Буклет — Артикуляционная гимнастика для сонорных звуков


2014 г.
718736626866478251891145834967696881458349Артикуляционная гимнастика
 
для сонорных звуков
 
 
 
Учитель-логопед
Ушакова Е.А.
Удачи, успехов и удовольствия в совместной деятельности с ребёнком!
Гимнастика для рук, ног—дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь для чего мы тренируем мышцы—чтобы они стали сильными, ловкими, подвижными. А вот зачем язык тренировать? Язык главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима. Язык должен быть достаточно развит, чтобы выполнять целенаправленные движения именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка, стоит заниматься артикуляционной гимнастикой.. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики:
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3-4 упражнений за раз. 2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз. 3. Упражнения на удержание артикуляционной позы в одном положении выполняются по 10-15 секунд или под счет до 7-10. 4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. 5. Из выполняемых трех-четырех упражнений новым может быть только одно. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать предыдущие упражнения. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы. 6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. 7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. 

99745803179445
98221804444365
986980551816002014г.
 
Артикуляция звука Р:
Губы нейтральны; Зубы разомкнуты;
кончик языка приподнят к альвеолам
верхних резцов, вибрирует под напором
выдыхаемого воздуха, спинка прогнута;
корень слегка напряжен; боковые края
прилегают к верхним коренным зубам;  голосовые складки сомкнуты; мягкое небо поднято, проход в носовую полость закрыт; Воздушная струя проходит через рот по средней линии языка.  
1.«Заборчик»
2.«Трубочка»
3.«Заборчик – трубочка»
4.«Окошко»
5.«Лошадки»
6. «Вкусное варенье»
7. «Маляр»
Цель: учить поднимать язык вверх, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед – назад .8. «Чьи зубы чище?»
9. «Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка,
растягивать подъязычную связку.
Выполнение:  улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
10.  «Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка,
растягивать подъязычную связку
Выполнение: улыбнуться,  приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу и не опуская языка, закрывать и открывать рот, губы в улыбке.
11. «Барабанщики»
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем его вверх, умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, постучать кончиком языка за верхними зубами: д-д-д; вначале произносить медленно, постепенно темп убыстряется (работает только язык, губы в улыбке, нижняя челюсть в покое).
8811449-76623750361004681283510582428094765044667174495150392655439486.      «Лопатка»
Цель: научить ребенка удерживать широкий спокойный язык.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу, удерживать под счет.            
7.       «Вкусное варенье»
Цель: выработать движения широкой
передней части языка вверх и положение
языка, близкое  к форме чашечки, которое
принимает язык при произнесении звук Щ.
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизнуть верхнюю губу, делая движение сверху вниз. Работает только язык.
8.      «Пароход гудит»
Цель: выработать подъем задней
части спинки языка вверх.
Выполнение: улыбнуться, зажать
кончик языка между зубов, длительно произносить звук «ы», при этом слышится звук «л».
9.      «Лошадки»
Цель: укреплять мышцы языка,
растягивать подъязычную связку.
Выполнение:  улыбнуться,  приоткрыть рот,  показать зубы, открыть рот и пощелкать кончиком за верхними зубами, сначала медленно, затем быстрее.
10.   «Беззвучно пощелкать кончиком языка»
Цель: выработать движения языка вверх и помочь определить его место при произношении звука «л».
Выполнение: производить те же движения, что в предыдущем упражнении, только беззвучно.
11.   «Чьи зубы чище?»
Цель: выработать подъем языка
вверх и умение владеть им,
растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончиком языка почистить верхние зубы с внутренней стороны (движения из стороны в сторону, сверху вниз).
18510913614695184696811717461605431-575168 Артикуляция звука Л
Губы в легкой улыбке; Зубы 
сближены; кончик языка приподнят
и упирается в верхние зубы; спинка
прогнута; корень приподнят; боковые
края приподняты, но не касаются
верхних коренных зубов, по бокам остаются проходы для выдыхаемого воздуха; голосовые складки  сомкнуты, вибрируют. Воздушная струя слабая, идет по бокам языка.
1.«Заборчик»
Цель: научить удерживать губы в улыбке, обнажая верхние и нижние зубы.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы,
удерживать губы в улыбке под счет до десяти (мама считает, ребенок держит улыбку).
2.«Трубочка»
Цель: выработать движения губ вперед.
Выполнение: вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой, удерживать под счет до десяти 3.      «Заборчик – трубочка»
Цель: научить легко переключаться с одного положения губ на другое.
Выполнение: чередовать положение губ в улыбке и трубочке под счет до десяти.
4.      «Окошко»
Цель: научить спокойно открывать
и закрывать рот, удерживая губы
в улыбке, развивать подвижность нижней челюсти.
Выполнение: 1)улыбнуться, показать зубы, открыть рот, сомкнуть зубы, удерживать рот   открытым под счет до десяти. 2) открывать и закрывать рот под счет 1, 2 : губы в улыбке, зубы видны.
5.      «Наказать непослушный язык»
Цель: научить расслаблять мышцы языка, делать язык широким.
Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить: «пя-пя-пя…».
 

882523030632408825723228587799745803179445