Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792) Комедия «Недоросль».


Конспект урока по русской литературе в 9 классе.
Тема урока: Денис Иванович Фонвизин (1745 – 1792)
Комедия «Недоросль».
Тип урока: комбинированный.
Цели урока:
1) познакомить с творчеством Д.И. Фонвизина;
2)начать изучение комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»;
3)через отбор отдельных эпизодов комедии формировать у учащихся навыки отбора материала и его систематизации;
Задачи урока:
воспитательные:
через комедию «Недоросль» продолжить воспитание любви и уважения к наследию великого драматурга русской литературы;
с помощью творческих заданий формировать у учащихся творческое мышление;
продолжить воспитание интереса к предмету литература.
развивающие:
отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения комедии;
развивать связную речь, обогащать словарный запас учащихся;
обеспечение ситуации, способствующей развитию умений анализировать и различать.
обучающие:
ознакомить учащихся с отдельными фактами биографии писателя;
дать представление о значении комедии в развитии русской реалистической литературы, русского театра.
раскрыть понятия «комедия», «реалистическая комедия», «юмор», «ирония», «сарказм», «сатира», «драма».
отметить черты классицизма в комедии «Недоросль».
Оборудование: электронная презентация с портретами драматурга, иллюстрации к комедии «Недоросль», «Литература. 9 класс. Учебник- хрестоматия для 9 кл. татар. сред.  общеобразоват. шк». В 2 ч. Ч. 1 / Авт.-сост. М.Г. Ахметзянов, Т.В. Воронцова, М.В. Ведишенкова; Под ред. М.Г. Ахметзянова. – 3-е изд., доп. – Казань: Магариф, 2008. – 367 с.
План урока
1. Организационный момент (2 мин.)
2. Изучение новой темы (20 мин.)
3. Выполнение тренировочных заданий и упражнений (10 мин.)
4. Итоги урока (7 мин.)
5. Запись домашнего задания (1 мин.).
6. Ход урока
№ Деятельность учителя Деятельность учеников Примечания
I.
Организационный момент
̶ «Я рада, мои любезные друзья, видеть вас сегодня. Вы служите примером: как усердием, трудами и честностию можете сделать себе образование. Ласкаюсь мыслью, что вы покажете мне достойные качества своего ума, свои добродетели и плоды благородного воспитания». Возможно, так поприветствовал бы вас писатель XVIII века Д.И.Фонвизин.
Именно о нем мы поговорим с вами сегодня на уроке. ̶ Здравствуйте!
Ученики внимательно слушают учителя. II.
Изучение новой темы – Открываем тетради, записываем: Девятнадцатое сентября. Классная работа. Д.И. Фонвизин комедия «Недоросль».
Д.И.Фонвизин – удивительный писатель XVIII века. Ещё А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» назвал его «сатиры смелым властелином»:
Волшебный край!
Там в стары годы, Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
Рассказ учителя о Д.И. Фонвизине.
Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия «Недоросль», которая также является первой реалистической комедией.  Перед чтением комедии, давайте проведем словарную работу.
    
–А теперь приступим к чтению комедии.
Ученики записывают число, классную работу, тему урока.
Ученики слушают учителя. Записывают основные моменты.
Просмотр презентации, знакомство с основными этапами жизни писателя.
Подготовка к восприятию основного материала.
Ученики высказывают свое мнение, записывают определения в тетрадях.
Драма – 1. Один из трех родов литературы, определяющий произведения, предназначенные для сценического воплощения. Отличается от эпоса тем, что имеет не повествовательную, а диалогическую форму; от лирики – тем, что воспроизводит внешний по отношению к автору мир.
Комедия – драматическое произведение, в котором смех направлен против недостатков общества, быта, людей.
Реалистическая комедия – комедия, отличающаяся правдивостью, исторической конкретностью образов.
170878529527500Юмор (Беззлобно-насмешливое отношение к чему-н.) Ирония (Тонкая насмешка, выраженная в скрытой форме)  Сарказм (Язвительная насмешка, злая ирония).
Чтение комедии по ролям (действия 1-4). См. приложение № 1.
Учебник
III.
Выполнение тренировочных заданий и упражнений.
–Как вы думаете, почему комедия начинается сценой с портным Тришкой?
–Вы познакомились с действующими лицами. Скажите, где происходит действие комедии «Недоросль»?
– Как вы думаете, соответствует ли комедия всем правилам, которым подчинялась литература XVIII века?
–Назовите три единства в драме литературы XVIII века.
–Для классицизма характерно деление персонажей на «положительные» и «отрицательные». Главная черта персонажа закреплялась в его «говорящей фамилии». Давайте рассмотрим персонажей,    с которым вы познакомились в первом и втором действиях комедии.
–Что вы можете сказать о госпоже Простаковой? Как она относится к своим слугам?
–Как госпожа Простакова относится к своему сыну Митрофану?
Просмотр иллюстрации к комедии Н. Е. Муратова
–Ребята, кого изобразил Н.Е. Муратов?
–Действительно, вы видите иллюстрации всех героев комедии. И в центре, развалившись на стуле, сидит недоросль – молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.
А вот прочитав комедию Д.И. Фонвизина вы, ребята, должны будете дать новое значение слова «Недоросль», на следующий урок. – Таким образом,  автор
сопоставляет бездушие, грубость помещиков (Простакова) и бесправие крепостных крестьян (Тришка). Узнаем, что Тришка прав, он не учился  портновскому мастерству.
–Действие происходит в деревне Простаковых.
– Соответствует, но есть несоответствия в построении комедии законам классицизма (напр., есть персонажи, которые не относятся ни к положительным, ни к отрицательным; автор не скрывает своего отношения к персонажам и т.д.).
–Единство времени, единство места и единство действия (Место: поместье Простаковых, время: в течении одних суток, единство действия: борьба претендентов за право стать мужем Софьи).
– Это госпожа Простакова, Митрофан, Еремеевна, Тришка, Простаков, Скотинин,

