БУКЛЕТ ДЕТСКАЯ БЕЗНАДЗОРНОСТЬ(рекомендации социальным педагогам, родителям, классным руководителям)


Безнадзорность – это отсутствие надзора за ребенком, подростком, при этом не имеет значения, в силу каких обстоятельств - объективного или субъективного свойства - этот надзор отсутствует. Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет вместе с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой разрушения. Предоставленные сами себе дети забрасывают учебу, проводят свободное время на улице, предпочитая бесцельное времяпрепровождение.
беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
Группы детей, относящихся к этой категории:
дети, потерявшие семейные и родственные связи;
брошенные родителями или самостоятельно ушедшие из семей дети;
убежавшие из интернатных учреждений;
занимающиеся бродяжничеством;
занимающиеся попрошайничеством;
совершающие мелкое воровство; употребляющие спиртные напитки, токсичные и наркотические вещества; получившие отсрочку отбывания наказания; являющиеся жертвами сексуальных преступлений; вовлеченные в противоправную деятельность;
осужденные условно и др.

Профилактическая работа социального педагога с безнадзорными детьми и подростками в учреждении социальной помощи семье и детям осуществляется по таким направлениям как:
изучение и выявление причин дезадаптации детей и подростков;
2) предупреждение развития асоциальной, криминальной и патологической направленности личности;
3) организация специально психологически и педагогически выверенной деятельности с безнадзорными, входящими в группу риска;
4) взаимодействие с другими специалистами Учреждения и смежными социальными службами, участвующими в профилактическом социально-педагогическом процессе, для интеграции воспитательных усилий.
Таким образом, деятельность социального педагога предполагает осуществление исследовательских, превентивно-профилактических, коррекционно-развивающих, координационных, и ряда других функций.

4441541889


-99566311778


Осуществляя профилактику безнадзорности, социальный педагог использует следующие стратегии:
1. Работа непосредственно с ребенком. Данная стратегия имеет место в том случае, когда окружающая ребенка среда внешне относительно благополучна, но он по тем или иным причинам начинает проявлять склонность к нарушению социокультурных норм, попадает под дурное влияние. В подобных случаях социальный педагог стремится развить у него субъектную позицию. Основу такой стратегии составляет повышенное внимание к достижениям и успехам ребенка, помощь в самореализации и повышении его статуса среди сверстников. Главное направление данной стратегии - это ориентация на личный потенциал самого ребенка, помощь в изменении отношения к способам самоутверждения с использованием возможностей психологической поддержки специалистов учреждения социальной помощи семье и детям.
2. Работа с педагогическим и «взрослым» окружением ребенка. Эта стратегия выбирается в тех случаях, когда сформировано довольно устойчивое негативное общественное мнение о ребенке, только усугубляющее и без того неблагоприятную ситуацию и способствующее развитию отклоняющегося поведения. Окружающие связывают негативные поступки ребенка с его общей порочностью. Столь генерализованное осуждение не столько проступка, сколько самого ребенка, проявление обобщенного отрицательного отношения к нему вызывают у него ответную реакцию. Так формируется конфронтация, которая способствует укреплению данных негативных черт в структуре личности ребенка. Основная задача, которую решает педагог в таких случаях, состоит в переориентации взглядов взрослого окружения на ребенка и в объединении усилий по его поддержке, что, безусловно, может способствовать созданию благоприятных условий для его самореализации и положительного психологического самочувствия в социуме. Изменение отношения окружающих способствует развитию позитивных тенденций в позиции самого ребенка, что позволяет строить с ним работу по осознанию собственных проблем, формированию заинтересованности быть принятым, а не отвергаемым ближайшим окружением – одноклассниками, педагогами, соседями, друзьями. Одной из важных социально-педагогических задач, решаемых социальным педагогом в рамках данной стратегии, является создание благоприятных условий для выбора ребенком позитивно ориентированной группы или школьного сообщества в качестве референтных.
3. Работа с детским окружением ребенка в системе организованного пространства. Это направление деятельности социального педагога становится необходимым, когда ребенок оказывается в изоляции, либо подвергается постоянным насмешкам и нападкам со стороны сверстников, либо, напротив, считает себя гораздо выше всех, исключительной, выдающейся личностью, лидером, заводилой, которому все должны подчиняться. В этом случае социальный педагог совместно с другими специалистами проводит работу по оздоровлению отношений в детской среде или в коллективе, развитию гуманистической направленности отношений. Его задача состоит в том, чтобы выработать у ребенка мотивацию для обращения за помощью к специалистам, а также в создании условий для его включения в нормальную систему жизнедеятельности (помощь в трудоустройстве или выборе нового образовательного учреждения). Основное содержание данной стратегической линии – изменить отношение ребенка к сложившейся ситуации, помочь ему освободиться от сознания своей обреченности, изолированности или от неадекватно завышенной самооценки и исключительности, носящих скандальный характер.
4. Работа с детьми в неорганизованных (неформальных) структурах. Это, пожалуй, наиболее сложная и мало изученная область социально-педагогической деятельности. Как правило, неформальные группировки чрезвычайно закрыты для взрослых, особенно педагогов. Поэтому возможным представляется только косвенное влияние. Стратегия строится на проявлении взрослыми искреннего, неподдельного интереса к тому, чем живет и дышит ребенок, на каких принципах строится его общение в той или иной группировке, что ценного он получает, участвуя в таких объединениях. Отсутствие осуждения и явной критики со стороны взрослого помогает снять барьеры при общении, делает детей более открытыми. Выделенные стратегические линии, безусловно, не исчерпывают всех возможных вариантов деятельности социального педагога. Каждая может иметь свою траекторию в зависимости от конкретной ситуации и индивидуальности клиента. Формы профилактической работы включают просвещение, беседы, консультирование, социальную терапию, терапию развлечения и досуга. Одна из важных форм - просветительская работа учителями и родителями среди безнадзорных, особенно подросткового возраста. Социальный педагог выступает с лекциями или проводит беседы в школах, по месту жительства, говорит о причинах, приводящих к деформации социальных связей у детей и подростков, о формах проявления асоциального поведения, об особенностях неформальных молодежных объединений и пр.

