Методическая разработка лекционного занятия №9 по теме:Участие в санитарно- просветительской работе среди населения МДК 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала Специальность Лечебное дело 1 курс


Методическая разработка
Лекционного занятия № 9
по теме: «Участие в санитарно-просветительской работе среди населения»
По МКД 07.02 Безопасная среда для пациента и персонала
специальность Лечебное дело, 1 курс
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
Пояснительная записка
Методическая разработка лекционного занятия по теме «Участие в санитарно-просветительской работе среди населения» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности Лечебное дело и предназначена для проведения занятия со студентами 1 курса по МДК «Безопасная среда для пациента и персонала». Согласно рабочей программе и КТП на изучение данной темы отводится 2 часа. Материалы методической разработки лекционного занятия составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля и самоконтроля.
В методическом блоке даны рекомендации по работе с методической разработкой, определены цели занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия.
Информационный блок включает материалы базисной лекции.
Блок контроля знаний включает в себя:
- материалы контроля исходного уровня знаний в виде фронтального опроса,
- материалы контроля выходного уровня знаний в виде тестового опроса.
С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной обучающей системы, где представлены текстовый материал, иллюстративный материал, схемы и т.д., которые отражают основные моменты лекции.
Предложенные варианты внеаудиторной самостоятельной работы студентов, способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.
Предлагаемый в методической разработке материал может быть использован как дополнительный к учебнику для более качественного усвоения материала, обобщения ранее полученных знаний.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЛЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
- основы профилактики внутрибольничной инфекции.
Цели занятия:
1. Дидактические:
Формирование профессиональных компетенций ПК 7.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения, через применение знаний.
Изучить:
1. Роль среднего медицинского персонала (фельдшера) в сохранении здоровья человека.
2. Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из новых обязанностей среднего медперсонала (фельдшера).
3. Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды.
2. Развивающие:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 01).
- осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач (ОК 04).
- использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 05).
-бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия (ОК 07).
3. Воспитательные:
- воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды;
- воспитывать готовность брать на себя нравственные обязательства по отношению к обществу и человеку;
- воспитывать толерантность, уважать социальные, культурные, религиозные различия.
Тип занятия: изучение и первичное закрепление нового материала
Вид занятия: лекционное занятие
Методы обучения: беседа.
Методы контроля знаний: фронтальный опрос, тестовый опрос.
Оснащение: мультимедийная презентация,
Продолжительность занятия: 90 мин.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
ОП 05. Гигиена и экология человека
МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению
МДК.02.01 Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
Организация безопасной среды для пациента и персонала
Участие в санитарно-просветительской работе среди населения
Используемая литература:
1. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
2. Осипова В.Л. Дезинфекция : учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
Для преподавателей:
1. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
2. Осипова В.Л. Дезинфекция : учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.3.2630 – 10.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Основные этапы лекции и их содержаниеВремямин. Обоснование методических приемов1. Организационный момент
Проверка санитарного состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих. 3 С целью настроить студентов на восприятие учебной атмосферы занятия, воспитания организованности и ответственности студентов.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства. Актуализация знаний.
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, в настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с показателями здоровья населения, поэтому улучшение состояния здоровья – одно из коренных условий успешной реализации социально-экономического развития страны, а здоровый образ жизни (ЗОЖ) должен быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. ЗОЖ – это деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах сохранения и укрепления здоровья.
Актуализация опорных знаний проводится в виде фронтального опроса. (Приложение 2) 7 С целью мотивации необходимости  получения знаний, использования их  в  будущей практической деятельности.
3. Изложение нового материала с использованием активных методов изложения по плану лекции:
1. Роль среднего медицинского персонала (фельдшера) в сохранении здоровья человека.
2. Консультирование по вопросам сохранения и укрепления здоровья – одна из новых обязанностей среднего медперсонала (фельдшера).
3. Цели и принципы консультирования по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения в разные возрастные периоды. (Приложение 1)
145 Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.
4. Контроль выполнения внеаудиторной самостоятельной работы:
Составление тематического кроссворда по теме: «Факторы риска для фельдшера». (Приложение 3) 10 Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций: ОК 1, ОК 5, ОК 4, ОК 7.
5. Выходной контроль.
Проводится в форме тестового опроса (взаимопроверка). (Приложение 2) 10 С целью получения объективной информации о степени усвоения теоретического материала, коррекции и анализа ошибок.
6. Подведение итогов занятия.
