ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ VII ВИДА


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Шебекино Белгородской области»

«Рассмотрено»
На заседании методического совета МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
Протокол № ___
от «____»_____________ 2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора МБОУ «СОШ №1 с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
____________Горгоц О.И.
«____»________2015 г. «Утверждаю»
Директор
МБОУ «СОШ №1с УИОП г.Шебекино Белгородской области»
___________________ Вялова И.А.
Приказ № ______ от «___»_________2015 г.
ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЙ
ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО КОРРЕКЦИОННО -РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ VII ВИДА
возраст обучающихся 8-9 лет
Педагог – психолог
Плотникова Светлана Владимировна
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Содержание учебной программы…………………………………………….… 4
Планируемые образовательные результаты…………………………………..4
Календарно-тематическое планирование……………………………………….5 Учебно-методические средства обучения………………………………….….6 Критерии эффективности программы …………………………………………7
Список литературы……………………………………………………………….8
Пояснительная записка
Коррекционно – развивающая программа является модифицированной и составлена на основе типовой программы Глазунова Д.А. Психология. 3 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложение / авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2008. – 240 с ,2008.

Данная коррекционно – развивающая программа предназначена для обучающихся по коррекционно-развивающей программе VII вида …….. Романа (3 класс), …………. Дмитрия (4 класс). Данные учащиеся имеют недостаточный уровень когнитивно-личностного развития, испытывают трудности в усвоении программного материала.

Основной целью коррекционно – развивающих занятий является последовательно и планомерно сформировать у учащихся психологическую основу обучения, повысить уровень их общего психологического, и в частности умственного развития.

Задачи:
развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления и речи;
развитие общей осведомлённости;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики;
повышение работоспособности;
развитие произвольности поведения;
повышение уровня учебной мотивации;
повышение самооценки;
формирование коммуникативных навыков.
Особенности коррекционно-развивающих занятий
создание положительной психологической атмосферы;
задания выполняются в игровой форме;
отметки не ставятся, хотя отслеживание результатов развития ребёнка
ведётся на каждом занятии;
для достижения развивающего эффекта, необходимо неоднократное выполнение заданий учащимися, но на более высоком уровне трудности.
2. Содержание учебной программы
Условия реализации программы:
Форма организации занятий – групповая.
Количество детей в группе 2 человека.
Частота групповых встреч 1 раз в неделю.
Длительность каждого занятия 40 – 45 минут, темп и продолжительность занятий выбираются в зависимости от особенностей работы учащихся.
Количество занятий -28.
Индивидуальная диагностика – 6 ч.
При составлении коррекционно-развивающей программы учитывались:
требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
психолого-педагогические аспекты работы с детьми начального школьного возраста;
достижения в области практической психологии.

