Урок по биологии в 6 классе по теме «Взаимосвязь растений с окружающей средой» Разработал учитель по биологии МКОУ Серебрянская школа Осипова Г.А.


Урок по биологии в 6 классе по теме
«Взаимосвязь растений с окружающей средой»
Разработал учитель по биологии МКОУ Серебрянская школа
Осипова Г.А.
Задачи:
-ввести понятие «условия окружающей среды»
-выявить связь растений с условиями неживой природы
-определить влияние деятельности человека на растения
Ход урока
Проверка знаний
а) Каким образом было установлено, что растения – это единый целостный организм.
б) Перечислите органы цветкового растения. Какой из них, по вашему мнению, самый главный?
в) Как органические вещества из листьев попадают во все органы растения.
г) Почему растения в букетах быстро увядают.
д) Зайцы обгрызли кору плодового дерева у самого основания. Чем это может быть опасно для растения? Что мы можем сделать, чтобы спасти дерево?
Итак, ребята, мы с вами убедились, что в растительном организме все органы взаимосвязаны, растение – целостный организм. Растение представляет собой единый целостный организм , зависит от условий окружающей среды, которые не всегда благоприятны для его роста и развития.
Ребята, давайте вместе определим от каких условий окружающей среды зависит жизнь растения. (Ребята сами называют условия внешней среды. Учитель заполняет кластер).Вода
Температура
Состав почвы


Животные
Свет

Деятельность человека

Мы выделили 6 факторов. Сейчас разбиваемся на 6 команд. Каждая команда получает задание: подготовить сообщение о 1 факторе среды, используя литературу и учебники, лежащие у вас на столах.
1 команда – свет
2 команда – температура
3 команда – состав почвы
4 команда – вода
5 команда – животные
6 команда – деятельность человека
На подготовку 10 минут.
Отчет 1 команды:
1. Свет – источник энергии при фотосинтезе основной фактор роста, цветения и плодоношения. По отношению растения к свету, их делят на 3 группы:
Светолюбивые – поселяются на хорошо освещенных местах , быстро растут в раннем возрасте, обильно плодоносят, имеют легкие семена. (Береза, осина, дуб, васильки, колокольчики. (слайд 1)
Тенелюбивые – хорошо растут в затемненных местах. (Купена, ландыш, кислица), (слайд 2).
Теневыносливые – чувствительны к заморозкам, медленно растут в раннем возрасте, имеют более тяжелые семена, реже плодоносят. (Ель, пихта, бук) (слайд 3)
Отчет 2 команды:
Растения приспособились к перенесению высоких и низких температур: толстые и жесткие листья, утолщенная кутикула, покрытая восковым налетом, волоски на листьях, свертывание листьев злаков в трубочку, мелкие листья, карликовость, чешуйки вместо листьев, рост стебля в горизонтальном направлении.
Теплолюбивые растения: огурец, дыня, арбуз (слайд 4).
Холодостойкие: злаки, редис, морковь (слайд 5).
Отчет 3 команды:
От особенностей почвы – ее состава, плодородия, влажности и температуры – зависит рост растений.
Химический состав почвы может оказывать сильное влияние на жизнь растения, требует предельной адаптации.
По отношению к почве растения делят на галофиты (слайд 6), ксерофиты (слайд 7), кальцефилы (слайд 8), кальцефобы ( слайд 9).
Отчет 4 команды:
Вода необходима растениям для прорастания семян, фотосинтеза, минерального питания, охлаждения листовой пластинки, для передвижения веществ по организму. Наличие приспособлений к недостатку и избытку воды позволяет растениям широко распространиться в любых климатических зонах.
По отношению к влажности растения делят на группы:
1)Растения избыточно увлажненных и водных мест обитания (кувшинка, стрелолист, купальница), (слайд 10).
2) Растения сухих мест обитания (верблюжья колючка), (слайд 11).
3) Растения нормальных условий увлажнения (большинство растений), (слайд 12).
Отчет 5 команды:
Растения являются для животных и кормом и кровом.
Животные распространяют плоды и семена, ограничивают численность растений, уничтожают насекомых вредителей. Бактерии, грибы, лишайники – важнейшие организмы почвообразователи.
Отчет 6 команды:
Человек очень сильно влияет на растительный мир : уничтожение растений, загрязнение почвы, воздуха, воды и т.д.
По ходу выступления команд учащиеся дополняют ответы друг друга.
Закрепление изученногоСтр. 127 учебника «Проверьте свои знания», д/з п. 33 и подготовить сообщение что такое «Красная книга» и для чего она существует.