Обобщающая беседа в соответствии с планом лекции, с целью закрепить у студентов полученные знания, которые необходимы для формирования специалиста и для подготовки к практическому занятию. 3 С целью логического завершения занятия, создания ситуации для системного подхода в изучении дисциплины.
7. Сообщение домашнего задания теме: « Дезинфекция»:
1.Реферативное сообщение на тему: «Здоровый образ жизни».
2. Осипова В.Л. Внутрибольничная инфекция: учеб.пособие.-2-е изд., испр. и доп.-М.: ГЭОТАР – Медиа, 2014.- 240с.: ил.
3.Осипова В.Л. Дезинфекция: учеб.пособие для мед. училищ и колледжей.- М.: ГЭОТАР – Медиа,2014.-136с.: ил.
4. Конспект лекции
6. Интернет-ресурсы 2 С целью координации самостоятельной работы студентов.
Приложение 1
Информационный блок
1. Материалы базисной лекции
В настоящее время сложилась крайне неблагоприятная ситуация с показателями здоровья населения, поэтому улучшение состояния здоровья – одно из коренных условий успешной реализации социально-экономического развития страны, а здоровый образ жизни (ЗОЖ) должен быть основным направлением социальной политики в области здравоохранения. ЗОЖ – это деятельность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах сохранения и укрепления здоровья. ЗОЖ формирует образ жизни – все его стороны и проявления, позитивно влияющие на здоровье. Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном ВОЗ, в котором «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Следовательно, в основу данного определения положена категория состояния здоровья, которая оценивается по нескольким уровням: соматическому, психическому, социальному. Однако характер проявления психофизических качеств индивида, степень его социальной адаптации не могут не зависеть от личностных качеств человека, осознанности поведения, либо укрепляющего собственное здоровье, либо наносящего ему ущерб. Поэтому здоровье человека должно определяться и личностным уровнем его проявления.
В современной стратегии образования актуализируется и значимость здоровья учащихся, как одного из приоритетных направлений его гуманизации, являющимся основой физического, психического и социального благополучия, условием и базисом полноценного развития. Поэтому воспитание культуры здорового образа жизни личности студента, эффективно управляющей состоянием своего здоровья, является важной задачей педагогики. В философском понимании личность – это всегда духовная определенность, самостоятельность и неповторимость человека. Личность – это темперамент, воля, способности, интересы, чувства, высокие нравственные эмоции. Для личности характерно согласие с собой и людьми, целостность характера, умение приспосабливаться к социальной среде, внутренняя свобода, способность ценить искусство, кругозор, то есть личность – это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.
В процессе становления личности будущего специалиста сестринского дела здоровый образ жизни приобретает особое значение, поскольку выступает фактором его успешности как в учебной, так и в будущей профессиональной деятельности. Необходимо, чтобы будущий специалист еще в студенческие годы пришел к осознанию значимости здорового образа жизни. Важно добиться, чтобы каждый выпускник являлся не только специалистом в своей области знаний, но и человеком, который бы обладал разного рода умениями и навыками организации своего здорового образа жизни, восстановления организма после напряженного труда. Следовательно, формирование здорового образа жизни студента в процессе его профессионального становления является приоритетной задачей.
Профессиональное становление личности – это развитие личности в процессе выбора профессии, профессионального образования, подготовки и выполнения профессиональной деятельности. «Профессиональное становление субъекта выражается в развитии его личности и индивидуальности за счет приобретения профессионализма и формирования индивидуального стиля деятельности».
Подготовка будущих специалистов лечебного дела представляет собой сложный процесс, показателем результативности которого является способность молодых специалистов грамотно решать профессиональные задачи. Чтобы реализовать эту цель, нужно не только обновить содержание и технологии образования, но, прежде всего, система подготовки будущих специалистов должна быть ориентирована на формирование социально и профессионально активной личности, обладающей высокой компетентностью и мобильностью, что позволит ей творчески реализоваться в жизни и профессиональной деятельности. Оптимальное развитие личности происходит в процессе успешного овладения профессиональной деятельностью, значимой для субъекта.Лечебное дело – это искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими навыками, знаниями и умениям их практического применения, базируется на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, социальные, медицинские и биологические законы. Именно в медицинской профессии личностный рост – непременное условие достижения профессионализма. Современные требования к сестринской помощи определяют задачу формирования среднего медицинского работника нового типа. Такой специалист, кроме медицинских знаний, умений, приверженности принципам сестринской этики и деонтологии, должен обладать качествами умелого организатора, исполнителя, обладать педагогическими умениями взаимодействия с пациентом, умением пропагандировать и соблюдать здоровый образ жизни. Выполнение задач формирования и соблюдения здорового образа жизни вызывает определенные трудности. Профилактическое направление было и остается основополагающим принципом охраны здоровья населения, то есть фундаментом в формировании у населения культуры здоровья призвана стать валеологическая грамотность медицинских кадров, создание условий для мотивации к сохранению здоровья. Фельдшера – важнейшая профессиональная группа, которая должна участвовать в решении задач, поставленных приоритетным национальным проектом «Здоровье». Только развитие новых ролей медсестры в формировании структуры здорового образа жизни, в профилактике заболеваний и реабилитации выздоравливающих, могут способствовать успеху общего дела.