Требования к помещению: класс (кабинет психолога), включающий в себя учебную зону (столы и стулья) и игровое пространство;
Структура занятий
1.Ритуал приветствия является важным моментом работы с группой, позволяющий сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы.
2.Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность.
3.Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного психокоррекционного комплекса.
4.Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось – не понравилось, было хорошо – было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали).
5.Ритуал прощания создаёт обстановку ожидания нового занятия.
3. Планируемые образовательные результаты:
эмоционально-положительное отношение к школе, наличие учебных мотивов, в том числе мотива достижений, способность к оценке своей учебной деятельности (личностные УУД);
умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами – восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять (регулятивные УУД);
повышение учебной активности и работоспособности (регулятивные УУД);
показатели объема, распределения и концентрации внимания на уровне возрастной нормы (регулятивные УУД);
повышение уровня общей осведомлённости, воображения и речи до уровня, позволяющего успешно усваивать предметы школьной программы;
сформированность навыков произвольности в учебной деятельности (внимания, запоминания), анализ учебного материала на основе выделения существенных признаков (познавательные УУД);
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, устанавливать аналогии (познавательные УУД);
позитивная самооценка (личностные УУД);
сформированность навыков учебного сотрудничества: слушать и понимать речь других, отвечать на вопросы, участвовать в диалоге, работать в паре (коммуникативные УУД);
4. Календарно - тематическое планирование
№ п/пНаправленность Кол-во часов Плановые сроки проведения Фактические сроки проведения
1. Правила поведения на занятиях. Развитие смыслового запоминания. Развитие произвольности запоминания. Развитие произвольности восприятия. 1 ч. 2.09 2. Развитие мышления. Анализ текстов. Развития произвольного запоминания. 1 ч. 9.09 3. Анализ текстов. Развития произвольного запоминания. Развитие воображения. 1 ч. 16.09 4. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие произвольности восприятия. 1 ч. 23.09 5. Развитие произвольности запоминания. Развитие воображения. 1 ч. 30.09 6. Анализ текстов. Развитие мышления. 1 ч. 7.10 7. Развитие мышления. Развитие произвольности восприятия. 1 ч. 14.10 8. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие навыков пространственной ориентации. 1 ч. 21.10 9. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие воображения. Развитие речи. 1 ч. 28.10 10. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие воображения. Развитие речи. 1 ч. 11.11 11. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 18.11 12. Анализ текстов. Развитие мышления. Развитие воображения. 1 ч. 25.11 13. Развитие речи. Развитие речи. Развитие воображения. 1 ч. 2.12 14. Развитие речи. Развитие мышления. Развитие воображения. 1 ч. 9.12 15. Развитие речи. Развитие мышления. Развитие воображения. 1 ч. 16.12 16. Развитие речи. Развитие мышления. Развитие внимания. 1 ч. 23.12 17. Развитие речи. Развитие мышления. Развитие внимания. 1 ч. 13.01 18. Развитие речи. Развитие мышления. Развитие внимания. 1 ч. 20.01 19. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. Развитие навыков пространственной ориентации. 1 ч. 27.01 20. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 3.02 21. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 10.02 22. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. Развитие воображения. Развитие навыков пространственной ориентации. 1 ч. 17.02 23. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. Развитие воображения. 1 ч. 24.02 24. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 3.03 25. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 10.03 26. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 17.03 27. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. 1 ч. 7.04
28. Индивидуальная углублённая диагностика учащихся 4 ч. 14.04
21.04
28.04
4.05 29. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие речи. Развитие памяти. 1 ч. 11.05 30. Развитие мышления. Развитие внимания. Развитие воображения. 1 ч. 18.05 31. Развитие мышления. Развитие воображения. Развитие речи. 1 ч. 25.05 Итого: 34 ч. 5. Учебно-методические средства обучения
технические средства: компьютер;
электронное приложение, включающее стимульный материал к методикам и заданиям.

6. Критерии эффективности программы
Для оценки эффективности коррекционных воздействий проводится диагностическое исследование развития познавательных процессов, отслеживается динамика развития познавательных процессов, заполняются протоколы психологической диагностики, динамика отражается в психолого – педагогической характеристики, при направлении ребёнка на ПМПк для определения дальнейшего образовательного маршрута.
Используются прямые и косвенные показатели эффективности коррекционно - развивающей работы. Прямыми показателями являются показатели развития познавательной сферы школьников (степень расчлененности восприятия, сформированность мыслительных операций сравнения, содержательного анализа, установления закономерностей, внутреннего плана действия, вербально-смыслового анализа, рассуждающего мышления). В качестве косвенных показателей выступают показатели изменений в мотивационно-личностной сфере учащихся (формирование положительного отношения к школе и учению, нарастание уверенности в себе, повышение уровня развития эмоционально-волевой сферы, стремление отстаивать свое мнение, формирование адекватной самооценки, повышение интереса ко всем школьным урокам, исчезновение боязни отвечать на уроках, рост школьной успеваемости).
Список литературы
1. Ануфриева А.Ф.,. Костромина С.Н Как преодолеть трудности в обучении детей. – СПб.: Речь, 2003. – 247с.
2. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – 2-е изд.- М.: Генезис, 2001.- 352 с.
3. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением/ авт.-сост. Д.Глазунов. – М.: Глобус, 2008. – 240 с. – (Школьный психолог).
4. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I – IV классов). Часть 1. Книга для учителя. – 4 –е изд., стер. –М.: «Ось – 89»,2008. – 272 с.
5. Мамайчук И.И. Психокорекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2004. – 400с.
6. Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка (дошкольный и младший школьный возраст).- М.: Владос, 2003
7. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998.