Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи народа


-1451610-89154000
Введение.
Одной из главных задач, стоящих перед современным обществом, является его духовное, нравственное возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа, создаваемый веками громадным количеством поколений и закрепленный в произведениях народного творчества.
Сохранение культуры каждого народа и ее развитие - проблема для многонациональной России, потому что и в современном обществе именно культурный уклад этноса способен обеспечить успешную адаптацию индивида к условиям интенсивных перемен во всех сторонах его жизни.
Поэтому особую актуальность приобретает работа по воспитанию и развитию у детей национального чувства, чувство гордости за своих предков, уважение к истории и традициям родного края, чувство национального самосознания.
С искусством народа ребёнок знакомится с колыбельной песни, сказки, услышанных в детстве. Народное искусство следует за ребёнком и во взрослую жизнь. Нет человека, который не знал хотя бы несколько пословиц, не помнил напева народной песни, не украшал свой быт изделиями народного искусства. При виде замечательных изделий, в нас просыпается память предков, мы ощущаем себя частичкой великого народа, создавшего могучую культуру, высокий духовный и нравственный потенциал, питающий многие поколения. В искусстве художественных промыслов, созданном многими поколениями талантливых мастеров и художников, раскрывается художественный талант народа, находит проявление жизнеутверждающее мировоззрение, соединение труда и красоты. Не случайно народное искусство называют неиссякаемым источником Прекрасного.
Изделия татарских народных художественных промыслов несут в массы эстетические идеалы народа, его демократическое отношение к действительности и высокую культуру художественного освоения материалов.
Важную роль народного и декоративно-прикладного искусства в эстетическом и нравственном воспитании отмечали многие искусствоведы.
Они убедительно показывают, что ознакомление с произведениями народного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду.
Этот вопрос является особенно значимым и актуальным, так как в педагогической действительности сложилось определённое противоречие между возросшей потребностью общества использования народной культуры, традиций, обычаев в эстетическом и нравственном воспитании детей и возможностями сложившейся системы образовательно-воспитательного процесса в реализации этого опыта.
Традиции, обычаи и культура края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души. Эстетические чувства, восприимчивость к красивому не только обогащают жизнь человека, его духовный мир, но и организуют, направляют его поведение и поступки.
В соответствии с требованиями  “Программы воспитания и обучения детей в детском саду» - я знакомлю детей с  народной символикой цвета, орнаментом и его разновидностями, стараюсь приблизить детей к традициям и обычаям Татарстана.
На данных занятиях  моя главная цель: помочь ребенку выразить свое отношение к татарскому декоративно- HYPERLINK "http://ds99.ru/1191-zanyatie-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-sredney-gruppe-petushok--krasnyy-grebeshok.html" прикладному искусству через его творчество.
Знакомство с праздниками пропагандирует здоровый образ жизни наших предков, способствует формированию положительных качеств личности ребенка. Приобщение к традиционной культуре татарского народа воспитывает в детях гражданственность, патриотизм, чувство гордости за свой край.

Татарский орнамент
Татарский народный орнамент представляет яркую и своеобразную страницу художественного творчества народа. Являясь основным средством декоративно-прикладного искусства, он отражает в то же время сложную историю формирования и развития народа, его культуры и искусства. Прекрасные образцы татарского орнамента нашли яркое выражение в различных произведениях многовекового творчества народа: в тонких узорах ювелирных изделий, красочных вышивках и узорных тканях, резной пластике надгробных камней, головных уборах, разноцветной мозаике кожаной обуви, украшениях жилища. В мотивах и узорах различных бытовых изделий, как и орнаментике жилища, отражается богатство художественного мышления народа, тонкое чувство ритма, пропорции, понимания формы, силуэта, цвета, материала. Известно, что в 15-16 вв было распространено украшение надгробий и различных сооружений орнаментом - надгробные камни, украшение минаретов, мечетей.
1.Богатство народного творчества (орнамента) особенно ярко проявилось в деревянном зодчестве и в резной орнаментации жилища. Сельское жилище татар 19 века отличалось по своей архитектуре, характеру орнаментации и полихромной раскраске от жилища соседних народов
2.Вышивка. Из предметов быта и убранства вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простынь и различных занавесей, молитвенные коврики (намазлыки), головные платки, скатерти, наволочки, покрывала для посуды, украшались вышитыми узорами также женские нагрудники, свадебные онучи, передники. Расшивалась и обувь – сапожки (ичиги), туфли, а также головные уборы – калфаки, калфачки, эрпэки (головные покрывала), тюбетейки. В женских платьях иногда расшивались оборки.
3. Небольшое распространение в творчестве татарских мастериц имела техника аппликации тканью. В дошедших до нас бытовых изделиях – простынях с подзорами, головных уборах – узоры делались из разноцветных шелковых лент в виде различных бантиков, розеток, зигзагообразных или ромбических полос.
4.Интересным видом творчества татар являлось домашнее производство узорных войлочных ковров (киез), настилавшихся на нары (сяке) и на пол. Материалом для них служила овечья шерсть белого, серого, изредка черного цвета. Техника аппликации узоров была различна. В одних случаях войлочные узоры нашивались цветными нитями на украшаемый войлочный фон, в других случаях – цветная шерсть вводилась в процессе валяния войлока. В этом случае шерстяные узоры накладывались в заранее намеченные места.
5. Широко развитым в творчестве татар было производство кожаной узорной обуви. Кожа – один из древнейших и широко распространенных в быту материалов. Она шла на изготовление ичигов (мягких сапожек), сапог, туфель, галош, подушек. В настоящее время искусство кожаной мозаики сохранилось и существует в Арске.
6. В творчестве татарских мастериц немалое место отводилось изготовлению узорных тканей. Из всех видов узорного ткачества большой самобытностью отличается техника тканья с закладными узорами. В этой технике, относящейся к паласной, узоры выкладываются разноцветными утками по заранее намеченному рисунку. К закладной технике узорного ткачества относится и производство безворсовых ковров с геометрическим узором (кэлэм).
7. Широко была распространена в быту татарского народа бранная техника тканья (чуплэм). Бранными узорами украшались концы полотенец, скатерти, занавеси, салфетки.
