Эссе. статья Воспитание патриотизма через обычаи и традиции народа

Воспитание патриотизма на основе обычаев и традиций казахского народа у младших школьников c особыми потребностями в образовании .
Садинова Райхан Садиновна.
ГУ «Специальная коррекционная школа-интернат.»
Работая с детьми с особыми потребностями в образовании мы видим, что многие из них не только не владеют элементарными навыками культурного поведения и общения, но порой бывают агрессивны и жестоки по отношению к окружающим. В такой ситуации я задалась вопросом: что мы можем сделать как воспитатели, чтобы поправить положение к лучшему, и где тот корень зла, порождающий столько негатива. Ответ очевиден, в обществе ощущается «дефицит нравственности». Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры выступает утрата патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
Ситуация развития современного общества Казахстана на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения. Патриотическое воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей: чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства.
Таким образом, приоритетность гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня вполне очевидна, исходя из этого, перед нами возникла следующая цель: создать условия для формирования навыков гражданско-патриотического воспитания у детей с особыми потребностями в образовании. Следует отметить, что целостная научная концепция формирования гражданина, патриота в современных условиях ещё не создана. Большинство авторов указывают на важность и значимость патриотического воспитания, но не предлагают целостной системы работы в данном направлении. Изучив опыт С.Н. Николаевой, Т.С. Комаровой, Т.А. Ротановой, Е.И. Корнеевой и работая в данном направлении 3 года, мы создали свою модель программы «Воспитание патриотизма на основе традиций и обычаев казахского народа» для учащихся начальных классов. Я считаю, что реализация данной модели патриотического воспитания будет способствовать формированию начального этапа знаний и умений, которые помогут детям с интеллектуальными нарушениями понять мир общественных отношений, приобщиться к национальной культуре и культуре родного края, сформировать представления о себе как о гражданине Казахстанского общества.
Структура модели состоит из шести блоков. Каждый блок имеет свои задачи, определенную направленность: здоровье, творчество, экология, коммуникация, социум, познание, и реализуется через разные виды деятельности детей, и разнообразные формы организации данной работы.
Блок №1 «Я сын своей земли» (Социум) Цель: Формировать интерес детей к истории родного края, народа через знакомство с традициями, обычаями и культурой казахского народа. Воспитывать гордость и уважение к своей стране, людям проживающих в Республике Казахстан, интересным людям края. Работу по этому блоку следует планировать путем многостороннего воздействия. Важно широко использовать в этих целях все формы внеурочной работы: занятия познавательного цикла (ЗЦП), коллективные творческие дела (КТД), экскурсии, интегрированные занятия, знакомство с традициями казахского народа, художественное чтение, видео час, развитие речи, сюжетно ролевые игры (с/р игра), словесные состязания «Айтыс», встречи с интересными людьми нашего края. Игра выступает как мощное средство воспитания. Занимая ведущее место в жизни детей с особыми потребностями в образовании. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работает его воображение, память, внимание, усиливаются его эмоционально - волевые проявления. Поэтому программа по патриотическому воспитанию включает в себя все виды игр (подвижные игры с правилами, традиционные народные, игры драматизации, обучающие, сюжетно-ролевые). Опираясь на положение теории игры «об отражении в них социальной действительности», я начала работу над моделированием ряда с/р игр посвященных знакомству и закреплению полученных знаний о традициях и обычаях казахского народа, таких как: «Бата» (Благопожелание), «»Бесікке салу» (Укладывание в люльку), «Тсау кесу» (Перерезание пута), «Шашу» (Угощение). Блок №2 «Я и мир вокруг меня». (Познание) Цель: Стимулировать активную исследовательскую область ребенка, направленную на формирование познавательных интересов и способностей, адекватных представлений об окружающем мире, развивать соответствующие возрасту психические процессы.
Этот блок отличается тем, что он самый богатый по использованию различных форм проведения внеурочных мероприятий такими, как: ЗЦП, КТД, интегрированные уроки, воспитательный час, устный журнал, художественное чтение, урок мужества, видео час, письмо Президенту, интеллектуальные игры, прогулки, спортивное развлечения и т д. Цель воспитания гражданственности и патриотизма донести до воспитанников понимание величия, духовной красоты, героизма, благородства, преданности своей Отчизне, гордости за нее. Мы, добиваемся, чтобы духовными наставниками, учителями наших воспитанников были выдающие граждане нашей Отчизны. Воспитателем проводятся уроки, и другие мероприятия посвящённые разъяснению патриотического и гражданского долга на примерах героических подвигов соотечественников и их повседневной деятельности (о героях Советского Союза казахстанцев, ветеранов ВОВ ) что, несомненно, воспитывает детей в духе усиления авторитета старшего поколения на примерах их жизненного опыта и трудовой биографии.
Блок № 3 «Я, ты, он, она – вместе дружная семья». (Коммуникация)
Цель: Формировать умение строить взаимоотношения с другими детьми и взрослыми, используя принцип толерантности, усвоение ребенком важнейших нравственных категорий.
Особую актуальность проблема взаимоотношений и воспитание толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети разны