Советы учителям начальных классов по работе с «трудными» учениками
1. «Трудный» ученик постоянно нуждается в помощи. Помогите ему в учёбе, выполнении общественного поручения, в выборе любимого занятия, в использовании свободного времени. Всесторонне изучите личность ребёнка, узнайте его дарования, интересы, увлечения и используйте их в воспитательных целях.
2.Будьте объективны по отношению к «трудному» ученику, никогда не обвиняйте его в том, в чём его вина не доказана.
3.Критикуйте конкретно, по существу. Критиковать надо не вообще, а за совершенный поступок, ничего к нему не прибавляя.
4.Осуждая подростка за поступок, неблаговидное действие, проявляйте при этом уважение к личности школьника. Можно сказать: «Ты плохо поступил, ты совершил хулиганский поступок», но не надо говорить: «Ты плохой мальчик, ты хулиган».
5.В пылу нервного возбуждения не давайте волю чувствам, изливая их в оскорбительных эпитетах: бездельник, лодырь, хам, негодяй. Это может отталкнуть ученика от вас, озлобить его и еще более затруднит процесс общения с ним.
6.Будьте всегда оптимистом, открыто выражайте надежду на исправление «трудного» ученика, не закрывайте перед ним перспективы положительных изменений.
7.Трудный школьник, давно привыкший к критическим замечаниям в свой адрес, особенно чувствителен к похвале, поощрению своих действий. Поэтому всегда надо видеть и отмечать в поведении ребёнка даже незначительные попытки сделать что-то хорошее, не оставляйте без внимания малейшие сдвиги в лучшую сторону. Будьте доброжелательны и строги, уступчивым и принципиальны. Секреты успеха классного руководителя в работе с «трудным» подростком
1.Создавайте благоприятные условия для развития личности "трудного"подростка.
2.Работа по формированию у детей культуры общения не даст положительных результатов, если она осуществляется без соблюдения норм нравственности во взаимоотношениях. Проблема нравственности должна пронизывать все сферы деятельности. Формирование и развитие личности ребенка на фундаменте общечеловеческих ценностей - вот основа творчества учителя.
3.Проводите работу по изучению личности «трудного» подростка. Для этого во время бесед с родителями Вам необходимо понять, каковы особенности среды, в которой воспитывается ребёнок, каков доминирующий стиль взаимоотношений родителей с ним, каково его положение в семье, каковы наследственные черты характера.
4.Изучая личность подростка, наблюдая за ним в различных жизненных ситуациях, стремитесь понять ученика, выявить его проблемы и помочь разрешить их, так как неблагоприятное положение ребёнка может привести к появлению психических комплексов, способствовать возникновению психологических срывов, что ставит под угрозу его здоровье, а значит, и его развитие.
5.Изучив особенности общения ребенка, очень тактично помогите ему в разрешении коммуникативных проблем, создайте условия для коррекции отношений ученика с одноклассниками, взрослыми, самоутверждения в коллективе. Если вы хотите достичь успеха, то не надо морализировать; попробуйте объяснить последствия поступка, покажите, как он отразится на близких для ребенка людях и на нем самом. Доверительные беседы помогают ученику приобрести уверенность в своих силах, показывают, что он имеет шанс для исправления отрицательных черт.
6. Постоянно отслеживайте пробелы в знаниях, умениях и навыках "трудных" учащихся. Изучите индивидуальные учебные возможности подростка, особенности его учебной мотивации. Организуйте совместную работу с учителями-предметниками по оказанию помощи учащемуся. Снимите синдром неудачника.
7.Окажите помощь подростку в организации интересного и разумного досуга. Изучите его потребности, интересы путём индивидуальных бесед, наблюдений на переменах, в классных делах, вне школы; путем тестирования, от товарищей по классу, друзей, из бесед с родителями. Выявив индивидуальные интересы подростка, его возможности, окажите помощь в выборе кружков, секций, клубов.
8.Не изолируйте подростка от школьной жизни, давайте ему общественные поручения. Досуг - важнейшая сфера развития личности учащегося.
9. Оказывайте педагогическую помощь родителям "трудного» школьника. Учите их понимать ребёнка, опираться на его положительные качества, контролировать его поведение и занятия в свободное время