8.Глубоко самобытным и традиционным видом татарского народного искусства является производство ювелирных украшений.
9. Интересную область народного творчества представляет искусство каллиграфии, находившее широкое применение в зарисовке шамаилей.
Разновидности орнамента:1. Цветочно–растительный орнамент. Богатейший мир растений всегда вдохновлял народных мастеров и мастериц в их творчестве. Растительный орнамент получает широкое распространение почти во всех видах искусства народа и поражает обилием цветочных мотивов, живописностью их трактовки, богатством цветовых сочетаний. - Мотив волнообразного побега.
- Мотив трилистника.
- Мотив распустившейся гвоздики.
- Мотив тюльпана.
- Мотив георгин.
- Мотив пиона.
- Мотив хризантемы
- Мотив шиповника.
- Мотив ромашки.
- Мотив фиалки.
- Мотив лотоса и другие.
- Изображение священного древа жизни.



2. Зооморфный орнамент. Природа давала творцам народного искусства возможность широко наблюдать мир живых образов. Наиболее устойчиво сохранился в творчестве народа мотив птицы. С образом птицы связаны многие поверья, сказки и легенды. В представлении народа птица с древнейших времен являлась символом солнца и света, посредником между душой человека и небом. Еще в недавнем прошлом в обычае татар было гадание по птичьему крику. Можно встретить самые разнообразные вариации в основном контурных изображений птиц. Чаще всего они представлены с раскрытыми клювами и крыльями, двумя головами и разветвленными в стороны хвостами. Голуби обычно трактуются в парной геральдической композиции.
- Изображения уточки.
- Изображения летучей мыши.
- Схематические изображения парных коней и седоков.
- Схематические изображения голов хищников – львов или тигров.
3. Геометрический орнамент. Среди многообразных мотивов и узоров татарского орнамента значительное место занимают геометрические. Правда, они уступают по своему распространению цветочно-растительным узорам, но тем не менее также широко применяются в украшении сельского жилища, ювелирных изделий и узорного ткачества.
- Мотив волны.
- Мотив набегающей волны.
- Мотив жгута.
- Мотив спирали.
- Мотив веревочки, плетенки, меандра.
- Мотив, который условно назван фестончатообразным.
- Мотив скобы.
- Изображение звезд и луны и другие.
Система построения узоров была знакома человеку с давних времен.
Композиция узоров основывалась на создании определенных ритмов,
повторений, чередовании различных мотивов.
Композиции орнамента:
-Ленточная композиция образуется из раппортов, имеющих параллельные направляющие.
-Геральдическая (обратная) композиция, основывается на симметрии изображения по отношению к вертикальной, а в ряде случаев и к горизонтальной оси.
-Сетчатая (ковровая).
-Центрально-лучевая или радикальная, розетчатая композиция. В данной композиции рисунок узора основан на исходящих из одного центра осевых лучей.
-Композиция в виде цветочного букета.
Цветовая гамма:
Для татарского орнамента характерно многоцветие, которое начинается с основы. Для полотенец, свадебных одежд вышивка орнаментов производится на белой ткани. В остальных случаях выбор цвета ткани зависит от вкуса мастерицы. Предпочтение отдавалось ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, синему, бардовому и красному. Цветной фон является обязательным в многоцветной вышивке. Он усиливает одну гамму цветов и смягчает другую. А в целом способствует созданию богатой цветовой гармонии. Благодаря цветному фону композиция орнамента становилась четкой, ритмичной и мягкой в цветовыхпереходах. В расцветке растительных узоров и их элементов ощущается большая свобода: листья, цветы, бутоны даже на одной веточке выполнялись в разных цветах. И кроме того отдельные лепестки цветов, их прожилки отдельные элементы листьев выполнялись в нескольких тонах. Излюбленным приемом цветовой композиции является прием контрастного сопоставления «теплых» и «холодных» тонов. Фон обычно имеет красно-белую и красную цветовую гамму. В узорах обычно фигурируют от 4-х до 6-ти различных цветовых гамм. Преобладающее место занимают голубые, зеленые, желтые и красные тона. Несмотря на цветовую насыщенность и яркость узорных тканей они не кажутся излишне пестрыми, благодаря цветному фону, который погашает яркие соотношения цветов. Богатые узоры выделяются сочностью применяемых цветов: зеленого, голубого, желтого, синего, красного, фиолетового. Все эти цвета берутся в полные тона и имеют различные оттенки. В цветовых гаммах узоров характерно сочетание зеленого с красным, синего с фиолетовым. Обычно мастер или мастерица стремились создать яркие цветовые контрасты. При любых сочетаниях расцветок и их яркость а общем цветовом колорите никогда не создается впечатление кричащей пестроты. Этому способствует цветной фон, который смягчает или наоборот выявляет отдельные цветовые пятна.
Жилище татарского народа.
У татар существовали городские и сельские поселения. Деревни (аул) в основном располагались вдоль речной сети, немало было их при ключах, трактах, озёрах. Нередко наблюдалось сосредоточение усадеб родственными группами, иногда наличие в одной усадьбе нескольких родственных семей. 
В центре аулов были сосредоточены усадьбы зажиточных крестьян, духовенства, торговцев, здесь же располагались мечеть, лавки, магазины, общественные хлебные амбары. На окраине селения располагались бани наземного или полуземляночного типа, мельницы. 
Усадьбы разделялись на две части: передняя — чистый двор, где располагались жилище, хранилища, скотные помещения, задняя — огород с гумном. 
Основной строительный материал — дерево. Преобладала срубная техника строительства. 
Традиционные черты интерьера избы — свободное расположение печи у входа, почётного места «тур» в середине нар (сэке), поставленных вдоль передней стены. Площадь избы по линии печи разделялась перегородкой или занавесью на женскую — кухонную и мужскую — гостевую половины. Интерьер жилища представлен длинными нарами, являвшимися универсальной мебелью: на них отдыхали, ели, работали. В северных ареалах и особенно у татар-мишарей применялись укороченные нары, сочетавшиеся с лавками, столами. Стены, простенки, углы и т.д. декорировались матерчатыми украшениями с ярким цветовым колоритом, ткаными и вышитыми полотенцами, салфетками, молитвенниками. Спальные места огораживались занавесью, пологом. Вдоль матицы, по верхнему периметру стен навешивались подзоры. Наряд избы дополнялся навешанной на перегородку или полки праздничной одеждой, настланными на нары и на полу войлочными и без ворсовыми коврами, дорожками и т.д. 
