержение гипотезы Проблемно-поисковый тест Тренинг по опорным схемам и конспектам Приложение 2
Проект решения
Отметить:
1.1 Опыт работы учителей по организации системы контроля знаний, умений и навыков в условиях личностно ориентированного обучения, использования разнообразных форм и методов контроля, организации обратной связи с учащимися: ____________________________________________________________
Применение современных информационных технологий при контроле ЗУН: _____________________________________________________
1.3 Опыт работы по анализу контрольных и самостоятельных работ, организацию системы повторения на уроках: _________________________________________________________
Рекомендовать:
Разнообразить формы и методы контроля ЗУН учащихся на основе компетентностного подхода, использовать нестандартные виды контроля на уроках учителям _______________________________________________________
Руководителям предметных кафедр:
С целью повышения качества обучения провести мониторинг уровня сформированности предметных компетенций за год, обсудить на заседаниях кафедр (май-июнь 2013г.)
При планировании работы кафедры на новый учебный год особое внимание обратить на вопросы по применению компетентностного и деятельностного подхода в обучении, профильному обучению в старших классах и подготовке учащихся к сдаче ГИА, целесообразному использованию информационных и интерактивных технологий в УВП, организации индивидуального обучения на уроках
Повысить требования к ведению тетрадей по русскому, украинскому, иностранному языкам, качеству их проверки в соответствии с методическими требованиями по проверке тетрадей и правилами единого орфографического режима.
Заслушать на совещании при директоре вопросы:
О системе индивидуальной работы классных руководителей и учителей-предметников с учащимися по предупреждению неуспеваемости, повышению качества учебной работы с детьми, снизившими свои учебные достижения по итогам первого полугодия
Об итогах срезов знаний в допрофильных 9-х классах
Об уровне сформированности навыков чтения младших школьников
Учителям, работающим в выпускных 9-х, 11-х классах, обратить внимание на организацию повторения учебного материала, подготовку учащихся к ГИА. Заслушать на совещании вопрос о реализации личностно ориентированного подхода при формировании предметных компетенций на уроках при подготовке к ГИА.
отв. – зам. директора