Программа элективного курса Литературное краеведение — Сибирский регион


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 175»



УТВЕРЖДЕНО
на заседании педагогического
Совета протокол № _______
Директор
МБОУ «СОШ №175»
Волосникова О.В.

____________________

«___» ___________ 2013 г.

СОГЛАСОВАНО
на заседании методического совета протокол № ________
Заместитель директора по УВР
_______________________
_______________________

«___» _____________2013 г.

РАССМОТРЕНО

на заседании МО
Протокол №____
Руководитель МО

__________________________
__________________________

«___» _____________ 2013 г.











Рабочая программа

«Литературное краеведение»




Класс: 5 «А»

Учитель: Черных Людмила Ивановна

Квалификационная категория: высшая

Количество часов: всего 19; в неделю 0,5 ч.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенности развития России, её национальной культуры и традиции исторически обусловили важную роль художественной литературы в духовном развитии человека.
На протяжении многих десятилетий одной из основных учебных дисциплин в российской школе остается «Литература». Прежде всего, с ней в школе связан процесс становления личности молодого человека, его нравственного совершенствования, воспитание внутренней культуры, любви к искусству, к чтению.
Обучение по предлагаемой программе «Литературное краеведение» позволит учащимся познакомиться с произведениями писателей, чьё творчество оплодотворено жизнью родного края. О тонкой и сложной связи, существующей между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание, о важности изучения «почвы» и «корней» писали многие, в том числе Д.С. Лихачев: «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со всей родной страной» (Лит. газета. 1980. 12 марта)
Знакомство с жизнью и творчеством писателей в краеведческом аспекте поможет учащимся почувствовать своеобразие русской литературы, лучше понять художественную достоверность произведений, неповторимость писательского языка и художественных образов.
Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания учащихся о родных местах, пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы, бережно относиться к памятникам культуры края.
Художественные произведения, включенные в программу, являются доступными для восприятия пятиклассников.

Цель курса - обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путем изучения произведений писателей, чьё творчество связано с Сибирью и отражает её жизнь. Цель курса определяет характер конкретных задач:
- воспитать любовь и привязанность школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;
- сформировать их представление о месте Сибирского региона, в частности Новосибирской области, в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона, об основных периодах становления и развития региональных литературных традиций;
- расширить и обогатить знания учащихся по русской литературе и культуре через изучение литературы Сибирского региона;
- помочь школьникам осознать себя частью жизни родного края;
- развить практические навыки исследовательской учащихся с литературно- краеведческим материалом.
Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, очные и заочные экскурсии, вечера-встречи, литературные гостиные и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс «Литературное краеведение»

В результате изучения дисциплины «Литературное краеведение» учащиеся должны
знать и понимать:
- взаимосвязь литературы с историей и культурой родного края;
- историю создания произведений;
- биографии писателей, названия и содержание изученных произведений;
- характеристику героев;
- характерные особенности эпохи и жизни Сибирского региона, отраженные в изученных произведениях;
- жанровые особенности произведений;
- тексты, рекомендуемые учителем для заучивания наизусть.

Уметь
- анализировать и оценивать произведение как художественное целое;
- выявлять отношение автора к изображаемому и давать произведению личную оценку;
- пересказывать узловые сцены и эпизоды изученного произведения;
- давать устные и письменные развернутые, ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
- писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении;
- составлять рассказ об авторе книги;
- подготовить доклад, сообщение, эссе об авторе и его произведении;
- выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе выученные наизусть;
- делать обзор публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
- работать со справочной и критической литературой;
Итоговый контроль предполагает защиту творческих работ учащихся по изученному материалу.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1

Устное народное творчество Сибирского региона как часть общей культуры народа.
1

2
Русские народные сказки Сибири
6

3
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки
2

4

Краеведы Новосибирской области
2

5
Литературная сказка.
2

6
Родная природа в произведениях местных авторов.
2

7

Тема исторической памяти в произведениях сибирских писателей.
2

9
Семейные предания - составление семейных родословий
2

Основное содержание программы.

Тема 1. Устное народное творчество Сибирского региона как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в сибирском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле.
Жанры фольклора. Жанровое своеобразие фольклора последних десятилетий.

Тема 2 . Русские народные сказки Сибири (волшебная, бытовая, о животных).
Русские народные бытовые сказки Сибири, Новосибирск, 1985 г.
Русские народные сатирические сказки Сибири, Новосибирск, 1981 г.
Экскурсия в музей «Сибирский дом сказки» /Новосибирск, М. Горького, 16/

Тема 3. Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (2-3 произведения).

Тема 4. Краеведы Новосибирской области – посещение Новосибирского краеведческого музея.

Тема 5. Литературная сказка.
Сибирские сказы/ Владимир Галкин
Тема 6. Родная природа в произведениях сибирских авторов.
Извекова Людмила Николаевна. О чём рассказала кедровка / Худож. В. Кошкаров. – Барнаул: Алт. кн. изд-во, 1987. – 28 с.: ил.
Владлен Белкин. Поэзия родной природы.
Тема 7. Тема исторической памяти в произведениях сибирских писателей.
Писатели-сибиряки: В.П. Астафьев, В.Г Распутин.
Тема 8. Семейные предания. Составление семейных родословий.


Календарно-тематическое планирование 5 класс

№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Основное содержание
Дата проведения

Устное народное творчество Сибирского региона как часть общей культуры народа.

1.
УНТ Сибирского региона как часть общей культуры народа. Жанры фольклора
1
Устное народное творчество Сибирского региона как часть общей культуры народа, выражение в нем национальных черт характера. Отражение в сибирском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Жанры фольклора. Жанровое своеобразие фольклора последних десятилетий.


Русские народные сказки Сибири

2
Русские народные сказки Сибири (волшебная, бытовая, о животных).

1
Повторение жанрового своеобразия русских народных сказок на примере сказок Сибири.


3
Русские народные бытовые сказки Сибири
1
Чтение и обсуждение содержания бытовых сказок Сибири


4
Русские народные сатирические сказки Сибири
1
Повторение т/л «сатира». Чтение и обсуждение содержания сатирических сказок Сибири


5-7
Экскурсия в музей «Сибирский дом сказки»
3
Посещение музея.


Народные песни, загадки, пословицы, поговорки

8-9
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки.
2
Народные песни, загадки, пословицы, поговорки (2-3 произведения). Представление собранного материала у бабушек и дедушек, мам и пап.


Краеведы Новосибирской области

10-11
Краеведы Новосибирской области
2
Посещение Новосибирского краеведческого музея.


Литературная сказка

12-13
Литературная сказка. Творчество В. Галкина
2
Литературная сказка. Творчество В. Галкина (2-3 произведения по выбору)


Родная природа в произведениях сибирских авторов

14
Родная природа в произведениях сибирских авторов. Творчество Л.Н. Извековой.
1
Извекова Людмила Николаевна «О чём рассказала кедровка»


15
Родная природа в произведениях сибирских авторов. Творчество В. Белкина
1
Владлен Белкин. Поэзия родной природы.


Тема исторической памяти в произведениях сибирских писателей

16-17
Тема исторической памяти в произведениях сибирских писателей
2
Писатели-сибиряки: В.П. Астафьев, В.Г Распутин. Обзорная лекция +презентация


Семейные предания

18-19
Семейные предания.
2
Семейные предания. Составление семейных родословий.











13PAGE 15


13PAGE 14215




ођ Заголовок 215