Архитектурное декоративное оформление жилищ сохранилось в селениях казанских татар районов Заказанья: старинные постройки, двух- и трёхэтажные байские дома, украшенные резным и накладным орнаментом, колонками с ордерами, пилястрами, стрельчатыми и килевидными фронтонными нишами, лёгкими верандами, галереями, балкончиками, оформленными фигурными столбиками, решёткой. Резьбой оформлялись наличники, плоскость фронтона, карниза, , а также детали крыльца, полотнища и столбы ворот, верхняя решётка глухих заборов перед домом. Мотивы резьбы: растительный и геометрические орнаменты, а также стилизованное изображение птиц, голов животных. Резная декорировка архитектурных частей сочеталась с полихромной раскраской контрастных цветов: бело-голубой, зелёно-голубой и т.д. Ею же покрывались обшитые плоскости стен, углов. Здесь же получило развитие оформление кровли, печных труб, водостоков узорами просечного железа. 

Примеры разновидностей татарского орнамента
 

 


Цикл занятий по ознакомлению детей с татарским орнаментом для детей 6-7 лет
Тема: «Татарстан - моя республика!»
Программное содержание: познакомить детей с понятием «Родина» и «родной край»; познакомить с картой и символикой республики Татарстан; продолжить знакомить с природными богатствами родного края; воспитывать любовь к родному краю, к ее природе, бережное отношение к ней.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме; знакомство с географической картой, гербом; прослушивание гимна, татарских народных мелодий.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: географическая карта, флаги РТ и РФ, портреты президентов, иллюстрации.
Ход занятия:
Воспитатель: Что такое Родина, родной край? (ответы детей)
Воспитатель уточняет ответы детей:
Родина - это, прежде всего, родные люди (мама, пана, бабушка, дедушка). Это ваш дом, улица, город, где вы родились и живете; это детский сад, куда вы ходите; это природа, которая вас окружает. Для всех Родина - это наша Республика Татарстан. Она у нас такая большая, что мы ее не можем окинуть одним взглядом и объездить ее из одного конца в другой за один день. Но мы можем увидеть сразу ее границы и реки, леса и города, (воспитатель предлагает детям рассмотреть карту республики Татарстан и показывает ее границы). В нашей республике живут разные народы, (показывает иллюстрации)..- Какие народы живут у нас в республике? (ответы детей)
И все они живут в дружбе и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома. Мы все гордимся нашей республикой.
Далее воспитатель обращает внимание на карту: голубые полоски - реки (Волга, Кама, Казанка), зеленые пятна - густые леса, луга; желтые пятна — широкие поля; кружочки - города.Воспитатель: Какие города вы знаете? (Казань, Набережные Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск) Дети учатся работать с картой, показывают реки, города.Воспитатель: Каждый город чем-то знаменит: в Набережных Челнах собирают большие машины «КамАЗы»; города Бугульма и Альметьевск — нефтяные города; в Чистополе-делают часы; в Нижнекамске - шины для машин.
Воспитатель предлагает детям ответить на следующие вопросы:
-Чем богаты наши леса?
-Что выращивают на полях пашей республики?
А чем еще богата наша республика (нефть, природный газ, строительные материалы). В ходе беседы педагог показывает детям различные иллюстрации и рисунки - зверей, деревьев, ягод; гербарии злаковых растений.
Воспитатель: Татарстан - это земледельческий край. Здесь выращивают рожь, пшеницу, овес, гречиху, горох. Природа края очень богатая и красивая. Необозримые луга, поля, леса. Летом невозможно отвести глаз от красоты леса, от высоких м мощных деревьев, зеленой травы и нежных цветов. Наши леса богаты животным миром, здесь много ягод, грибов. В лесу можно встретить ежа, белку, лося, реже волка.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть герб республики, дети отмечают, что изображено на гербе. Почему именно крылатый белый барс?
Объяснение: он защищает нашу республику, чтобы не было у нас войны; белый - значит чистый, означает, что народ этот мудрый - живет в дружбе и согласии. Красное солнце - несет нашему народу тепло и добро. Щит с цветком - пожелание долголетия. Растительный орнамент по кромке - символ красоты и плодородия. Тюльпан - любимый элемент орнаментов татарского народа. Весь герб говорит о добре, благополучии и дружбе нашей республики.
Воспитатель показывает два флага, РФ и РТ. Дети определяют, какой республики флаг, показывают цвета, отличие флагов.
Воспитатель предлагает послушать гимн Татарстана, дети вспоминают, что музыка гимна написана татарским композитором
Р. Яхиным. (показ портрета).
Воспитатель предлагает детям вспомнить президентов РТ и РФ. (показ портретов).
В конце занятия воспитатель читает отрывок из стихотворения
С. Хакима «Мы с Волги, из Казани»:
Спросите нас:- Откуда вы?
Мы с Волги, из Казани.
Поит пас волжская вода,
Мы хлеб растим, пасем стада,
Качаем нефть , грузим суда
В свободном Татарстане ..
Включается татарская народная музыка. В качестве физ.минутки проводится игра «Чума урдэк,чума каз».
Тема: «Знакомство с татарским орнаментом через традиции и обычаи татарского народа»
Программное содержание:
Воспитание у детей гражданственности, патриотизма, чувство гордости за свой край.
Формирование у детей духовной культуры, основы жизни наших предков, через знакомство с календарными праздниками нашего края, и приобщению к татарскому народному орнаменту.
Познакомить детей старшей группы с разновидностями татарского орнамента и его особенностями.
 Развивать творческие способности дошкольников, навыки работы с цветом и умение видеть прекрасное. Развивать связную речь, память, внимание мышления.
Воспитывать у детей любовь к обычаям и традициям своего народа через популярные календарные праздники.
Словарная работа: обогащение словаря – Разновидности орнамента: цветочно-растительный, геометрический, зооморфный. Календарные праздники: “Җыен”, “Сабантуй”, “Нәүрүз”.
