Технологическая карта открытого урока по математике на тему: «Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на …». Табличные навыки».


Технологическая карта открытого урока по математике, проведённого в 1-Б классе ГБОУ СОШ № 34 Учитель: Гончарова Нина Валентиновна Тема урока: «Знакомство с терминами «увеличить на…», «уменьшить на …». Табличные навыки». Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Общая цель урока: создать дидактические условия для знакомства первоклассников с терминами «больше на... », «меньше на... », «увеличить на…», «уменьшить на...».
Дидактические задачи:
образовательная  - формировать умения соотносить понятия «увеличить на…», «уменьшить на...» с арифметическими действиями;
- формировать умения составлять равенства на сложение и вычитание по числовому лучу и рисункам;
- закреплять знания изученных случаев состава числа, отрабатывать навыки быстрого счёта;
развивающая  - развивать логическое мышление, память, внимание, математическую речь, умения анализировать, сравнивать, обобщать;
- развивать осознанное позитивное эмоциональное отношение к себе и окружающему миру;
воспитывающая -- воспитывать культуру общения, умение слушать друг друга, воспитывать чувство взаимовыручки, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке; бережное отношение к природе (птицам), любовь к музыке.
Ход урока:
Основные этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия
1. Орг. момент
Цель: Создание комфортной образовательной среды.
Создаёт положительный эмоциональный настрой учащихся.
Стихли гул и звуки скрипки... В классе - светятся улыбки: Мы приветствуем гостей! Улыбнулись? Так, скорей, За учёбу, открывать новые страницы Чтобы новое узнать - нужно потрудиться... Все готовы потрудиться? Приветствие учителя, гостей.
Положительный эмоциональный настрой учеников на совместную деятельность.
Дети:...нужно потрудиться...
Дети: Да, нам нужно не лениться! Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. (Коммуникативные УУД)
Мотивация к учению (Личностные УУД)
2. Актуализация знаний
Цель: Повторить изученный материал, необходимый для
«открытия» нового знания; выявить затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.
1). Работа в тетради: - каллиграфическая минутка; - работа с геометрическим материалом.
2). Работа с интерактивной доской. № 6 (в столбике № 5).
Сегодня на уроке мы совершим зимнюю прогулку. Как вы думаете, каких животных мы обязательно встретим во время прогулки?
Начнём работу в рабочей тетради. Правила посадки при письме. - Какие числа записаны в тетради? (1 и 11) - Тренироваться в письме какой цифры будем? (единицы) - Как будем писать 1 и 11? (Через клетку) - Вспомним стишок про число и цифру 1? - Обведите простым карандашом одну цифру, которая вам больше всего понравилась. - Поменяйтесь тетрадями, возьмите в руки зелёный карандаш, обведите цифру, которая больше всего понравилась в тетради соседа. Похвалите соседа.
Птицы за окнами, в небе кружились, Кружились, кружились, в тетрадь приземлились.
- Рассмотрите птичку в тетради: из каких фигур она состоит? Каких геометрических фигур? - Сколько нарисовано птиц? (1) Дорисуйте ещё одну. - Сколько станет птиц? (две) - Как по другому можно сказать? (пара) - Ребята, какое сейчас время года? - Птицы - наши друзья! Чтобы наши птички не замёрзли, подарите им волшебное тёплое оперение: раскрасите их! Оцените птиц друг друга. - А чем мы ещё можем помочь птицам зимой? - Мы с вами сделали кормушки? Развесили их на деревьях вокруг школы? - Мало развесить кормушки, нужно о главном не забывать, о чём? - Перед вами на партах кормушки для птиц - карточки с числовыми домиками, нужно в них подсыпать зёрнышек, а для этого надо вспомнить изученные случаи состава числа, и вставить пропущенные числа.
- Для чего нужно хорошо знать состав чисел?
Продолжаем устный счёт, Двигаемся лишь вперёд!
- Повторим счёт в пределах10.
Посчитаем птенцов. Ученики повторяют правила посадки при письме.
Вот один и единица. Угол цифры - клювик птицы.