Структура здорового образа жизни по Э.Н. Вайнеру должна включать:
- оптимальный двигательный режим;
- рациональное питание;
- рациональный режим жизни;
- психофизиологическую регуляцию;
- психосексуальную и половую культуру;
- тренировку иммунитета и закаливание;
- отсутствие вредных привычек;
- валеологическое образование.
Здоровье человека в значительной мере зависит от стиля жизни, который в большой степени имеет персонифицированный характер и определяется историческими и национальными традициями и личностными наклонностями. Здоровым считается человек, наилучшим образом приспособленный к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Образ жизни человека, его поведение и мышление, обеспечивает ему охрану и укрепление его здоровья, и здорового образа жизни. Необходимо особое внимание уделить оздоровлению морального климата общества и недостаточно высокому уровню знаний о здоровом образе жизни в молодежной среде. Утрата идеалов, социальная несправедливость и неравенство, боязнь будущего – вот что разрушает физическое и психическое здоровье человека. Мы должны с уважением относиться к собственному, личному здоровью и здоровью наших близких, всех, кто нас окружает, как-то связан с нами. Ведь общественное здоровье складывается из суммы индивидуальных показателей. Существуют два альтернативных подхода к формированию здорового образа жизни. Задачей традиционного подхода является достижение всеми одинакового поведения, которое считается правильным, например, отказ от курения и употребления алкоголя. Другой подход выделяет личностную творческую активность человека, его инициативность и высокий уровень потребности в практическом осуществлении здорового образа жизни, как главные факторы, которые обеспечивают успешную реализацию здорового образа жизни в современном российском обществе.
В связи с этим представляется интересным выявление отношения будущих специалистов лечебного дела к здоровью как социальной ценности. Именно поэтому каждый специалист лечебного дела со студенческой скамьи должен осознать и сделать постулатом всей своей жизни следующее убеждение: здоровье человека – главная ценность жизни, его необходимо сохранять, сберегать и улучшать. В настоящее время в практику работы колледжа широко внедряются различные образовательные и оздоровительные программы, способствующие формированию валеологической грамотности, организации ЗОЖ, укреплению здоровья учащихся в сфере, как профессиональной учебной деятельности, так и физической культуры и воспитательной работы, ориентированной на ЗОЖ.
Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья. Человек имеет право на здоровье, но права человека связаны с его ответственностью. Ответственность – это особое свойство личности, оно включает сознание и чувство заботы, сострадания, милосердия. Моральная ответственность основана не на страхе, а на чувстве совести и долга, сознание ценности человеческой жизни, уникальности каждого человека. Морально ответственный человек понимает необходимость следования нормам и правилам, запретам и предписаниям, связанным с отношением к своему здоровью и здоровью окружающих. Фельдшер, осуществляя профилактическую работу, должна пропагандировать здоровый образ жизни каждого человека и общества в целом, а также постоянно подчеркивать необходимость сознательного отношения к здоровью как к общенародному достоянию, которое должно стать нормой поведения всех людей.
Основные принципы санитарно - просветительской работы Санитарное просвещение - совокупность образовательных, воспитательных, агитационных и пропагандистских мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику заболеваний, сохранение и укрепление здоровья, повышение трудоспособности людей, продление их активной жизни. С целью обеспечения высокого уровня здоровья цель каждого медицинского работника в своей работе - опираться на профилактическую направленность. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических и политических условий жизни. Корни профилактики уходят в глубокую древность. Вопросы предупреждения болезней на основе соблюдения правил личной гигиены и рационального питания занимали важное место уже в медицине древнего мира. Однако разработка научных основ профилактики началась лишь в XIX веке. Становлению научной профилактики в значительной степени способствовали изучение роли окружающей среды в возникновении и распространении заболеваний, достижения микробиологии, физиологии и гигиены. Передовые врачи и деятели медицинской науки России видели будущее медицины в развитии общественной профилактики в неразрывном единстве лечебной и профилактической медицины.
«Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал великий русский хирург Н.И. Пирогов. В наши дни в Российской Федерации законодательными актами о здравоохранении предусмотрена регуляция общественных отношений в области охраны здоровья населения в целях обеспечения гармонического развития физических и духовных сил, устранения факторов и условий, вредно влияющих на здоровье населения страны. В задачи санитарного просвещения входит:• распространение медицинских и гигиенических знаний;• воспитание санитарно-гигиенических навыков с целью сохранения и укрепления здоровья;• повышение санитарно-гигиенической культуры. Санитарно-гигиеническое просвещение должно проводиться с учетом пола, возраста, климато-географических особенностей, национальных обычаев, традиций и других факторов. В своей работе по воспитанию здорового образа жизни фельдшер должен учитывать и условия жизни населения, куда входят материальные и нематериальные факторы (социальные, политические и духовно-нравственные). Индивидуальное и общественное здоровье зависит от вышеперечисленных факторов. Приказом МЗ Российской Федерации о санитарно-просветительской работе для средних медицинских работников предусмотрено ежемесячно уделять 4 ч пропаганде здорового образа жизни в счет рабочего времени с проведением планирования и отчета по проделанной работе. Службу санитарного просвещения возглавляет Главное санитарно-эпидемиологическое управление, Отдел медицинских проблем формирования здорового образа жизни, Центральный научно-исследовательский институт санитарного просвещения МЗ Российской Федерации. Организационно-методическими и координационными центрами в областях, городах, районах являются Дома санитарного просвещения. Они разрабатывают планы санитарно-просветительской работы, координируют деятельность медицинских и других учреждений, учитывая важнейшие задачи здравоохранения, предложения и пожелания населения. Большую помощь в этой работе оказывает общество «Знание», которое организует чтение лекций и бесед, издает санитарно-просветительную литературу. В нашей стране широко используются методы массовой, групповой и индивидуальной санитарно-просветительской информации, которая может быть осуществлена в устной, печатной и изобразительной формах. Особо важную роль играют средства массовой информации: печать, радио, телевидение, кино. Вопросы охраны здоровья и воспитания гигиенических навыков находят широкое отражение в выпусках популярной медицинской литературы (азбука здоровья, «Энциклопедия», серии «Медицина для всех»); а также на страницах ряда газет и журналов. Массовым тиражом издаются памятки, буклеты, листовки, брошюры и плакаты. Все большее значение придается выпуску малых форм (микроплакатов на обертках, спичечных коробках, закладках для книг). Методы и средства санитарно-просветительской работы В организации своей санитарно-просветительской работы фельдшер наряду с традиционными методами обучения населения по вопросам охраны здоровья, такими как:
• собеседование;• групповые дискуссии;• лекции;• тематические вечера;• вечера вопросов и ответов;• беседы за круглым столом;
• устные журналы;• школы здоровья;• публикации в прессе;• конференции,широко использует и методы наглядной агитации:• стенгазеты;• санбюллетени;• выставки и уголки здоровья;• книжные выставки. Санитарный бюллетень Художественно оформленный санбюллетень всегда привлекает внимание и является одним из самых доходчивых средств пропаганды.