Демонстрационный материал: пособия “Разновидности орнамента”, изделия из бабушкиного сундука (платье, калфак, чулпы, камзол, ичиги, каптырма, тюбетейка, вышитые полотенце и платочки)
Музыкальное оформление: татарские народные мелодии и песни в записи.
Материалы и оборудование: куклы в национальных костюмах (мальчик и девочка). Фотографии и иллюстрации, магнитофон, кассеты с записями, альбомы, цветные карандаши.
Предварительная работа: чтение литературных произведений Д.Р.Шарафутдинова “Традиционная культура татарского народа”, Ф.Валеева “Татарский народный орнамент”. Чтение и заучивание стихотворений воспевающих календарные праздники. Разучивание инсценировок, народных игр, плясок, поговорок. Рисование простейших узоров татарского орнамента, закрашивание карандашами и акварельными красками
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами познакомимся с календарными праздниками татарского народа, которые отмечаются в нашей местности, где мы с вами живем. Скажите, как называется республика в которой мы проживаем? Ответы детей: (Республика Татарстан, г.Нижнекамск.)
Воспитатель: Мы с вами проживаем в богатой красивой республике Татарстан. Большая часть населения по национальности татары и русские, которые чтят и помнят свои традиции и древние праздники. Давайте вспомним любимые праздники татарского народа, которые мы с вами знаем и ежегодно отмечаем в нашем детском саду.
Ответы детей: (“Сабантуй”, “Нәүрүз”).
Воспитатель: На татарском языке бәйрәм переводится как праздник и весенняя красота.
Все вокруг меняется: облик деревень, городов, атрибуты профессии, природа, а народные праздники продолжают жить и отмечаться. Эти праздники родились очень давно, но традиции и обычаи проведения народных праздников не изменились, продолжают жить, потому что такие праздники – это праздники сердца, души народа. Давайте вспомним праздник, который проводятся в нашем саду ежегодно в весеннее время года.
Ответы детей: (Мы отмечаем в марте месяце праздник “ Нәүрүз”, 21–22 марта, когда в природе наступает весна и день становится длиннее).
Воспитатель: Как мы отмечаем этот праздник в детском саду?
Ответы детей: (Мы разучиваем песни, стихи, хороводы, а потом дружной семьей, все дети нашего сада собираются в музыкальном зале на бәйрәм. Желаем друг другу здоровья, веселимся, играем, поем, читаем стихи и разыгрываем сценки и получаем угощения, которые готовят нам наши повара).
В народе люди ходили к друг другу в гости, угощались, читали молитвы, “Нәүрүз”– это праздник Нового года отмечается по иранскому календарю. Хорошая традиция этого праздника сохранилась до наших времен на сходах (собраниях) все люди старались вспоминать о своих хороших делах, поступках, загадывали желание на год, а самое главное на селе готовились к весеннее – полевой страде. В домах показывали пышные театрализованные представления, проводились смотрины женихов и невест, на свежем воздухе готовилась каша из проросшего ячменя. Эта каша называлась “кужа”. Праздник заканчивался костром, на котором сжигалось чучело, отрицательных персонажей, провожали зиму, радовались приходу весну, символу счастья и мира. Сейчас мы с вами посмотрим сценку в исполнении детей нашей группы.
Воспитатель: А теперь прошло время вспомнить, о самом известном празднике татарского народа, его отмечают не только в Татарии, но и во многих уголках России. Этот праздник всех нас объединяет в большую дружную семью. Как он называется? В какое время года он отмечается и почему его так назвали?
Ответы детей: (Этот праздник называется Сабантуй, он отмечается к конце мая или в начале лета, когда окончены полевые работы. Значения праздника – “Сабан” – есть два значения: – это “плуг и весенний сев”, “туй” – праздник).Воспитатель: Его отмечали и марийцы, чуваши, удмурты, мордва. Праздник отмечался на поле, под чистым небом на “Майдане”, отведенное для проведения праздника место украшалось лентами, шарами. Какие игры проводились на Сабантуе?
Ответы детей: (“Борьба “көрәш”– борцы обвязывались кушаком и старались повалить один другого на землю, богатырь умеющий хорошо бороться получал живого барана. “Скачки на лошадях” начинали их мальчишки, потом юноши, мужчины, в скачках принимали участие не все, а только те кто могли хорошо управлять лошадьми).
Воспитатель: Мы тоже отмечаем этот национальный праздник в начале июня. А теперь давайте вспомним, какие еще традиционные соревнования проводились у нас на спортивной площадке, на нашем малом “Сабантуе”.
Ответы детей: (Бег в мешках, перетягивание каната, лазание на шест, ношения яиц в ложках, разбивание кувшинов, бой мешками, аттракционы “кислое молоко”.)
Чтение детьми стихотворения А. Кулибиной “ Сабантуй”.
После сева летним днемМы станцуем и споем.Победит, кто будет сильным,Смелым, ловким, и удалым.Пригодится здесь сноровкаИ отвага молодым.Быстрый конь летит, как вихрь,Управляет им джигит,А чуть дальше, посмотри,На поляне силачи!Вот высокий шест стоит,Всех людей к себе манит.А попробуй-ка в мешкеПробежаться по траве!Ведра, полные воды,Очень быстро пронеси.Смех, улыбки, шутки, пляс –Все здесь это есть сейчас.Веселись же и ликуй!Это праздник Сабантуй! 
Воспитатель: А вечером на поле – майдане проводились молодежные игрища: хороводы, игры в догонялки катание на подводах на веселье молодежи приходили смотреть и старики, перед заходом солнце они читали молитву.
В заключение “Сабантуя” вечером организовывался праздничный ужин с традиционными блюдами татарского народа (пекли пироги, сладости: чак-чак, пәхләвә, везли с собой вяленых гусей, конину, варили шулпу, токмач). Бедные ели бесплатно – это угощение называлось “Туй”, если праздник затягивался на несколько дней, то хозяева своим гостям топили бани: “кунак хөрмәтенә мунча” – баня считалась высшая почесть для гостя. Праздник “Сабантуй” укреплял родственные и дружеские отношения, он проводится во всех селах и городах РТ, а также за пределами Татарстана и России.
