Конспект НОД в подготовительной группе. Тема: История создания книги.

Открытое занятие в подготовительной группе. Тема: История создания книги.

Цель: Расширить знания детей об истории создания книги. Продолжать развивать у детей способность к устной связной речи. Активизировать познавательную деятельность. Развивать познавательные и творческие способности у детей. Воспитывать бережное отношение к книгам. Приобщать детей к развитию художественного восприятия и эстетического вкуса.
12 апреля ежегодно празднуется Неделя детской книги.
                               Пусть эта "Книжкина неделя"                     
                               Продлится только до апреля,
                               Но вы, читающий народ,
                               Любите книгу круглый год.
Дети, а вы любите книги?
Какие бывают книги?
Книги, как мудрые и добрые друзья вводят нас в удивительный и познавательный мир. Через книги мы узнаем новое, знакомимся с природой, читаем сказки, стихи, загадки, пословицы и поговорки.
А какие пословицы и поговорки про книги, знаете вы?
"Книга - источник знаний".
"Выбирай книгу так, как выбираешь друга".
"Книжные страницы похожи на ресницы - глаза открывают".
"Кто много читает, тот много знает".
 "Золото добывают из земли, а знания из книг".
"Книга не пряник, а к себе манит".
Дети, как вы думаете, всегда ли у людей были книги?
Как появились книги?
Послушайте, очень, очень давно люди не умели читать и писать - не было букв на свете, не было письменности. А значит не было и книг.
 Давайте мы с вами перенесемся в древние времена, к первобытным людям. Они жили в пещерах, отдыхали там после утомительных скитаний по лесам в поиске пищи и добычи. Поскольку речь людей была слабо развита, люди пытались рассказать друг другу о своих приключениях на охоте или в диких лесах движениями, жестами. 
 Человек исполнял различные ритмичные танцы, еще задолго до возникновения языка. Он производил телодвижения, издавал звуки, мычание, кричал в особые моменты, как, например, перед сражением или охотой.
Также он создал барабан, в который можно было бить разными способами. И вскоре человек стал использовать звуки и барабанный ритм, чтобы обращать магические слова своим богам. Люди старались воспроизвести некоторые ритмы природы - звук воды, ветра, полет птиц, ритмическое движение животных.                                              
               (Инсценировка "В пещере первобытных людей")
Людям хотелось как-то записать и зарисовать увиденное и услышанное."Иногда какой-нибудь охотник брал кость или плоский камень и на нем острым резцом выцарапывал охотничьи сцены животных, с ловом, все, что запомнилось ему или удивило его. Конечно,  эти рисунки на камне или кости были очень грубыми, неумелыми. Но порой первобытный художник так живо и верно изображал животных, что мы и теперь восхищаемся искусством этих далеких мастеров".(отрывок из книги "Приключения доисторического мальчика").(слайд).
Со временем знания и опыт накапливались, люди стали придумывать разные способы, чтобы все записать. Начали писать на коре деревьев, на глиняных дощечках.(слайд).
В Древнем Египте возникла письменность в виде картинных знаков.      С помощью знаков изображали воду, звезду. Писали иероглифы на глиняных сосудах. В Древнем Египте был изобретен папирус.
В Древнем Китае измельчали шелковицу, золу, ткань. Смешивали с водой и раскладывали тонким слоем. Сушили. Так изобрели бумагу.
Первый алфавит появился в Древней Греции. В Греции люди пользовались свитками. Их изготавливали из кожи, шелка, пергамента, а позднее из бумаги.(слайд).
В Древней Руси записи делали на бересте. Писали на ней острым металлическим или костяным стержнем, или, как его называли,    писалом. На мягкой березовой коре буквы выдавливались или процарапывались. Лишь в редких случаях на бересте писали пером и чернилами.(слайд). Основой нашего алфавита является "Кириллица",     названная в честь двух братьев Кирилла и Мефодия.(слайд).
Затем был изобретен более дорогостоящий пергамент. Его изобрели в городе Пергам, откуда и пошло само название материала. Пергамент выделывали из шкур животных. На изделие одной такой книги уходило стадо баранов. Писали ее от руки несколько лет .
Сначала распространенной формой книги являлся свиток - это блок скрепленных листов пергамента или бумаги. Писали золотой или серебряной краской.(слайд).
Переплетные крышки выполнялись из дерева, обтянутого кожей. Держалась такая книга на завязачках.
Были и роскошные переплеты, украшенные бархатом, атласом и даже  драгоценными камнями.(слайд).
Со временем появилось много книг - сначала они писались в ручную, гусиными перьями, затем появились печатные станки.(слайд).
В наше время книги печатаются в типографиях, на печатных станках. У    книг прочные картонные переплеты, яркая обложка и красочные иллюстрации.(слайд).
Мы с вами наблюдали длинный путь книги, начиная от Древнего мира до наших дней.
                                     Разминка .
Чтоб головка не болела,
Наклоняем вправо-влево.
А теперь кистями крутим -
И для них разминка будет.
Тянем наши ручки к небу,
В стороны разводим.
Повороты вправо-влево,
Плавно производим.
Потянули плечи, спинки.
А теперь конец разминке.
Сегодня мы с вами вместе будем создавать книгу - "Книга загадок".
Какой формы и размера бывают книги?
Кто участвует в создании книги? А рисуют?
Авторы пишут содержание книги, а художники-иллюстраторы рисуют иллюстрации к содержанию книги.
Книга состоит из яркой, красочной обложки и страничек.
Мы с вами в группе  подготовили странички к книге и нарисовали иллюстрации к загадкам.
А сейчас эти странички соединим в книгу и загадаем загадки друг другу. Посмотрите, какая книга у нас получилась: круглой формы с яркой обложкой и красочными иллюстрациями.
Я предлагаю эту книгу подарить детям младшей группы на память, от детей подготовительной группы.