Находят самую красивую цифру в своей тетради, обводят её.
Меняются тетрадями, обводят понравившуюся цифру в тетради соседа.
Хвалят друг друга: "Ты - молодец!"
(Из геометрических)
Ученики называют изученные геометрические фигуры. (овал, круг, точка, 2 треугольника и 8-мь прямых линий).
Отвечают на вопросы учителя.
Работают самостоятельно, выполняют рисунок в тетради, раскрашивают. (Смастерить кормушки)
(Насыпать корм)
Оценивают рисунки друг друга.
Работа в парах: заполняют карточки - домики по составу чисел.
Два ученика работают у доски.
Выполняют самопроверку и взаимопроверку.
Обосновывают необходимость данных знаний. (Чтобы быстро считать)
Работают с интерактивной доской, обводят гнёзда с необходимым количеством птенцов и указывают соответствие. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли (КоммуникативныеУУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Знать природоведческие тонкости жизни птиц, формировать доброе отношение к животным (Личностные УУД).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли  (КоммуникативныеУУД.)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).
Осуществлять синтез как составление целого из частей (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Формировать навыки устного счёта от 1 до 10 (Познавательные УУД).
3. Постановка проблемы
Цель: Осуществить выход на задание, вызывающее познавательное затруднение, создать проблемную ситуацию, формирующую потребность обсуждения затруднения. - Посмотрите на доску. - Как называются птицы? - Рассмотрите первую серию картинок. Опишите, что на них изображено? Запишите равенство на доске.
- Что стало с числом три?
-Увеличилось на сколько?
- Сравните первую и последнюю картинки; последнюю и первую картинки. Запишите неравенства.
- Рассмотрите вторую серию картинок. Опишите, что изображено? Запишите равенство.
- Что стало с числом пять?
- Уменьшилось на сколько?
- Сравните первую и последнюю картинки; последнюю и первую. Запишите неравенство. (5 >3).
Один ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях. Ученик описывает картинки. (Было три птички, а стало пять.) Записывает равенство на доске, отвечает на вопросы учителя. 3 + 2 = 5 (Оно стало больше, оно увеличилось). (На 2).
Сравнивает числа 5 и 3, 3 и 5, обосновывает свой выбор и записывает результат, используя знаки >,<. (3< 5; 5>3).
(Было пять птичек, а стало три). Записывает равенство на доске, отвечает на вопросы учителя. 5 - 2 = 3 (Оно стало меньше, оно уменьшилось). (На 2).
Сравнивает числа 5 и 3; 3 и 5, обосновывает свой выбор и записывает результат, используя знаки >,<. (5>3; 3< 5) Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного (Познавательные УУД).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках (Познавательные УУД).
Сравнивают, анализируют и делают выводы (Познавательные УУД).
4. Сообщение темы урока
- Кто может сформулировать тему нашего урока?
- Прочитайте тему урока с доски.
- Чему мы должны научиться? - Научимся решать выражения, увеличивая и уменьшая числа; будем отрабатывать навыки устного счёта, продолжим работу с равенствами и числовыми лучами.
Формулируют тему урока (Отношения: увеличить на.. и уменьшить на...)
Определение цели деятельности.
(Решать выражения, увеличивая и уменьшая числа). Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
5. Первичное восприятие и усвоение нового материала Совместное «открытие» знаний.
Работа с ИКТ (презентация).
Цель: Создать дидактические условия для решения проблемы и знакомства с терминами «увеличить на…», «больше на...», «уменьшить на...», «меньше на...».
Сейчас мы отправимся в зимний лес, а по пути будем работать с экранами. Готовы? Положите перед собой экраны. Ответ на каждую загадку зимнего леса записываем на экране и показываем учителю. Этот снежный зимний лес, Полон сказок и чудес! 1). На ветке ёлки - 3 синицы, чёрно-жёлтые сестрицы. Увеличьте число на 2. Сколько станет птиц тогда? (5) 2). Посмотрите, свиристели на зимовье прилетели! Было птичек ровно 3, Прилетела 1 птичка. Тихо спела: "Кире-кире..." Было три, стало ...? (4) 3). 5 воробьёв на ветке шумели. А на 2 меньше - на трубе сидели. Смелей, ребята, не зевайте, Воробышков на трубе посчитайте! (3) 4).  На подстилке 2 птенца, Два пушистых близнеца. Станет больше их на 5, когда из скорлупок начнут вылезать. Сколько станет птиц в гнезде, помогите мне. (7)
5). 9 совят в гнезде сидят.