Игра «Тубетэй»
Воспитатель: А сейчас я вам расскажу еще об еще одном национальном празднике татарского народа, которые отмечается на территории Татарстана. Этот праздник назывался “Җыен” и проводился он в самый длинный день в году, к конце июня месяца, когда долгота дня превышала 17 часов – это был период цветения. Все выходили на лоно природы с самоварами, с казанами – котлами во время празднования собирали цветы, ягоды, лечебные травы, а также организовывались ярмарки, где продавали продукты и можно было купить различные подарки народно – прикладного промысла. Сельское население так готовились к сенокосу. Вечером начинались молодежные игрища, просто посиделки, пели, водили хороводы под аккомпанемент скрипки, курая, гармошки на праздник приглашались гости из русских деревень. Июньские ночи коротки, поэтому вечерние игры продолжались до утра.
Любой праздник всегда сопровождался демонстрацией одежды. Одежда отличалась пошивом, узором на обуви, платье, головном уборе.
Мы сегодня с вами познакомимся с татарским народным орнаментом. Орнамент-это слово обозначает украшение. С давних пор народные мастера вышивали, расписывали, вырезали и т. д. Я вас сейчас познакомлю с образцами татарского орнамента в творчестве народа. (Показ иллюстрации (ювелирные изделия, орнаментика жилища, головные уборы, кожаная обувь, различные бытовые изделия). Показ праздничной одежды на куклах, на детях, вышивка платочков
Физкультминутка:
Раз подняться, подтянутся,Два согнуться, разогнутьсяТри в ладоши – три хлопкаГоловою три кивкаНа четыре руки ширеПять руками помахатьШесть на стульчик сесть опять.
Воспитатель: У татарского народа существует три вида орнамента:
Первый вид – “Цветочно-растительный”. Мотивы волнообразных побегов (в виде виноградной лозы), цветов: тюльпана, пиона, ромашки, фиалки, лотоса, трилистника (показ на вышивках, на доске мелом рисуются цветы. Таким видом орнамента украшались концы полотенец, занавески, молитвенные коврики, покрывала, фартуки, платья, обувь (сапожки-ичиги, валенки, туфли), головные уборы (калфак, тюбетейка, кәләпүш, платки).
Второй вид орнамента – “Геометрический”, применяется он в украшении сельского жилища, ювелирных изделий, надгробных камней и реже в вышивках. Геометрические мотивы: линии, зигзаги, волны, набегающей волны, мотив жгута, спирали, ломанной линии. (Показ детям иллюстраций линейных геометрических мотивах из книги Ф. Валеева “Татарский народный орнамент”, а также показ фасадов деревенских домов).
Третий вид орнамента называется – “Зооморфный”. Среди узоров получили распространение изображения соколов, голубей, уток, коней летучих мышей, бабочек, пчел. Зооморфные мотивы занимают скромное место в творчестве народа, встречаются в о основном в резьбе по дереву, изредка в вышивках и ювелирных изделиях.
А сейчас откроем заранее приготовленные для вас, шаблоны татарского орнамента, каждый из вас должен мне ответить, какой он будет закрашивать вид орнамента, геометрический, цветочно-растительный или зооморфный.
Ответы детей: (Я буду закрашивать орнамент, который называется цветочно-растительный, потому что вижу на рисунке цветы, а я буду закрашивать зооморфный орнамент, потому что вижу на рисунке лошадей, а я буду закрашивать геометрический орнамент, потому что вижу на рисунке ломанные линии и веревочку).
Народные умельцы отдавали предпочтения в вышивании ярким насыщенным цветам: зеленому, желтому, фиолетовому, голубому, синему, бордовому, красному.
Сейчас вы самостоятельно по своему желанию выберите цвет и закрасите орнамент и аккуратно закрасите его (не выходя за контур, не оставляя просветов в вашем орнаменте).
Во время работы детей включить музыку с народными татарскими песнями.
Воспитатель: Работа завершается; мы с вами организуем выставку для родителей “Татарский народный орнамент” .
Тема: «Татарский национальный костюм»
Программное содержание:
познакомить детей с историей костюма; расширить представление детей о национальном культуре, в частности о национальном костюме; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к родному краю.Словарная работа: ичиги, шаровары, калфак. волан, камзол, кутюрье.
Предварительная работа: экскурсия и кабинет татарского языка, рассматривание иллюстраций.
Оборудование и материалы: сундук, куклы в национальной одежде.
Демонстрационный материал: татарский национальный орнамент по выбору воспитателя.
Раздаточный материал: листы бумаги с нарисованными силуэтами - кукол без одежды, краски, карандаш простой, мелки восковые, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята утром почтальон принес посылку от моей бабушки. Моя бабушка живет в далекой татарской деревне. Она старенькая, очень добрая и мудрая. Знает много историй, сказок, разных легенд. Есть у бабушки сундук. Он очень старый, старше меня, старше мамы, папы и даже самой бабушки. Это не простой сундук, он - волшебный, (включаю музыку и открываю сундук) Достаю из сундука кукол в национальной одежде. Рассмотрим мальчика, его красивый наряд.
- Для чего нужна такая красивая, нарядная одежда? (ответы детей)
- Из чего состоит костюм мальчика? (ответы детей)
На голове у него тюбетейка. Это рубаха, поверх нее надет костюм, который называется камзол. Одежда расписана орнаментом, который включает в себя растительные элементы. Одежда сшита из ярких дорогих тканей: рубаха - из парчи, камзол -из бархата. На мальчика надеты яркие штаны шаровары. На ногах у него красивые сапоги — ичиги.
Теперь рассмотрим куклу — девочку. На ней надето зеленое платье, подол его украшен оборкой, рукава широкие, они собраны у проймы (все показываю на кукле). Поверх платья надет бархатный камзол - безрукавка. Камзол украшен вышивкой. Раньше женщины носили такую одежду. Народные мастерицы украшали ее разнообразными узорами, составленными из цветов, листьев, разной формы и разного цвета.
- Все такое нарядное как вы думаете, в такой одежде куда ходят? (ответы детей) Так люди одеваются на праздники, в таких костюмах выступают на сцене.
