Урок по обществознанию по теме «Инфраструктура рыночной экономики»


Тема: Инфраструктура рыночной экономики.

Цель урока:
Разъяснить учащимся инфраструктуру рыночной экономики, сформировать понимание некоторых экономических понятий.

Задачи урока:
- знать, что включается в понятие «инфраструктура», какова ее основа,
- характеризовать разные виды банков,
- объяснять функционирование различных бирж,
- давать характеристику банкам и банковской деятельности,
- давать определение следующим понятиям: инфраструктура, биржа, рынок, банк, дилеры, брокеры.


План урока:
Что такое инфраструктура?
Основные виды рынков.
Биржа: история и современность.
Банки и банковская деятельность.


Ход урока:


Что такое инфраструктура.

Инфраструктура – это совокупность взаимосвязанных институтов, которые обеспечивают успешное функционирование рынка и поддерживают его.

Задание:
Самостоятельно подумайте над тем, что может стать основой инфраструктуры, т.е. какие институты общества способны активно влиять на рыночную экономику.




Обратите внимание на три основных элемента: рынок, биржу и банк. ( на доске вывешиваются плакатики с определениями).




Основные виды рынков.


Рассмотрение второго вопроса предворяется серией мини – вопросов:

А) Что такое рынок? О каких рынках вы слышали?
Б) Были ли вы когда – нибудь на рынке? Какие особенности его функционирования вы подметили?
В) Какую роль играет рынок в современной экономике?


Учениками выделяются следующие виды рынков:
- базар (толкучка)
- оптовый рынок
- рынок ценных бумаг.


На доске вывешивается плакатик с определением понятия «рынок».



Биржа: история и современность.

Слово «биржа» вам наверняка знакомо. В дословном смысловом значении оно означает (beurs – голл.) современную наиболее развитую форму регулярно функционирующего оптового рынка массовых заменимых товаров, продающихся по стандартам, а иногда и по образцам (зерно, сахар) рынка заменимых ценных бумаг (акций, облигаций) и иностранной валюты,. Зачатки товарной и вексельной биржи появились в 15 – 16 веках в итальянских городах Средиземноморья, где возникли мануфактуры и на этой почве развилась широкая внешняя торговля.


Сообщение ученика по теме «Появление первых бирж».

Вопрос: Что послужило причиной создания бирж?



Учитель дает определение понятий «брокеры» и «дилеры» и задает вопрос:
Чем обусловлено их появление?


На доске вывешиваются плакатик с определениями понятия «Биржа».





Банки и банковская деятельность.


Важным звеном всей финансовой системы выступают банки.

Вопрос:
1 Какие функции осуществляют эти кредитные
учреждения?
2. Самостоятельно на основе имеющихся знаний приведите примеры о работе банков.






Банки

Аккумулируют деньги выдают ссуды

Обеспечивают сохранность вкладов,
Обеспечивают операции с золотом и т. д.




На доске вывешивается плакатик с определением понятия «банк».

В соответствии с действующим законодательством, банком является кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли, как основной цели своей деятельности, на основе специального разрешения ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности, платности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц. Банки и их филиалы, а также ЦБ РФ образуют двухуровневую банковскую систему РФ.
Банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Большинство расчетов происходит с участием или под контролем кредитных организаций.
Т.о., кредитные организации являются проводниками огромных денежных средств, а также имеют информацию о владельцах этих денежных средств, что делает банки независимыми при осуществлении финансового контроля.






Итоги урока:

Инфраструктуру современной экономики составляют рынок, биржа, банк. Особую роль в финансовой деятельности государства играют банки, которые аккумулируют денежные средства, предоставляют кредиты, осуществляют денежные расчеты и т.д.



Домашнее задание:
Параграф 14, конспект темы в тетради.
15