Прилетела мама.
На сколько птичек больше стало? (на 1). - Сколько стало всего птиц? (10) 6). Чудесные птицы на ветках алеют... Сколько их? Они о чём -то жалеют... Хотят, чтобы больше их стало на 3. Как много вас стало, друзья-снегири! - Сколько всего стало снегирей? (9) Заканчивается наша прогулка по лесу, пора возвращаться в город... А в городе - море... - Ребята, а водоплавающих птиц нужно зимой подкармливать? 7). В Крыму зимовали лебеди белые. На море их 10, нежные, смелые... Число уменьшилось их на 2. Спешно отплыли куда-то друзья. Сколько осталось у берега лебедей Радовать наших гостеприимных детей? (8)
- Что делали с числами в устном счёте?
- Хорошо потрудились? Работают с персональными экранами.
Записывают происходящие изменения в количестве предметов.
Отрабатывают навыки устного счёта.
Чтение хором с доски:
"Снегирь, и сорока, и клёст, и синица - Зимуют у нас эти чудные птицы. И чтоб они жили, по-прежнему с нами, Мы будем кормить их, конечно же, сами".
(Увеличивали и уменьшали)
Делают вывод в результате совместной работы всего класса.
Читают хором с доски: "Молодцы!" Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Уметь отвечать на вопросы, используя новые знания, полученные на уроке (Познавательные УУД).
Уметь обосновывать выбор действия; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Формировать навыки устного счёта. (Познавательные УУД).
Знать о красоте и разнообразии птиц в природе, формировать положительные эмоции, доброе отношение к птицам. (Личностные УУД).
Уметь делать выводы о результате совместной работы класса и учителя (Познавательные УУД).
6. Физминутка. "Птица"
(Сл. и муз. Н. В. Гончаровой)
Выполняет танцевальные движения с учениками. Выполняют под музыку танец с элементами дыхательной гимнастики. Уметь понимать прекрасное, чувствовать красоту музыки, уметь сливаться в танце с музыкой и выражать своё отношение эмоциями (Личностные УУД). Формировать навыки коллективизма, уметь рассказывать движениями (Коммуникативные УУД).
7. Первичное применение знаний
Цель: Формировать умения соотносить понятия «увеличить на…», «уменьшить на...» с арифметическими действиями.
Работа с учебником с. 19 № 37
- Сравни картинки в каждой паре.
- Что изменилось слева направо?
- Что изменилось справа налево?
- Что обозначает каждое число в равенствах под картинками?
- Какие знания пригодились вам, чтобы правильно записать выражения? Ученики после словесного описания данного рисунка заменяют предметную модель символической, т. е. записывают равенства, содержащих действия сложения и вычитания. (Один ученик работает у доски и комментирует: 5 увеличить на 2 получится 7; 7 уменьшить на 2 получится 5 и т.д. Все ученики записывают выражения в тетрадь.
Читают записанные выражения разными способами.
Формулируют правило: Если число увеличивается на…,то прибавляем. Если число уменьшается – вычитаем. Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Самостоятельное, использование сформированных умений и навыков.
Работа в парах.
Цель: Организовать выполнение самостоятельной работы на применение новых знаний, организовать самопроверку по эталону.
Организует самостоятельную работу в парах.
Работа с учебником и простым карандашом: с. 20 № 38.
Соотнесение понятий «увеличить на …», «уменьшить на …» с арифметическими действиями.
- Что изменилось? Обсудите ситуацию с соседом и запишите ответ равенствами.
Фронтальная проверка. Запись равенств на доске и в тетрадях. -У кого были ошибки? В чём причина? - Кто решил всё правильно? Скажите себе: "Я - молодец!" - У кого были ошибки? Скажите себе: "У меня всё получится!" Работа в парах.