-Ребята, как вы думаете, раньше, когда не умели ткать ткани, люди во что одевались? Что их согревало? (ответы детей).
Люди обматывали себя кусками шкур животных, которые спасали их от холода и жары. Потом люди научились ткать ткани и шить одежду. Сейчас на улице можно встретить человека в такой одежде? (показываю на кукол в национальной одежде).
Я предлагаю вам придумать костюм. Вы модельеры, кутюрье. И вам на конкурс танцоров нужно придумать костюмы. Нарисуйте их. (включаю народную мелодию)
Самостоятельная деятельность детей.
Провожу индивидуальную работу.
Анализ детских работ: организуем выставку моделей юных модельеров.
Тема: «Сказочные ичиги»
Программное содержание: знакомство с народным ремеслом, традиционным украшением мозаичной обуви; учить составлять растительный орнамент; расширить представление о национальной одежде; развивать творческую активность
Словарная работа: сафьяновая обувь «ичиги», растительный узор.
Предварительная работа: рассматривание альбома «Народное декоративное искусство Татарстана», рисование растительного узора.
Демонстрационный материал: иллюстрации- татарская национальная обувь, растительный орнамент.
Раздаточный материал: шаблон сапога, акварельные краски, кисти, простой карандаш...
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я принесла сегодня на занятие наш волшебный сказочный сундук. Что же он нам сегодня преподнесет? (включаю музыку, открываю) и достаю татарские сапожки. Как вы думаете, для чего людям нужна такая обувь?
Такую обувь носили наши прабабушки и прадедушки, когда ходили в гости или в театр. Эта была праздничная обувь, выходная обувь и являлась частью национального костюма. Они называются - ичиги. На татарском языке ичиг - значит вышитый. И вышивка имела определенный смысл.
- Раньше люди были суеверны и верили, что правильно вышитая обувь служила оберегом, защищала их от болезней и зла. Правильно вышитая обувь - это когда определенный узор вышит на определенном месте. Например: узор в виде цветка означал долголетие, другой узор - удачу. Человек, надевший такую обувь, верил в подобную символику. Еще одна интересная деталь - если вышитую заготовку развернуть, то получается как бы лицо шамана. Значит, ичиги вышиты правильно. Ичиги шили из самых лучших сортов кожи, окрашенных в разные цвета растительными красителями. Преобладающими были красный, зеленый, желтый, синий - это излюбленная цветовая гамма, характерная для Всех видов татарского народного искусства. Основным украшением сапожек были изображения цветов и листьев. Узор наносился на передок и голенище и вырезался острым ножом. В прорези подшивались куски кожи другого цвета и украшались разноцветными нитями. Таким образом, швов не было видно, а каждый узор получал окантовку светлее, чем тон ичигов.
- Обувь бывает разной. Какие виды обуви вы знаете?
(Башмачки, туфли, сапоги, чешки, валенки.)
Самостоятельная деятельность: Предлагаю украсить «сапоги» растительным узором. Образцы узоров висят на доске перед детьми, (включаю татарскую народную музыку).
Провожу индивидуальную работу.
Тема: «Тюбетейка»
Программное содержание: познакомить детей с историей возникновения мужского национального головного убора тюбетейки; развивать творческую фантазию детей, умение использовать татарские орнаменты при украшении тюбетейки; воспитывать у детей сопричастность к истокам искусства.
Словарная работа: орнамент, тюбетейка, мужской головной убор.
Демонстрационный материал: тюбетейки, украшенные по-разному, образцы узоров.
Раздаточный материал: Овалы и полоски черного и фиолетового цвета на каждого ребенка (после занятия дети склеивают эти части).
Гуашь красного, желтого, синего, зеленого цвета, кисти №2-».. Предварительная работа: Рассматривание головного убора- тюбетеек, татарский орнамент- раскраски.
Ход занятия:
На столе сундук.
Воспитатель: Ребята я сегодня получила от бабушки письмо. Дедушка потерял свою любимую тюбетейку. Бабушка просит нас помочь.
- Тюбетейка - для чего она нужна? (ответы детей)
- Верно, это мужской головной убор.
- Из чего состоит тюбетейка?
- Тюбетейка состоит из верха и околышка, украшена золотым шитьем, бисером, сшита из бархата.
- Оказывается, раньше тюбетейка выполняла роль защитного головного убора воинов, которую одевали под железные шлемы. Она была разнообразной формы. Вначале это были шапки из меха и ткани, затем появилась «такыя» - шапка полусферической формы, цельная. Ну и самый близкий родственник тюбетейки - Турецкая феска. Сейчас тюбетейка нарядный мужской головной убор, который одевают мужчины по праздникам, артисты национального ансамбля песни и ганца, на сцене театров и других местах, ее дарят гостям нашей республики, как память о Татарстане, вместе с другими национальными сувенирами.
- Как располагаются элементы узора на круге?
- В центре можно расположить цветок, похожий на ромашку, а вокруг нее зубчатые листья. Узор может быть расположен и по окружности чередованием листьев и цветков типа ромашки или тюльпана.
Самостоятельная деятельность детей (включаю музыку). Провожу индивидуальную работу.
В заключении занятия, дет рассматривают работы друг друга, обсуждают, что интересного они узнали о тюбетейке.
Тема:«Калфак»
Программное содержание: учить детей составлять букетную композицию «золотое перо» на калфаке; закреплять умение рисовать концом кисти одним цветом, сохраняя насыщенность и направление узора; воспитывать аккуратность при выполнении работ.
Словарная работа: калфак, вышивка «тамбуром», ассиметричный узор.
Демонстрационный материал: шаблон калфака композицией «золотое перо».
Раздаточный материал: силуэты в форме калфаков ( черного, синего, темно-красного цветов), кисти, гуашь желтого цвета, салфетки...
Предварительная работа: рассматривание головного убора — калфак, альбома « Татарский орнамент», вырезание силуэтов калфака для занятия.
Ход занятая:
Рассказ воспитателя о вышивке ее значении в жизни татарского народа:
Материалом для изготовления женских и мужских головных уборов служили различные ткани: шелк, парча, бархат. Популярные цвета: голубые, синие. зеленые, бежевые, фиолетовые, малиновые, красные. Вышивали «тамбуром» и золотошвейной гладью. Последняя производилась золотой и серебряной канителью.