Уважаемые родители!
Именно Вы   в первую очередь закладываете отрицательное отношение и отрицательные привычки: выкурив сигарету на глазах у своего ребенка или выпив туже бутылку пива или иного горячительного напитка, разговаривая при этом используя нецензурные слова. Именно Вы поднимаете руку на супругу, невольно формируя у  подростка пренебрежительное отношение к женщине. Именно Вы грубо разговариваете со стариками в семье, забывая о том, что рано или поздно сами будете стариками, и Ваши дети и внуки будут грубыми и неотзывчивыми, и это будет плодами Ваших рук. Ребенок - это губка, которая в себя впитывает все моменты жизни своих родителей, будь  они  положительными, или отрицательными.
Ребенок, в первую очередь, учится тому, что
видит у себя дома: родители ему пример.
Принимайте активное участие в жизни семьи.
Старайтесь находить время, чтобы
поговорить с ребенком.
Интересуйтесь проблемами ребенка, вникайте во все возникающие в его жизни сложности.
 Помогайте развивать у ребенка умения и таланты.
Действуйте без нажима на ребенка, помогая ему
тем самым самостоятельно принимать решения.
Имейте представление о различных этапах в
жизни ребенка.
Уважайте право ребенка на собственное мнение.
Умейте сдерживать себя и относиться к ребенку
к равноправному партнеру, который просто пока
как что обладает меньшим жизненным опытом.
С уважением относитесь ко всем членам семьи.
Старайтесь меньше совершать ошибок.
Учитесь смотреть на жизнь глазами ребенка.
Доверяйте всем членам семьи.
Боритесь не с
ребенком,
а с проблемой.

936958216625610 советов для родителей по воспитанию детей:
1. Всегда разговаривайте с ребенком, как со взрослым человеком, избегайте уменьшительно-ласкательных слов. Эпитеты должны присутствовать в вашей речи, но сюсюкать с ребенком не стоит.2. Беседуя с ребенком, избегайте многословия, чтобы ребенок смог уяснить главный смысл вашего разговора.3. В общении с ребенком могут возникать споры. Как взрослый человек, вы всегда сможете доказать свою правоту. Но стоит ли всегда стоять на своем? Если это возможно, уступите в споре ребенку, пусть он не чувствует себя вечно неправым. Своим примером вы научите ребёнка уступать, признавать поражения и ошибки.4. Ваш беседа может стать внушением, но такое внушение должно носить характер тонкого, разнообразного и последовательного влияния на ребёнка.5. Разговаривая с ребенком, не ставьте ему ультиматумы, даже если он провинился. Читать нотации, насмехаться и допускать сравнения не в пользу ребенка – значит унизить его, ранить и оттолкнуть от себя.6. Воспитание будет иметь результат только при условии тесного контакта между взрослыми и ребенком. Такой контакт может наладиться только при позитивном настрое в отношениях и позитивном, ярком общении друг с другом.7. Стройте разговор с детьми в доверительном и спокойном тоне – так вы скорее донесете до него свои мысли требования. Не бойтесь быть строгим, но, всегда будьте справедливым.8. Разговаривайте с ребенком «глаза — в глаза». Так вы лучше поймете друг друга и ребенок будет уверен, что его проблемы поняты и действительно вас волнуют.9. Научите его умению высказывать суждения, задавать вопросы, отстаивать свои принципы путем диалога. Все это поможет ребенку налаживать коммуникации с другими людьми.10. Помните, что вам нужно обязательно привить ребенку три самых важных навыка: слушать, слышать и вступать в диалог с другим человеком. Успешными людьми становятся те, кто обладает развитыми коммуникативными способностями.

22000853706124