Дети отвечают на вопрос, читая реплики госпожи Простаковой.
«Еремеевна, введи сюда мошенника Тришку», «А ты, скот, подойди поближе, не говорила ль тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире», «Так тебе жаль шестой, бестия?».
Она беспощадна к тем, кто в ее власти т крепостных считает своей собственностью.
– Она любит своего сына слепой материнской любовью. Но эта любовь только уродует Митрофана.
– Н.Е. Муратов изобразил героев комедии «Недоросль».
IV.
Итоги урока
Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! Не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
с приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет...
Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотининами, митрофанами, с их страшно живучими чертами.
Цените это произведение как памятник русской культуры. Ученики внимательно слушают учителя. V.
Запись домашнего задания На следующий урок мы продолжим изучение комедии. Запишите, пожалуйста, домашнее задание: «Прочитать комедию Недоросль, ответить на вопросы». Ученики записывают домашнее задание в дневники. Приложение №1.
1 слайд. Фонвизин Денис Иванович 1745- 1792 – выдающийся русский драматург, публицист, переводчик.
2 слайд. Родился 3 (14) апреля 1745 г. в Москве, в небогатой дворянской семье, на протяжении нескольких веков честно служившей России. Фамилия его немецкого происхождения и в 18 веке писалась раздельно: Фон Визин. Но Пушкин А.С. Недаром о нём сказал: «Он из перерусских русский».
Учитель: Как вы объясните эти слова?
Ученики: Денис Иванович думал о простом народе, писал о народе и для него.
3слайд. С 1755 года учился в дворянской гимназии при Московском университете, а затем на философском факультете того же университета. В студенческие годы занимался переводами.
В 1762 г. определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург.
4 слайд.Впоследствии был дипломатом, сотрудничал с вельможами Екатерины II, с воспитателем наследника графом Н.И.Паниным. Служа при дворе, внимательно наблюдая за действиями правительства, Фонвизин вместе с Паниным вынашивал планы ограничения власти монархов, создания новых законов, поэтому был не в чести у Екатерины II.
5слайд. Портрет Д.И. Фонвизина.
Неизвестный художник 1784-1785 г.г. Вторая половина XIX века.
6слайд. В 1769 Фонвизин создаёт первую оригинальную русскую сатирическую комедию «Бригадир», в которой высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому.
7 слайд. Гравюра П. Бореля. Д.И. Фонвизин читает « Бригадир» в салоне цесаревича Павла Петровича.
8 слайд. Фонвизин был человеком живым ,светским; образованный, смелый, он стоял выше многих предрассудков своего времени, считал, что дворянину не зазорно заниматься торговлей. Дружил с актёром Иваном Дмитриевским, хотя актёры были, по понятиям того времени, чем- то вроде слуг. Общаясь с вельможами в придворном мире, женился на дочери купца, несмотря на явное недовольство своих родных.
9 слайд. Всей душой Фонвизин любил Родину и свой народ.
Девизом его жизни были слова « Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек».
10 слайд. Вершиной творчества писателя стала знаменитая комедия «Недоросль».
11 слайд. Пьеса написана во 2-й половине 18 века, в самую мрачную пору царствования Екатерины II. Это первая русская реалистическая комедия, в которой автор изобразил хозяев, господствующих не по праву, дворян, недостойных быть дворянами, самозваных учителей.
12 слайд. Первая постановка пьесы состоялась в 1782 г. и имела огромный успех: «публика аплодировала пьесе метанием кошельков».