Рассмотреть с детьми образцы вышивок и материал, который необходим для работы. При рассматривании орнамента обратить внимание, что сначала калфаки заполнялись довольно крупным, симметричным узором, затем на смену ему ассиметричный - одной из разновидностей которого является букетная композиция «золотое перо». Основу букета составляет изогнутая веточка с «набором» различных цветочных и растительных мотивов. Композиция «золотого пера» выделяется уравновешенностью, цветы и листья способствуют созданию движения основного стебля.
Воспитатель: Ребята скоро праздник 8 Марта. Сегодня я вам предлагаю украсить калфак и подарить его любимой бабушке. Предлагаю при работе над композицией пользоваться только желтым цветом. Вы можете использовать любые приемы кистевой росписи, а также с помощью тычка выполнять мелкую (бисерную) работу.
Самостоятельная деятельность детей.
По окончании работ дети сравнивают работы друг друга, называют основной принцип построения данного узора.

Тема: «Украшение фартука»
Программное содержание: совершенствовать умение составлять на силуэте фартука симметричную композицию; развивать цветовое восприятие; воспитывать интерес и уважение к национальному искусству.
Словарная работа: Симметричная композиция, орнамент. Демонстрационный материал: Кукла в национальном костюме, растительный татарский орнамент, образец фартука.
Раздаточный материал: контуры фартука для всех детей, краски, кисти, фломастеры...
Предварительная работа: Рассматривание вышитых фартуков, разных вышивок с татарским орнаментом, вырезание контуров фартуков.
Ход занятия:
На столе перед детьми сундук.
Воспитатель: Ребята мы с вами еще узнали не все секреты этого сундука. Что же он приготовил нам сегодня?
Открываю сундук и достаю фартук с вышивкой. Показываю детям, любуемся..,Воспитатель: Ребята, что это? (фартук).
- Да, это фартук с татарским орнаментом, (вышивкой) Обратите внимание как украшен этот фартук; в середине внизу на фартуке вышит красивый малиновый георгин, справа и слева по два светло-зеленых листочка один смотрит вверх, другой вниз. Между листочками красивый розовый тюльпан, по краям у юра яркие, разноцветные завитки, точки, мелкие цветы.
В зависимости от навыков и умений детей орнамент усложняется или упрощается. Фломастером дорисовывают мелкие детали. Самостоятельная работа детей. Провожу индивидуальную работу. Включаю тихую музыку. В конце : рассматривают работы друг друга, сравнивая с предложенным образцом.
Тема: «Украсим полотенце»
Программное содержание: знакомство с традициями татарского народа; закрепить умение самостоятельно составлять узор, используя элементы татарского народного орнамента, соблюдая его композиционные и колористические принципы; развивать творческую активность детей; формировать эмоциональное отношение к результатам коллективного труда.
Словарная работа: Сабантуй, традиция, колорит, композиция.
Оборудование и материалы:Демонстрационный материал: иллюстрации о празднике Сабантуй, украшенные полотенца, таблица с элементами орнамента, иллюстрации с вышивкой.
Раздаточный материал: листы бумаги размером 15x30см, краски, кисти.
Предварительная работа: рассматривание вышитых полотенец с татарским орнаментом, таблицы с элементами орнамента.Ход занятия:
На столе перед детьми сундук.
Воспитатель: Ребята вчера я получила письмо от своей бабушки. Она пишет, что скоро в деревне праздник, праздник Сабантуй. Все жители готовятся к празднику - вышивают полотенца. В день праздника молодежь, на запряженных лошадях собирают подарки к празднику: играют на гармошке, поют песни, частушки и останавливаются около ворот. Хозяйки (молодые девушки) выносят полотенца, платки и привязывают к дуге или отдают в руки. Праздник Сабантуй проводился после посевных работ. В переводе с татарского «сабан» - плуг, «туй» - свадьба, праздник. Праздники проводили аксакалы (старейшины), где главное значение имели национально- спортивные игры, соревнования, на которых показывали свою ловкость и удаль молодые батыры. На празднике исполнялись мелодии на национальных инструментах, песни, пляски.
- Бабушка просит нас. чтобы и мы приняли участие - приготовили подарки. И сегодня нам поможет наш загадочный сундук Открываю и достаю вышитые полотенца. Рассматриваем вместе, какими узорами украшены полотенца. Предлагаю детям нарисовать свои узоры на полотенце.
Самостоятельная работа. Провожу индивидуальную работу; включаю музыку.
В конце занятия рассматриваем работы. Хвалю детей, выбираем тех, кто сам составил узор. Вечером пишем письмо бабушке и отправляем работы.
Тема: «Скатерть»
Программное содержание: учить детей составлять собственную композицию на квадрате; познакомить с принципами построения узора в четырехугольнике, закрепить знания элементов вышивки и материала; развивать чувство ритма и цвета, умение соотносить форму и размер.
Словарная работа: скатерть, вышивка
Демонстрационный материал: скатерть, таблица с элементами орнамента, иллюстрации с вышивкой.
Раздаточный материал: бумага белая или тонированная светлых тонов, кисти, краски.
Предварительная работа: рассматривание скатерти с вышивками, таблицы с элементами орнамента.
Ход занятия:
В группу приходит бабушка говорит: «Здравствуйте, ребята, здравствуй доченька».
Бабушка: Я жду гостей. Чтобы накрыть на стол, нужна скатерть. Не знаю, куда положила свою скатерть. Пожалуйста, посмотрите в сундуке. Может, я вам ее отправила?
Вместе открываем сундук - скатерти нет. Что же делать? - спрашивает бабушка.
Предлагаю детям помочь бабушке.
Воспитатель: Как мы сможем помочь ей?
Ответы детей: (Нарисовать..)Воспитатель: Какой формы скатерть?
Ответы детей: (Квадрат..)Уточняем принцип построения орнамента. Показываю таблицы «Виды орнамента». (окаймляющий, нейтрально-лучевой. сетчатый, смешанный).
Самостоятельная работа детей. Провожу индивидуальную работу.
