Методическая разработка интегрированного урока по обществознанию и литературе по теме Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А.Гончарова «Обломов»


Тема: Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов»
Цели урока:
- рассмотреть влияние характера человека на деятельность и общение на примере героев романа И. Обломова и А. Штольца; выяснить виды и функции общения, как необходимого условия развития личности;
- выявить особенности русского национального характера; обобщить знания, полученные на предыдущих уроках литературы и обществознания;
- развивать у учащихся навыки ведения диалога, умение анализировать, умение работать в группе, участвовать в ролевой игре, составлять самоанализ;
- воспитывать потребность осознанно определять свое место в обществе через разные способы общения, стремиться к личностному саморазвитию и совершенствованию.
Тип урока: интегрированный (литература и обществознание)
Основные понятия: общение, функции общения, коммуникация, диалог, менталитет
Оборудование: портрет А. Гончарова; карточки с отрывками текста, костюмы И.Обломова, слуги Захара, музыкальное сопровождение – ария в женском исполнении («Дива» Альфредо Каталани. Ария из оперы «Вали»; компьютер; репродукции живописи второй половины XIX в.
Ход урока.
Изучение новой темы.
Беседа с учащимися (учитель обществознания):
- Как вы думаете, для чего приходит в этот мир человек?
- В чем смысл жизни человека?
Преподаватель обществознания: Да, одна из важнейших потребностей человека – потребность в деятельности и общении. Общение – целый мир, богатый и разнообразный, оно имеет непреходящее значение в жизни человека. В основу общения заложены как различные факторы.
Сегодня мы познакомимся с некоторыми видами и формами общения, а также проследим за тем, как влияет на процесс общения характер человека. Поэтому тему нашего урока мы определили так: «Влияние характера человека на деятельность и общение на примере романа А. Гончарова «Обломов».
Искусство в любом виде помогает людям познавать сущность человеческого общения через проникновение во внутренний мир персонажей. Мы учимся понимать поступки, слова, состояния героев разных эпох, темпераментов, характеров, возрастов. Искусство, а в нашем случае литература, не только бесконечно углубляет наше понимание реального общения, но и расширяет его сферу, обогащая наш опыт, помогая ориентироваться в многообразном мире общения.
Для того чтобы лучше разобраться в сути общения, обратимся к примерам из произведения «Обломов».
*Приложение 1. Разговор Штольца и Обломова. (Исполнение учащимися по ролям)
Беседа с учащимися (учитель литературы):
- Узнали ли вы героев? По каким признакам?
- Можно ли назвать увиденную сценку общением? Почему?
- Вспомните национальность персонажей? Повлияла ли принадлежность к определенной нации на характеры героев?
- Как называют особенности национального характера? (менталитет)
Запись в тетрадях:
МЕНТАЛИТЕТ (ментальность) (от позднелат. mentalis — умственный), образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе.
- В чем особенность общения между Штольцем и Обломовым?
*Приложение № 2. Обломов и Захар.
Беседа преподавателя литературы со студентами:
- Что общего в двух сценках? Чем отличается общение в сценках?
- Меняется ли стиль общения героев? В чем причины? (социальное положение собеседника)
Преподаватель обществознания: Итак, общение предполагает обмен информацией, что составляет суть коммуникации. Но в основе общения происходит взаимодействие субъекта с субъектом, а в основе коммуникации взаимодействуют субъект и объект.
Запись в тетрадях:
Коммуникация Общение
Субъект ↔ объект субъект → субъект
обмен информацией передает информацию получает информацию
ОБЩЕНИЕ – передача и обмен информацией двух или более равнозначных субъектов, сопровождаемое видоизменением, дополнением, уточнением, обменом мнений.
Отличие общения от коммуникации
Коммуникация – один из видов межличностного взаимодействия. Общение объединяет все виды человеческих взаимоотношений.
Функции коммуникации связаны с вербальными и невербальными способами получения информации. Функцией общения является установление и развитие контактов между людьми.
Процессы коммуникации связаны со знаковыми системами и речевой деятельностью. Общение сочетает коммуникативные функции с интерактивными и перцептивными.
В коммуникации важным моментом является получение и оценка информации, включая способ ее подачи. В общении важны и содержание, и эмоциональный фон
Преподаватель обществознания: обмен мнениями (общение) может происходить как в форме диалога, так и в форме монолога или реплики. Сейчас вам предстоит выяснить форму общения
*Приложение № 3. Размышления Обломова. Монолог.
- Какая форма общения предстала перед вами? Чем отличается монолог от диалога?
Работа студентов в группах по приготовленным заранее отрывкам из текста А. Гончарова «Обломов» с разными формами общения. Во время обсуждения тихим фоном звучит музыкальное сопровождение
- Определите форму общения.
- Какие черты характера повлияли на манеру общения героев?
Преподаватель литературы:
- Повлияла ли на отношения героев музыка? Где в произведении мы встречаем это влияние?
Преподаватель литературы зачитывает отрывок об исполнении Ольгой арии (на фоне муз. сопровождения)
*Приложение 4.
Преподаватель обществознания: Сегодня вашему вниманию были представлены одновременно два вида общения.
