Статья на тему Концепция интегрированного обучения



И.А.Николаева
Новочебоксарский химико-механический техникум
Минобразования Чувашии


КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Одна из главных целей обучения – это развитие у студента способностей логически мыслить и уметь творчески применять полученный в процессе обучения комплекс знаний при самостоятельном решении поставленной перед ним задачи.
От правильной выбранной методики преподавания зависит общие интересы преподавателя и студентов. Поэтому важнейшей чертой методики преподавания экономических дисциплин является взаимосвязь образовательных технологий с ролью знаний в экономическом развитии. Неотъемлемой частью инновационной методики преподавания является интегрированность форм обучения и дисциплин учебного курса.
Интегрированный урок-это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов.
Вот  некоторые из таких задач:
Повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно);
Рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях;
Организация целенаправленной работы с мыслительными операциями: сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез и т.д.;
Показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач. 
Умения синтезировать материал;
Органично связать между собой материал;
Проводить урок без перегрузки студентов впечатлениями.
Что же касается интегрированных уроков, то здесь однозначного ответа быть не может. Все зависит от умения учителя синтезировать материал, органично связать между собой и проводить интегрированный урок без перегрузки впечатлениями и не был не нужным элементом отдельных действий. Пока не созданы в достаточном  количестве интегрированные учебники, отбор и систематизация материала - нелегкая задача для учителя. В чем преимущества интегрированных уроков?
 Преимущества интегрированных  уроков
Являются мощным стимулятором мыслительной деятельности;
На уроках можно научить применению теоретических знаний в практической жизни;
Интегрированные уроки приближают процесс обучения к жизни;
На уроках студенты начинают анализировать, сопоставлять, сравнивать, искать связи между предметами и явлениями.
Интеграция-это чрезвычайно привлекательная форма для студента. Обучающие более подвержены утомляемости, которую вызывает однообразие. Другой непривычный ход урока побуждает интерес и стимулирует активность.
Часто интегрированные уроки проводятся в форме семинаров. Это распространенная практика. Сегодня педагогика склоняется к тому, что в основе интегрированных уроков должна быть гуманистическая направленность. Стирается  обезличенность знаний, на первый план выходит социальная важность учебного материала. Это направляет преподаватель на поиск ярких, живых примеров, на адаптацию к актуальным интересам учебной литературы, на личную значимость материала для студента.
Интегрированные лекции проводится с целью изучения, закрепления и обобщения материала по определенной теме. На лекциях предусматривается смена видов деятельности студентов, использование технических средств (презентации, компьютерные программы). Интеграция позволяет сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более всесторонне и в большом объеме преподнести содержание дисциплин. Предметом анализа в интегрированных занятиях выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных экономических дисциплинах. Это ведет к появлению качественного нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.
Структура интегрированных занятий:
- предельная четкость, компактность учебного материала;
- логическая взаимосвязь материала;
-большая информативная емкость учебного материала.
При планировании и организации таких занятий преподавателю важно учитывать следующие условия:
- в интегрированном занятии объединяются блоки знаний двух-трех различных предметов, поэтому важно правильно определить цель урока.
- интеграция способствует снятию напряжения, перезагрузки, утомленности студентов за счет переключения их на разные виды деятельности в ходе занятий[4,68].
По сути возможности для интеграции в учебном процессе довольно широки. Относительно количества занятий интегрированного содержания считается, что однозначного ответа не может быть. Это зависит от умения преподавателя провести интегрированное занятие так, чтобы избежать информационной перегрузки студентов и добиться поставленной цели. Несомненно, одно: для того чтобы провести интегрированное занятие, нужно заранее проанализировать весь объем информации и отобрать только те вопросы, которые близки по смыслу или цели использования [5, 89].
Учитывая возможность неустойчивости внимание студентов, преподаватель на данном этапе должен обеспечить наглядность материала. Это, как правило, материал многоразового применения. Такую наглядность можно применить и при тематическом обобщении и повторении. Например, на интегрированном семинарском занятии, когда студенты уже освоили основную часть базовых экономических дисциплин, можно показать им конкретное предприятие, действующее на рынке, охарактеризовать его коммерческую деятельность, провести отражение хозяйственных операции на счетах бухгалтерского учета, составить отчетную документацию и провести анализ финансово-хозяйственную деятельность предприятия.
Если же студенты усвоят эту абстрактную модель функционирования предприятия на рынке, то в будущем несложно будет увидеть и понять функционирование всего экономического механизма. За счет информационной интеграции сразу нескольких базовых экономических дисциплин (экономика предприятия, документационное обеспечение управления, бухгалтерский учет, анализ финансов - хозяйственной деятельности, налоги и налогообложение) преподаватель может разъяснить студентам процессы внедренного системного взаимодействия всех структурных подсистем предприятия, его интеграцию во внешнюю среду, взаимодействие с ее участниками, а также дать студентам возможность самим предложить альтернативные решения, например, разработать план деятельности предприятия на ближайшую перспективу. Студенты могут самостоятельно смоделировать искусственную кризисную ситуацию, сложившуюся на рынке, и в рамках интегрированного занятия предложить варианты антикризисной программы по повышению конкурентоспособности предприятия.
В ходе анализа интегрированного занятия преподаватель получает возможность взглянуть на результат своей педагогической деятельности рефлексивно: целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом применении во взаимодействии с аудиторией и конкретными студентами.
В итоге можно говорить о том, что осваивая метод интеграции в учебном процессе, преподаватель, несомненно, проходит сложный путь. Причиной затруднений в реализации междисциплинарных связей можно считать недостаточное знание студентами содержания учебных дисциплин, отсутствии методических рекомендаций по конкретным темам, способность студентов оперативно реагировать на получение значительного блока информации.
Вероятно, в ближайшем будущем станет возможно создание принципиально новых методик преподавания, где все дисциплины будут пронизаны интеграционными идеями задачами. Уже сегодня, апробируя данный метод на практике, студенты и преподаватель имеют возможность расширить границы восприятия и понимания экономических процессов, подчеркнуть совершенно новый, уникальный опыт получения и моделирования информации, что в результате положительно отразиться на качестве знаний.

Литература

Пидкасистый, П.И.Педагогика. – М.:2012
Подласый, И.П. Педагогика новый курс. М.:2012
Самойленко, П.И., Сергеев, А.В. Интегративная функция обучения основам наук//Специалист.1995. №5-7.
Спастенин, А.А., Исаев, И.Ф., Шиянов, Е.Н. Педагогика. М.,2002
Стрелкова, Л.Ю. Реализация межпредметных связей// Специалист 2003. №3
15