Урок по биологии в 6 классе по теме « Растения – целостный организм» Разработал учитель по биологии МКОУ Серебрянская школа Осипова Г.А.


Урок по биологии в 6 классе по теме
« Растения – целостный организм»
Разработал учитель по биологии МКОУ Серебрянская школа
Осипова Г.А.
Ход урока.
Ι. Проверка знаний по теме «распространение плодов и семян» - фронтальный опрос.
1. Почему растения распространяют плоды и семена?
2. Чем распространяются плоды и семена?
3. Какие приспособления имеются у плодов и семян для распространения ветром?
4. Какие растения распространяют плоды и семена при помощи ветра?
5. Какие приспособления имеются у плодов и семян для распространения водой?
6. какие растения распространяют свои плоды и сена при помощи воды?
7. Какие приспособления имеются у плодов и семян для распространения при помощи животных и человека.
8. Какие растения распространяют свои плоды и семена при помощи животных и человека?
9. Какие приспособления имеют плоды и семена для саморазбрасывания?
10. Какие растения разбрасывают свои плоды и семена?
Вопросы на знание материала из рубрики «это интересно».
1. Назовите растения, имеющие самый маленький цветок (ряска).
2. Назовите растения, имеющие самые крупные плоды (сейшельская пальма).
3. Какие животные и как распространяют плоды дуба (кабаны, сойки).
4. Какие плоды распространяют муравьи?
ΙΙ. Вопросы для актуализации знаний.
Ребята, мы с вами закончили изучать тему «органы цветкового растения». А какие органы мы изучили?
(Ответ учащихся: корень, стебель, лист почка, цветок, плод, семя).
-Из чего состоят органы растения (из тканей).
Ребята, вспомните, что такое ткань.
Давайте вспомним, из каких тканей состоят растения (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная).А из чего состоят ткани (из клеток).
Итак ребята, составим логическую цепочку: все живые организмы состоят из клеток из клеток состоят ткани из тканей органы.
Но наша цепочка не завершена! Что состоит из органов? Правильно, организм. Поэтому, как вы думаете какова тема нашего урока? Да! Растение – целостный организм. И цель нашего урока – показать взаимосвязь всех органов растительного организма. Сформировать представление о целостности растительного организма.
Ребята, у вас у каждого на столе «инструктивная карточка».
Задание 1 в этой карточке «заполните таблицу», пользуясь текстом параграфа 2 стр. 122-123.
Задание 1
Название органа Функции Будет ли жить растение без этого органа
Корень
Стебель
Лист
Цветок
Вегетативная почка
На работу отводится 7 минут.
Ребята, давайте проверим, как вы справились с заданием.
(На экран учитель выводит слайд с правильно заполненной таблицей, а потом слайд с критериями оценок. Ученики проверяют и ставят себе оценки ).
Ребята, на основании этой таблицы, скажите, как связаны органы растения между собой? (Примерный ответ учащихся: растение не может жить без любого органа, все органы взаимосвязаны).
Учитель: Можем ли мы утверждать, что растение – это целостный организм, в котором все органы растения выполняют свои определенные функции, обеспечивают жизнедеятельность друг друга, в результате чего растение нормально растет и развивается. Ребята, растение – живой организм и ему, как и всему живому характерны признаки живых организмов.
Выполните, пожалуйста, 2-е задание в вашей инструктивной карточке.
Задание 2
Для растений характерны признаки: рост, развитие, размножение, смерть. Допишите, пожалуйста еще 5 недостающих признаков (питание, дыхание, клеточное строение, обмен веществ, раздражимость).
Проверяем с помощью слайда на экране с правильными ответами и слайда с критериями оценок. (Ученики проверяют, ставят оценки).
Задание 3
В инструктивной карточке с помощью словарей и биологических энциклопедий дайте определение следующим понятиям:
-одноклеточные растения
-двулетние
-многолетние
Проверяем с помощью слайда с правильными ответами на экране, проговариваем все определения.
Ребята наш урок подошел к концу. В инструктивной карточке у вас есть 4-е задание: «Все у меня в руках».
Задание 4
Возникли трудности

Сегодня я задумался

Сегодня я научился
Понравилось ли вам на уроке?
Самым интересным на уроке было

Пожалуйста, устно, подумайте над каждым пунктом и через 4 минуты обсудим.
(Ребята высказываемся по каждому пункту).
Д/З п.32 задание 2,3 стр.123