Санбюллетень - это иллюстрированная санитарно-просветительская газета, посвященная только одной теме. Тематика должна быть актуальной, с учетом задач, стоящих перед современным здравоохранением, а также сезонностью и эпидемиологической обстановки в данном режиме. Крупным шрифтом выделяется заголовок. Название его должно быть интересным, интригующим, желательно при этом не упоминать слово «болезнь» и «профилактика». Санбюллетень состоит из 2-х частей - текстовой и иллюстрированной. Текст размещают на стандартном листе ватмана в виде колонок шириной 13-15 см, печатают на машинке или компьютере. Разрешается написание текста каллиграфическим почерком партой черного или фиолетового цвета. Нужно выделить передовую статью или введение, остальной текст должен быть разбит на подразделы (рубрики) с подзаголовками, в которых излагают суть вопросов и практические советы. Заслуживает внимания подача материала в виде вопросов и ответов. Текст должен быть написан доходчивым для широкой массы языком без медицинской терминологии, с обязательным использованием местного материала, примеров правильного гигиенического поведения по отношению к своему здоровью, случаев из врачебной практики. Художественное оформление: рисунки, фотографии, аппликации должны быть изящными, иллюстрировать материал, но не дублировать его. Рисунок может быть один или несколько, но один из них - основной - должен нести главную смысловую нагрузку и привлечь внимание. Текст и художественное оформление не должны быть громоздкими. Санитарный бюллетень заканчивается лозунгом или призывом. Он лучше смотрится, если окантован рамкой. Эмблема Красного Креста и чаши со змеей не рисуются. Название «Санбюллетень» и номер выпуска присутствовать не должны, так как санитарный бюллетень не является периодическим изданием.В правом нижнем углу указывается ответственный и дата выпуска. Необходимо обеспечить выпуск санитарного бюллетеня не реже 1-2 раз в квартал. Уголок здоровьяОрганизации уголка должна предшествовать определенная подготовительная
работа
• согласование организации уголка с руководством данного учреждения;• определение перечня работ и необходимых строительных материалов (стенды, планки, крепежные «рельсы», кнопки, клей, ткань и т. д.);• выбор места — достаточно свежего и бойкого, то есть такого, где постоянно или часто бывает масса людей;• подборка соответствующего иллюстрированного материала: плакаты, фото- и литовыставки, диапозитивы, фотографии, памятки, листовки, вырезки из газет и журналов, рисунки. Эта подборка осуществляется с помощью инструктора по санитарному просвещению района и в доме санитарного просвещения.
Желательно, чтобы для уголка были подготовлены и укреплены специальные стенды разных форматов и крепежные планки, «рельсы», которые можно снимать и монтировать в других вариантах. Ведущая тематика уголка здоровья — различные аспекты здорового образа жизни. В случае появления какой-либо инфекции или ее угрозы в данной местности в уголке должен быть помещен соответствующий материал по ее профилактике. Это могут быть санитарный бюллетень, листовка, подготовленная местным органом санитарно-эпидемиологического надзора, краткая памятка, вырезка из медицинской газеты и т. п. Не надо стремиться помещать в уголке здоровья как можно больше материала. Лучше чаще экспонировать и другие материалы. Полезно делать выставку плакатов, например, о вреде пьянства, наркомании, курения, о пользе физкультуры и спорта. Очень ценны и интересны фотомонтажи, которые могут сделать фотолюбители. В школах в уголках здоровья хорошо размещать материалы, подготовленные учащимися. Уголок здоровья должен иметь доску вопросов и ответов. Ответы на вопросы должны быть всегда своевременны, оперативны и полезны. Устные журналы В устных журналах, помимо медработников, должны участвовать работники ГИБДД, инспекторы по делам несовершеннолетних, юристы. В своих сообщениях они выступают по вопросам не только медицинского характера, но и затрагивающим правовые, социальные и нравственные аспекты.
Поэтому в устных журналах можно рассматривать сразу несколько тем.
Диспуты и конференции Диспут - метод полемического обсуждения какой-либо актуальной, нравственной или воспитательной проблемы. Решающее значение для его успеха имеет верный выбор темы, например: «О красивом и здоровом человеке», «Об этом молчать нельзя». Диспут - это способ коллективного поиска, обсуждения и разрешения волнующих население проблем.