Запись в тетрадях видов общения:
1. между реальными субъектами (в процессе практической деятельности и духовного общения);
- Какие формы реального общения мы выделили сегодня на уроке? (диалог – разговор между двумя и более лицами; монолог).
2. общение воображаемых партнеров – художественных персонажей
Но существуют еще две разновидности общения:
общение реального субъекта с воображаемым партнером (внутренний диалог, самообщение, диалог с образом другого человека)
4. общение реального субъекта с иллюзорным партнером.
II. Закрепление изученной темы.
- Одинаково ли со всеми в романе общался Илья Обломов?
- Как влияет общение с различными субъектами на личность? Влияет ли характер, темперамент личности на манеру общения?
- Каково же значение общения в жизни человека?
III Рефлексия.
IV. Подведение итогов и выставление оценок.
Вывод: Именно общение позволяет человеку стать личностью в полной мере. Общение как обмен информацией, знаниями, переживаниями обогащает жизнь, приносит людям радости и огорчения, от которых вряд ли кто-то откажется добровольно и навсегда.
Домашнее задание: § 5. вопр. 1-5.
*Приложение 1.
- Здравствуй, Илья. Как я рад тебя видеть! Ну, что, как ты поживаешь? Здоров ли? – спросил Штольц.
- Ох. Нет, плохо, брат Андрей, - вздохнув, сказал Обломов, - какое здоровье!
- А что болен? – спросил заботливо Штольц.
- Ячмени одолели: только на той неделе один сошел с правого глаза, а теперь вот садится другой.
Штольц засмеялся.
- Только? – спросил он. – Это ты наспал себе.
- Какое «только»: изжога мучит. Ты послушал бы , что давеча доктор сказал. «За границу, говорит, ступайте, а то плохо: удар может быть».
- Ну, что ж ты?
- Не поеду.
- Отчего же?
- Помилуй! Ты послушай, что он тут наговорил: «живи я где-то на горе, поезжай в Египет или в Америку…»
- Что ж? – хладнокровно сказал Штольц. – В Египте ты будешь через две недели, в Америке через три.
- Ну, брат Андрей, и ты то же! Один толковый человек и был, и тот с ума спятил. Кто же ездит в Америку и Египет! Англичане: так уж те так господом богом устроены; да негде им жить- то у себя. А у нас кто поедет? Разве отчаянный какой-нибудь, кому жизнь нипочем.
- В самом деле, какие подвиги: садись в коляску или на корабль, дыши чистым воздухом, смотри на чужие страны, города, обычаи , на все чудеса… Ах, ты! Ну, скажи, что твои дела, что в Обломовке?...*Приложение 2.
- Захар! – с чувством повторил Илья Ильич.
- Чего изволите? – едва слышно прошептал Захар и чуть-чуть вздрогнул, предчувствуя патетическую речь.
- Дай мне квасу! – сказал Илья Ильич.
У Захара отлегло от сердца; он с радости, как мальчишка, проворно бросился в буфет и принес квасу.
- Что, каково тебе? – кротко спросил Илья Ильич, отпив из стакана и держащего в руках. – Ведь нехорошо?
Вид дикости на лице Захара мгновенно смягчился блеснувшими в чертах его лучом раскаяния. Захар почувствовал первые признаки проснувшегося в груди и подступившего к сердцу благоговейного чувства к барину, и он вдруг стал смотреть прямо ему в глаза.
- Чувствуешь ли ты свой поступок? – спросил Илья Ильич.
«Что это за «проступок» за такой? – думал Захар с горестью. – Что-нибудь жалкое; ведь нехотя заплачешь, как он станет этак-то пропекать».
- Что ж, Илья Ильич, - начал Захар с самой низкой ноты своего диапазона, - я ничего не сказал, окроме того, что, мол…
- Нет, ты погоди! – перебил Обломов, понимаешь что ли, что ты сделал? На вот, поставь стакан на стол и отвечай!
Захар ничего не отвечал и решительно не понимал. Что он сделал, но это не помешало ему с благоговением посмотреть на барина; он даже понурил немного голову, сознавая свою вину.
*Приложение 3.
«Живи, как бог велит, а не как хочется – правило мудрое, но… И он задумался.
«Да, нельзя жить как хочется, - это ясно, начал говорить в нем какой-то угрюмый, строптивый голос, – впадешь в хаос противоречий, которых не распутает один человеческий ум, как он ни глубок, как ни дерзок! Вчера пожелал, а потом клянешь жизнь, зачем исполнилось, ведь вот что выходит от самостоятельного и дерзкого шагания в жизни, от своевольного хочу. Надо идти ощупью, на многое закрывать глаза и не бредить счастьем, не сметь роптать, что оно ускользнет, - вот жизнь! Кто выдумал, что она – счастье, наслаждение? Безумцы! «Жизнь есть жизнь, долг, - говорит Ольга, - обязанность, а обязанность бывает тяжела. Исполни же долг…» Он вздохнул.
*Приложение 4.
…От слов, от звуков, от этого чистого, сильного девичьего голоса билось сердце, дрожали нервы, глаза искрились и заплывали слезами. В один тот же момент хотелось умереть, не пробуждаться от звуков, и сейчас же опять сердце жаждало жизни…
Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы. И ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. Давно не чувствовал он такой бодрости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души…