Обобщающий урок Физическое чаепитие

МБОУ «Дятьковская СОШ № 3»
Брянская область













Обобщающий урок
«Физическое чаепитие»
(Тема «Тепловые явления»)







Подготовила учитель физики и математики: Балашова Кристина Вячеславовна
Цели:
- Обобщение знаний по теме «тепловые явления»
- Развитие умения видеть физику в окружающих явлениях.
Оборудование:
чайник;
чашки с блюдцами и чайные ложки для всех;
заварник;
кувшин с холодной водой;
печенье, конфеты, сахарный песок и т.п.
Подготовка:
Парты устанавливаем, образуя круг. Расставляем посуду и сладости. На доске красочная надпись: «Физическое чаепитие». На перемене дежурные помогают вскипятить воду, заварить чай, а во время урока – наполнить чашки чаем.
Ход урока.
Вступление:
- Ребята, а вы любите пить чай?
- Я и не сомневалась! Но мало кто из вас задумывается над физическими явлениями, сопровождающими этот процесс. Давайте сделаем это все вместе!
- Но для начала я познакомлю вас с очень важными правилами:
1) необходимо совмещать два процесса: пить чай и отвечать на вопросы, которые я буду задавать;
2) за каждый верный ответ будет присуждаться 1 балл; за дополнение – тоже 1 балл; а за оригинальный ответ 2балла. В зависимости от количества баллов в конце урока мы получим оценку за работу:
«5» - 6-7баллов;
«4» - 4-5баллов;
«3» - 2-3балла;
3) Первым отвечает тот, кого назвал учитель;
4) за подсказку, разговоры и другие нарушения будут сниматься баллы.
- Правила всем понятны?
- Замечательно! Начнем дискуссию!
2. Вопросы:
Вот перед нами чайник. Как вы думаете, зачем, ставя его кипятить, чайник закрывают крышкой?
Я сейчас охлажу крышку (ополоснув ее холодной водой из кувшина). На карандаши положу крышку так, чтобы она не касалась чайника. Подождем. Прикоснитесь к крышке. Что вы ощущаете? Почему?
А что мы ощутим, если возьмем крышку с горячего металлического чайника за пластмассовую ручку? А чем это обусловлено?
Вода в чайнике закипела, и мы видим, что из носика появляется струя ...?... . Но вы подзабыли, что пар считается невидимым! Что же мы видим на самом деле?
Какую температуру имеет кипящая вода?
А всегда ли вода кипит при 100 градусах Цельсия?
Каким же простым способом можно повысить температуру кипения воды в чайнике?
В каких еще кухонных приборах применяется этот способ?
А что же такое кипение?
Давайте посмотрим на заварник. Как вы думаете: зачем в его крышечке сделано маленькое отверстие?
Ну давайте наливать чай. На что надо обратить ваше и мое внимание при этом?
А что нужно предварительно сделать, чтобы наливая кипяток, чашка не лопнула?
А как вы думаете: зачем у чашек ручки?
Если кто-то из вас замечал, то некоторые любители чая пьют его из стакана, закрепленного в металлическом подстаканнике. Зачем этот подстаканник нужен?
А многие старые люди пьют чай из блюдца, держа его на кончиках пальцев. Объясните, почему они так делают?
Я наливаю в свой стакан кипяток. Посмотрите что происходит. Почему?
А до какой температуры остынет горячий чай, если мы оставим его в классе?
Попробуем оставить его горящим как можно дольше? Как это возможно сделать?
3. Подведение итогов:
- Вот чаепитие и подходит к концу.
- Дома я предлагаю выполнить такое задание: узнав массу и вместимость вашего чайника (а также материал, из которого изготовлен), подсчитайте количество теплоты, затраченное на его нагревания от комнатной температуры до закипания.
- Вам понравился наш урок?! Давайте подведем итоги

Литература
Пёрышкин А.В. «Физика. 8 класс» учебник – М.: Дрофа, 2009;
Пёрышкин А.В. «Сборник задач по физике 7-9» - М.: Астрель, 2011;
Гутник Е.М., Рыбакова Е.В., Шаронина Е.В. «Физика. 8 класс» тематическое и поурочное планирование - М.: Дрофа, 2005;
Громцева О.И. «Контрольные и самостоятельные работы по физике. 8 класс» - М.: Экзамен, 2012