Диспут возможен, когда хорошо подготовлен, когда в нем участвуют не только специалисты, но и (например в школе) учащиеся, учителя. Столкновения, борьба мнений связаны с различиями во взглядах людей, жизненном опыте, в запросах, вкусах, знаниях, в умении подходить к анализу явлений. Цель диспута состоит в том, чтобы поддержать передовое мнение и убедить всех в правоте. Формой пропаганды, близкой к диспуту, является конференция с заранее разработанной программой и фиксированными выступлениями как специалистов, так и самого населения. К устным формам санитарно-просветительской пропаганды также относятся тематические вечера, беседы за круглым столом, вечера вопросов и ответов. Желательно, чтобы аудитория была уже подготовлена к восприятию подготовленной темы, для этого предварительно нужно провести беседы, лекции, оформить стенды, уголки здоровья, подготовить книжную выставку. Большую роль в пропаганде здорового образа жизни могут играть театрально-зрелищные мероприятия, массовые спортивные мероприятия. Содержание работы при проведении различных форм и методов гигиенического воспитания населения и пропаганды здорового образа жизни на ФАПе должно быть направлено на освещение основ личной и общественной гигиены, гигиены села, поселка, жилища, благоустройства и озеленения, содержания приусадебных участков; на борьбу с загрязнением окружающей среды; профилактику заболеваний, вызываемых воздействием на организм неблагоприятных метеорологических условий (повышенная влажность воздуха, высокие и низкие температуры и другие), длительным пребыванием на солнце и т. п.; на внедрение физической культуры в быт каждого человека. В круг тем этой деятельности входит также трудовая и профессиональная ориентация: создание здоровых бытовых и производственных условий, формирование здорового образа жизни. Большое внимание необходимо уделять профилактике инфекционных заболеваний, улучшению водоснабжения и водопользования. Одной из важных задач является пропаганда мер гигиены труда при сельскохозяйственных работах, предупреждение сельскохозяйственного травматизма и отравлений ядохимикатами, разъяснение гигиенических требований к доставке, очистке и хранению воды в полевых условиях. Значительное место должна занять противоалкогольная пропаганда, разъяснение вреда курения. Курение является одним из наиболее распространенных видов наркомании. Курение табака отрицательно влияет в первую очередь на органы дыхания, сердечно-сосудистую систему, способствуя возникновению таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, хронические заболевания гортани, бронхов. Курение - один из ведущих факторов в развитии онкологических заболеваний. Алкоголизм также относится к заболеваниям, которые поражают не только нервно-психическую сферу больного, приводя к деградации личности, но и воздействуют на сердце, сосуды, желудочно-кишечный тракт. Работа фельдшера по антиалкогольной пропаганде должна строиться по определенной системе, включая правовые, медико-биологические и нравственные аспекты. Трезвость - одно из важнейших условий здорового образа жизни. В зависимости от пола, возраста можно подбирать темы для лучшего восприятия слушателями. Примерные планы лекций• Для мужчин: влияние алкоголя на все органы и системы организма; алкоголь и травматизация; алкоголь и венерические заболевания; алкоголь и смертность; алкоголь и трудоспособность; алкоголь и семья; алкоголь и наследственность; экономический ущерб, наносимый государству от лиц, злоупотребляющих алкоголем.• Для женщин: влияние алкоголя на организм женщины; влияние алкоголя на беременность; алкоголь и дети; роль женщины в укреплении семьи и преодолении пьянства мужчин.• Для подростков: анатомо-физиологические особенности организма подростка; влияние алкоголя на организм подростка; влияние алкоголя на способности подростка; влияние алкоголя на потомство; алкоголь и нарушение правопорядка; как сохранитьпсихическое здоровье. В повседневной работе по искоренению алкоголизма нужно привлекать административные органы, общественные организации, службы правопорядка, юристов.
Большой раздел профилактической работы по воспитанию здорового образа жизни нужно выделить в педиатрии. Гигиеническое обучение и воспитание начинается с раннего детства, при антенатальной охране будущего потомства.
Приложение 2
Блок контроля и самоконтроля
1. Фронтальный опрос:
1. Понятие ЗОЖ?
2. Структура ЗОЖ по Э.Н. Вайнеру?
3. Понятие санитарное просвещение?
4. Задачи санитарного просвещения?
5. Методы и средства санитарно – просветительской работы?
2. Тестовый опрос:
1. В структуру здорового образа не входит:
а) рациональное питание
б) тренировка иммунитета и закаливание
в) биологическое образование
г) отсутствие вредных привычек
2. Разработка научных основ профилактики началась в:
а) глубокой древности
б) в средние века
в) в ХIII веке
г) в IХ веке
3. ЗОЖ – это:
а) мировоззрение человека, которое складывается из знаний о здоровье
б) индивидуальная система поведения человека, направленная на сохранение и укрепление здоровья
г) систематическое выполнение физических упражнений
4. Здоровье в большей степени зависит:
а) от наследственности, от экологических факторов
б) от образа жизни человека
в) от состояния системы здравоохранения
г) от медицинских знаний
5. В задачи санитарного просвещения входит
а) распространение медицинских и гигиенических знаний
б) воспитание санитарно – гигиенических навыков
в) повышение санитарно – гигиенической культуры
г) все перечисленное верно
6. Метод обучения населения по вопросам охраны здоровья, включающий правовые, социальные и нравственные аспекты:
а) школы здоровья
б) санбюллетеньв) устный журнал
г) все перечисленное верно
Эталон ответов:
1.в
2.г
3.б
4.б
5.г
6.в
Приложение 3
Виды самостоятельной (внеаудиторной) работы студентов при подготовке к лекционному занятию:
Составление тематического кроссворда по теме: «Факторы риска для фельдшера».