·х национальностей, тут очень важно не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Разноязычье ученической среды часто приводит к избирательности в общении. Важно искать истоки соприкосновений интересов в культуре, используя для этого возможности воспитательной работы, опираясь на общечеловеческие ценности морали. Наиболее благоприятным для формирования духовно – нравственной системы взаимоотношений между детьми и сверстниками, является внеклассная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявлять свои личные отношения более широкому кругу людей и сверстников. Для этого могут использоваться все виды внеурочной работы, содержание которой, нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми. Это ЗПЦ, час игры, с/р игра, статичные, словесные игры, КТД, урок добра (на основе уроков тренингов), экскурсии, концерты, встречи с интересными людьми и т.д.
Блок № 4 «Я хочу расти здоровым». (Здоровье)
Цель: Формировать осознанную потребность ребёнка заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности.
Признание ребенком здоровья как важнейшей ценности человеческого бытия. Здоровье – важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека, особенно детского организма. Так как, в деле охраны и укрепления здоровья населения Республики Казахстан ведущая роль принадлежит образу жизни человека, необходимо чтобы каждый ученик овладел минимумом знаний в области гигиены и медицины, смолоду знал свой организм и умел поддерживать его в порядке.
Основная задача воспитателя – создание у школьников мотивации на здоровый образ жизни. Успех достижений этой цели заключается в системном подходе к решению этой проблемы. Работа в рамках блока «Здоровье» ведется по двум направлениям:
1. Образовательно-воспитательная работа по формированию элементарных навыков гигиены и здорового образа жизни;
2. Мероприятия спортивно-оздоровительного характера.
Данный блок интересен тем, что включает в себя вопросы не только физического, но и духовного здоровья, что обеспечивается разнообразием используемых форм работ: час валеологии, экскурсия, спортивный час, час игры, беседа, интеллектуальная викторина, интегрированные занятия, урок здоровья и другие.
Блок № 5 «Я сумею все на свете». (Творчество)
Цель: Развивать индивидуальные творческие способности, формировать
чувственно – эмоциональную сферу, эстетический вкус. Воспитывать любовь и уважение к культуре казахского народа.
Творчество рассматривается как универсальный, сущностный механизм личностного развития ребенка. В этом блоке нашли место разные виды и формы деятельности: рисование красками, карандашами, с использованием новых технологий (пальцевая живопись, печатанье листьями), лепка, конструирование, аппликация, ручной труд, час музыки, знакомство с народно – прикладным искусством, вышивание, рисунки на асфальте).
Практика работы в коррекционной школе показывает, что в таких школах есть воспитанники, которым очень тяжело учиться. Это дети с ослабленными, замедленными процессами мышления, очень слабой памятью и нарушением в развитии мелкой моторки. В процессе творческого воспитания осуществляется исправления недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Воспитательно-образовательный потенциал блока «Творчество» безгранично велик: при правильной организации он обеспечивает аномальному ребенку приобщение к культуре. Велико значение занятий пением и для детей, имеющих речевые нарушения, разучивание и исполнение песен о Родине, о природе, о дружбе, знакомство с казахским национальными инструментами, народным творчеством всё это способствует воспитанию моральных качеств, чувства патриотизма. Блок №6 «Я житель планеты земля». (Экология)
Цель: Воспитывать ответственное и уважительное отношение к окружающей среде и ко всему живому на земле, изучение природы родного края.
Убеждения человека формируются с детства. Одна из главных нравственных задач, стоящих перед педагогами, воспитать любовь к Родине, а значит и бережное отношение к родной природе. Все эти знания и навыки помогут ребенку в дальнейшем легче понимать и изучать такие предметы как: «География», «Естествознание», «Мир вокруг». Поэтому особое внимание в блоке «Экология» мы уделяем формированию любви к родному городу, селу, краю, к своей малой родине. Все это чрезвычайно важно для воспитания начал патриотического воспитания. Здесь целесообразно использовать такие формы внеурочной работы: ЗЦП, КДТ, час экологического воспитания, экскурсии, наблюдения, валеология, Воспитание патриотизма на основе обычаев и традиций казахского народа у младших школьников устный журнал эколога, трудовой десант, походы Юного натуралиста и другие.
Если работать по данной модели целенаправленно и систематично, то мы сможем воспитать достойных граждан своей страны. Литература:
Абдымананов С. Будущее страны за патриотами // Экспресс К. - 2006. - 22 апреля.
Байтанаев С. Сто строк по поводу патриотизма // Юридическая газета. - 2006. - 25 января.
Барабанов В.Н. «К вопросу о Казахстанском патриотизме»: размышления школьного учителя.
Биекенов К. Патриотизм как основа служения государству .
Джилкишнева М. .... а патриотом быть обязан // Казахстанская правда. - 2008. - 31 января.
Насырова М. Зарождение казахстанского патриотизма // Мысль. - 2005. - №5. 7Насырова М. Героические традиции и патриотизм // Мысль. - 2005. - №6.
Насырова М. Воспитание патриота // Мысль. - 2006.
Омаров Т. Государственный суверинитет Казахстана и становление общеказахстанского патриотического сознания граждан // Саясат. 2005. - №2.
Табулденов А. С чего начинается патриотизм ? // Костанай. - 2007.










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115


























Заголовок 1 Заголовок 2 ђ Заголовок 315