В процессе рассматривания выполненных работ, детям предлагается придумать на какой праздник бабушка может постелить их скатерть. В конце занятия бабушке звонит дедушка из деревни о том, что нашел скатерть. В благодарность, за то, что дети ей помогли, приглашает попить чай со сладостями.
Физкультминутки для дошкольников на татарском языке
1. Уң кул ягыңда-уң як, (поворот в правую сторону)Сул кул ягыңда-сул як. (поворот в левую сторону)Уң як, сул як, уң як, сул як, (повороты вправо-влево..)
Истә калсын ныгырак.
2. Җил исә, исә-исә, (руки согнуты в локтях, машем ими перед лицом)
Агачларны селкетә. (руки вверх, наклоны влево-вправо)
Җил тына-тына, тына, (стоим прямо)Агачлар үсә, үсә. (руки вверх, потянулись)3. Чәп-чәп, чәбәкәй, (хлопаем в ладоши)Мин бит әле бәләкәй. (приседаем)Мин-акыллы,мин-тәтәй, (руки на пояс, повороты)Тимә миңа, кәҗәкәй. (грозим пальцем)
4. Мияу, мияу, пескәем, (наклоны головы вправо-влево)Бигрәк матур төскәең! (руки на пояс, повороты)Кил әле, кил яныма, ( руки вытянули вперед, согнули)Сөт салам савытыңа. (присели)
5. Без яздык, без яздык, (кулачки-открываем, закрываем)Безнең бармаклар талды. ( стряхнули ручки)Без хәзер ял итәбез, (присели)Аннан язып китәбез. (показывают как пишут)
6.Куян килгән урманнан, (присели: изображают зайца) Ерак диеп тормаган.Уйный балалар белән, (прыгают)Колакларын селкетә, (руки над головой, шевелят ими)Сикергәләп тә китә, (прыгают)Сикерәләр балалар,Аннары кул чабалар. (хлопают в ладоши)7. Аю килгән урманнан, (изображают медведя)Ерак диеп тормаган.Уйный балалар белән, (приседают)Тәпиләрен күтәрә, (поднимают и опускают ноги)Аннан кире төшерә.Урында биеп ала, (выставляя ноги танцуют)Ә балалар кул чаба. (хлопают в ладоши)8. Төлке килгән урманнан, (изображают лису)Ерак диеп тормаган. (руки в стороны))Уйный балалар белән, (прыжки на носочках)Койрыгын да боргалый, (руки на поясе, повороты)Әйләнгәләп тә карый. (руки опущены, приподнимаем плечи..)Сөенәләр балалар, (прыжки на носочках)Бергәләп кул чабалар. (хлопают в ладоши)
9. Куян күзен ачуы (присели: изображают зайца) Төпкә менеп басуы (встали, руки вверх)1-2-3 утыра (сели..)1-2-3 ул тора (встали)Алан тулы төп тә төп, (прыжки..)Сикерәләр дөп тә дөпКинәт читкә тартылаҺәм урынына утыра ( присели)
10. Аю дускай, тор инде. (изображают спящего медведя)Йокың туйгандыр инде. (руки вверх, потянулись)Әйдә, уйныйк бергәләп, (повороты в стороны)Безне куып тот инде. (бег на месте)
11. Аю йөри урманда. (изображают медведя)Тәмле бал эзли анда. (приседают-встают..)Йөри торгач арый ул, (присели)Ял итэргэ уйлый ул. (изображают, спящего медведя)
12.Сазлыктагы бакалар (присели - изображают лягушек)Бик иртә уяндылар. (руки вверх, потянулись)Бата-калка, бата-калка (присели-встали)Битләрен дә юдылар. (показываю, как умываются)Аннан ары зарядкага (встали прямо)Тезелешеп бастылар: Уңга-сулга, уңга-сулга (руки на поясе-наклоны в стороны)Алга-артка, алга-артка ( руки на поясе-наклоны вперед - назад )Утырдылар, тордылар. (приседания)Сузылып киерелделәр, (потянулись)Дәрескә тотындылар. (сели..)
Приложение

Празднуем “Нәүрүз”
“Сабантуй”
Волшебные звуки курая
Уголок татарской культуры

Украшение тюбетейки

Растительный орнамент


Работы детей

Литература:

1. Фуад Валеев “Татарский народный орнамент”. Казань, 2002
2. Ф.Х. Валеев «Народное декоративное искусство Татарстана». Казань
3. Нурзия Сергеева “ Әбиемнең сандыгы”. Казань, 1995.
4. Арнольд А.И. “Праздники новые и старые”.
5. Амонов А.М. “Татарская и русская народная культура”.
6. Шарафутдинов Д.Р. “Исторические корни и развитие традиционной культуры татарского народа”.
7. Сперанская Л.Л. “Костюм казанских татар”.
8. Бурганова Р.А. «Татарский орнамент в изобразительной деятельности». Казань, 2002.
9. Научные редакторы Н.И. Харисова, Т.Ф Бабынина «Родники культуры Татарстана». Набережные Челны,2011г.
10. Составитель Набиулина И.Ш. «Ознакомление дошкольников с историей родного края».Казань,2001г.
11. Составители: Т.М.Салтыкова, Т.И.Степанова, И.В.Сафиуллина «Казаневедение (Программа по ознакомлению детей с родным городом с исползованием технологии ТРИЗ).Казань,2003г.
12.Закирова К.В., Муртазина Л.Р «Игры в детском саду»Казань,2012г
13.Интернет ресурсы.
14.www/balachga.ru
Содержание:
Введение ---------------------------------------------------------------------------- 3-4
Татарский орнамент------------------------------------------------------------- 5-6
Разновидности орнамента ------------------------------------------------------- 6-9
Композиции в орнаменте--------------------------------------------------------- 9
Цветовая гамма---------------------------------------------------------------------- 10
Жилище татарского народа------------------------------------------------------- 10-11
Примеры разновидности татарского орнамента---------------------------- 12-14
Цикл занятий по ознакомлению детей с татарским орнаментом
для детей6-7лет----------------------------------------------------------------------15-29
Приложение ---------------------------------------------------------------------------30-31
Литература -----------------------------------------------------------------------------32
Содержание ----------------------------------------------------------------------------33