Записывают равенства карандашом в учебнике.
После проверки с учителем, записывают равенства на доске и в тетрадях.
Сравнение работы в учебнике с записью в тетради. Выявление ошибок. Работа над ошибками. Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности (Регулятивные УУД).
Уметь работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, уметь выражать свои мысли (КоммуникативныеУУД).
8. Закрепление полученных знаний.
1). Рубрика "Это интересно!"
Цель: Организовать познавательную деятельность. Поиск ответа на вопрос осуществить с опорой на имеющиеся знания учеников состава числа и умения работать с числовыми лучами.
2). Работа с интерактивной доской № 5 (№ 1). (резерв)
Нас ждёт любимая рубрика: Для того, чтобы узнать новое, нужно потрудиться. Вставьте пропущенные числа и соедините равенства с соответствующим рисунком. Речь пойдёт о птицах. Задание 1. Этих птиц можно подкормить зимой изюмом, варёным яйцом и даже сыром. Что это за птицы? Задание 2. Эти птицы любят питаться мясом, а иногда даже таскают кости из мисок собак. Что это за птицы? Задание 3. Эти птицы зимуют в Крыму регулярно. Прилетают накануне холодов в соответствии с пословицей: «Если прилетели — принесли метели». Питаются яблочками и ягодами (рябиной, боярышником, калиной), которые остались на деревьях и кустах. Вывод.
Рассмотрите анимацию. - Сколько на ветке дерева птиц? Если прилетит ещё одна птичка, сколько станет птиц? Что произойдёт с числом 4? Если улетит одна, что произойдёт с числом 5? Отвечают: "Это интересно!"
Работают с равенствами и числовыми лучами.
Высказывают свои предположения.
Анализируют.
Делают вывод: "если число увеличивается, числовая стрелка движется вперёд"; "если число уменьшается, числовая стрелка движется назад".
Делают вывод: если увеличиваем на..., то числовая стрелка движется вперёд, если уменьшаем на..., то числовая стрелка движется назад.
Отвечают на вопросы учителя, делают вывод. Уметь ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).
Осуществлять синтез как составление целого из частей (Познавательные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Знать состав чисел 7, 9, 8 (Познавательные УУД).
Уметь работать с числовыми лучами; анализировать, сопоставлять, делать выводы.
(Познавательные УУД).
Уметь считать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
(Познавательные УУД).
9. Рефлексия учебной деятельности.
Цель: Зафиксировать новое содержание урока, организовать рефлексию и самооценку собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников.
"Гнёздышко". - С какой темой познакомились на уроке?

Работа с экранами.
- Выберите знак действия, если нужно «увеличить на..», найдите этот знак в классе. - Какое математическое действие выполняем, если увеличиваем число? (сложение) - Выбери знак действия, если нужно «уменьшить на…», найдите этот знак в классе. - Какое математическое действие выполняем, если уменьшаем число? (вычитание) - Кто был сегодня самый активный? - Что вам запомнилось больше всего? - Пригодятся ли нам эти знания? Где?
Урок сегодня был удачный? Не прошёл для вас он зря? Вы все очень постарались? Вам понравилось, друзья? 

- Ребята, у меня есть волшебное гнёздышко. - Если вам понравился наш урок и вы "открыли"новые знания, положите в гнездо яичко. - Если вы можете рассказать о нашем уроке другим, поделиться полученными знаниями - поселите в гнездо птичку.
Спасибо всем за работу на уроке!
Отвечают на вопросы учителя, делают выводы.
Работают с экранами, находят знаки математических действий в классе.
Анализируют свою деятельность на уроке и деятельность класса в целом.
Оценивают урок с помощью раздаточного материала. Уметь самостоятельно озвучить тему урока, над которой работали; отвечать на вопросы учителя (Познавательные УУД).
Уметь совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).
Формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям (Личностные УУД).
Уметь сплочённо работать в классном коллективе (Коммуникативные УУД).