Использование методик кооперативного обучения (сингапурская методика) в преподавании специального курса Семьеведение в старших классах (на примере интегрированного урока Материнство в современном мире).

"Использование методик кооперативного обучения ("сингапурская методика")
в преподавании специального курса "Семьеведение" в старших классах
(на примере интегрированного урока "Материнство в современном мире").

Урок по курсу «Семьеведение» в 11 «Б» классе по теме «Материнство в современном мире» представляет собой интерактивную беседу с применением методик кооперативного обучения (сингапурская система образования). Тип урока: интегрированный: обществознание, «Семьеведение», МХК, музыка. Цель урока: формирование правильного понимания семейных ценностей, материнства и обобщение пройденного материала.
На этапе целеполагания, учитель отмечает значение материнства в жизни каждого человека, говорит о том, что, несмотря ни на какие изменения женщины во все времена мечтали стать мамами. При этом замечает, что в настоящее время материнство испытывает на себе влияние различных факторов, которые не всегда благоприятно сказываются на желании иметь ребенка. В РФ многое делается для того, чтобы в нашем обществе было положительное отношение к материнству. Одним из его направлений является изучение аспектов материнства и детства, семьи и брака. Учитель акцентирует внимание на то, что с сентября этого года учащиеся изучают курс «Семьеведения», который является важной составляющей программы социально-экономического развития РТ. Ставится задача повторить и обобщить знания, полученные из этого курса, работая в командах. Ученики приветствуют друг друга: партнера по плечу дав ему пять, партнера по лицу кулачками.
Этап актуализации опорных знаний включает в себя обучающуюся структуру Stir the class, которая позволяет вспомнить определения и термины, которые относятся к «Материнству». Ученикам дается 30 секунд, за это время на листочках они должны записать максимальное количество ассоциаций, которые приходят вам на ум, при определении понятия «Материнство». После того, как заканчивается время, ученики проводят линию после последнего термина. Затем встают и перемещаясь по классу, общаясь, записывают те слова, которых не было в их списке. Затем, занимают свои места и нумеруют все слова. Проводится опрос участников команд.
Освоение новых знаний проходит с помощью структуры Clock buddies, благодаря которой каждый ученик делиться информацией, которую подготовил самостоятельно с одноклассниками. Тема «Материнства» огромна и вмещает в себя много направлений в различных сферах нашего общества. Поэтому ученикам было предложено выбрать абсолютно любое направление в изучении данного явления нашей жизни, то, которое было им интересно. Эту тему ученики рассказывают своему партнеру. К уроку были подготовлены часы с назначенными встречами. После того, как учитель называет время (в данном случае это- 15.00), ученик ищет партнера и рассказывает ему о том, что узнал по теме. Каждому дано ограниченное время. Начинал тот у кого имя состоит из большего количества букв. Затем учитель предлагает поделиться информацией, которую учащиеся получили от своего партнера. Поблагодарив своего партнера за новую интересную информацию, все возвращаются на свои места в команде.
Групповая работа по закреплению полученных знаний способствует закреплению пройденного материала с помощью структуры RAFT . На столах у каждой команды лежат вырезки из журналов, лист ватмана, канцелярские принадлежности. Каждой команде предлагается сделать постер, который будет содержать информацию о материнстве в определенной сфере общественной жизни.
Каждой команде дается 5 минут, в это время идет видеоролик о материнстве, после окончания которого, команды готовятся к выступлению. После того, как все команды выслушаны, подводятся итоги. В завершении урока ученики проходятс тест для того, чтобы выяснить отношение к рождению детей и материнству.
Учитель благодарит учащихся за высказанные мнения, рассуждения, доказательства о материнстве, его проблемах и перспективах развития. Дается домашнее задание - написание эссе на тему высказывания Чингиза Айтматова:
"Материнство – это и великая радость, и великое познание жизни. Отдача, но и воздаяние. Нет, наверное, на свете более святого смысла существования, чем растить рядом с собой достойного родного человека."
Таким образом, использованные на уроке курса «Семьеведения» по теме «Материнство в современном мире», обучающие структуры кооперативного обучения («сингапурская методика») можно классифицировать по приоритетным задачам, которые решались при помощи каждой из структур:
1. Обучающая структура Timed Pair Share, показывающая взаимодействие ученик- ученик, необходимая для развития коммуникативных качеств и способности к сотрудничеству. В данной структуре два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени, обозначенного учителем и определенной последовательности. На уроке ученики делились друг с другом сообщениями по наиболее заинтересованным аспектам «Материнства», выслушивали друг друга и делились впечатлениями.
2. Обучающая структура RAFT, которая показывает взаимодействие ученик - учебный материал. Структуры такого типа позволяют ученикам обдумать материал, связать его с предыдущими знаниями и порефлексировать о приобретенном академическом материале для развития критического и креативного мышления. Эта задача была решена при помощи структуры RAFT.  В результате была организована проектная работа, в которой конечный продукт предстал в виде плаката на определенную тему. Всего было предложено пять тем: «Материнство и государство (политическая сфера)», «Материнство и общество (социальная сфера)», «Материнство и экономика (экономическая сфера)», «Материнство в психологии (психология)», «Материнство в искусстве (духовная сфера)».
3. Обучающие структуры Clock buddies и Stir the class, позволили сделать урок веселым, повысить самооценку и уверенность учеников, в результате ученики смогли попрактиковать социальные навыки для коммуникации, сотрудничества и принятия решений. Такие структуры входят в Classbuilding, совокупность структур, которые способствуют построению положительных отношений между учениками, развитие микроклимата на уроке, повышения мотивации и обучения.
Структура Stir the Class - «перемешай класс» - обучающая структура, в которой учащиеся, молча передвигаются по классу для того, чтобы добавить как можно больше идей участников к своему списку. На уроке им было необходимо найти ассоциации и составляющие понятия «материнство». Структура Clock buddies, в которой ученики назначают встречу с друзьями, также способствуют развитию коммуникативных качеств.
Использование вышеперечисленных структур кооперативного обучения на уроке способствуют освоению учащимися универсальных учебных действий (УУД). Личностные действия, которые направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей семьи и материнства, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении планирования и рождения детей. Обучение регулятивных действий обеспечивается возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции действий и оценки успешности усвоения учебного материала обучающимися для успешной сдачи экзамена по предмету «Обществознание». Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования для создания собственных проектов по социальному явлению «материнства» в различных сферах общественной жизни. Конечно же, большое значение уделяется развитию коммуникативных универсальных действий, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Таким образом, использование методик кооперативного обучения на уроке «Материнство в современном мире» по курсу «Семьеведение» способствует развитию комплекса универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115