Внеклассное мероприятие. Праздник леса: По лесной тропинке


Методическая разработка внеклассного мероприятия
Тема: праздник «По лесной тропинке»
Форма проведения: игра-путешествие
Цель:
-воспитание бережного отношения к природе родного края
Задачи:
-знакомить учащихся с правилами поведения в природе;
-познакомить и расширить знания детей о природе, красоте леса, его богатствах и целебных растениях;
-привлечь детей к чтению и запоминанию стихов и песен, пословиц и поговорок о лесе;
- учить детей бережно относиться к природе;
- доставить детям радость от участия в общем празднике.
Оформление
1.Для украшения сцены использовались изображения березы, птиц, животных, целебных трав и цветов
2.Организована и оформлена книжная выставка на тему: "Природа-мир, тайник вселенной
Выставка "Лесная кладовая"
(детские рисунки, поделки и сочинения о природе)
3.Использование музыкальных композиций: музыка леса, пение птиц, мелодии природы,
журчание воды.

СЦЕНА 1. Звучит музыка леса.
1 вед. Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой. (СЛАЙД с изображением леса)
Ведущий
Привет тебе приют свободы и покоя
Родного севера неприхотливый лес
Ты полон свежести и все в тебе живое
И столько у тебя загадок и чудес
« Живая анкета дерева» в ней участвуют несколько человек в костюмах изображающих деревья (анкеты составлены о сосне, ели, пихте …)
Исполняется песня «Наш край»
Ход мероприятия:
Текст пригласительного билета
Вам приносит свой привет
Пригласительный билет
Из лесной зеленой сказки
Вышел я, сверкая краской,
Чтобы в гости пригласить,
Чудесами удивить
Приходите, развлекайтесь,
Веселитесь, улыбайтесь!
Всем дает такой совет
ПРИГЛАСИТЕЛЬНЫЙ БИЛЕТ
(на обратной стороне загадка)
Справочное бюро
Еж – может предсказать погоду по приметам (например, если ласточки летают низко - будет дождь)
Белка – дает советы: как сушить грибы, как отличить ядовитый гриб от съедобного, как варить варенье
Ребята в костюмах сорок оповещают о начале праздника
-Звери! Птицы! Стар и мал! Наряжайтесь, собирайтесь на лесной веселый бал!
Ребята в карнавальных костюмах (тропинка, березка, Елка, лесные цветы, звери, птицы)Звучит музыка
Сцена.
Из леса выходит Лесовик, он в богатой шубе, обшитой мехом, яркими лесными ягодами, грибами, на голове корона (картон). В руке толстая палка, увитая зеленью, борода. Он расправляет бороду и говорит:
Добрый день! Мое почтенье! Приветствую вас в моем лесу друзья! Желаю вам хорошо отдохнуть, повеселиться. Куда пойти? С чего начать? Об этом как хозяин леса, я вам могу сказать.
Вот перед вами
Поле лежит
Улица в поле дорогой бежит
Шли по дороге мы
К лесу пришли
Где клены шумели,
Ромашки цвели
Сразу дорога сказкою стала
Тропкой в лесную чащу вбежала
Шли по тропе мы, солнце светило,
Много чудес нам тропинка открыла
(выходит тропинка)
Тропинка.
Вот березы и рябины вдоль дороги встали в ряд и березку молодую, и кустарник и траву –
Беззаветно все люблю я, все я Родиной зову.
Ребята, лес не только для нашей забавы
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем ягоды, грибы нам на пользу взращены
Ведущая
Ребята! Тропинка поможет совершить небольшое путешествие в лес, а цель нашего путешествия еще раз убедиться в красоте родной природы, ее величии и конечно необходимости все это охранять и беречь.
На сцене нарисована карта путешествия на каждой остановке пустой круг. В него вставляется по ходу путешествия запрещающий знак
Итак, НАЧИНАЕМ НАШЕ ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС
По родному краю
Дружно мы шагаем (марш на месте)
Справа от нас – зеленый луг (поворот)
Слева находится лес (поворот)
В таком лесу полно чудес.
Белка с ветки на ветку скок(прыжки)
Филин крыльями машет. Ух!
Аж захватывает дух! (махи руками)
Солнце над березами светит нам (повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам (наклоны)
Остановка №1
Тропинка
Полосатый, важный, как старик
Сел у дуба боровик
Посидел дел и заскучал
И внучат к себе позвал.
И теперь под дубом тут
33 грибка растут
Под кустик загляни- ка,
В укромном уголке
Алеет земляника
На тонком стебельке
На солнечном припеке
В июльский день сухой
У ней краснеют щеки
Среди травы густой
Инсценировка (Владимир Иванович Даль)
Война грибов с ягодами
(исполняют учащиеся 4 а класса)
слова автора читает ученица
боровик
волнушки –
опенки –
сморчки –
грузди –
тетка Варвара –
Красным летом всего в лесу много - и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и черной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прет, на ягоды гневается: "Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почете, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, - думает боровик, всем грибам голова, - нас, грибов, сила великая - пригнетем, задушим ее, сладкую ягоду!" Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
- Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
- Мы все старые старушки, не повинны на войну.
- Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
- У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
- Эй вы, сморчки! - крикнул гриб-боровик. - Снаряжайтесь на войну!
Отказались сморчки; говорят:
- Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
- Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
- Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы ее шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли, сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
"Ну, быть беде", - думает зеленая травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тетка Варвара - широкие карманы. Увидав великую груздевую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнешенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки - в кадушки, опёнки - в бочонки, сморчки - в бурачки, груздки - в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Ведущая. А вот что из всего этого получилось – дети выходят с тарелочками, в которых разные сорта варенья, маринованные грибы
Ведущие проводят КОНКУРС СООБРАЗИТЕЛЬНЫХ(ребята разгадывают загадки о грибах ягодах)
Белка – дает советы: как сушить грибы, как отличить ядовитый гриб от съедобного, как варить варенье (памятки раздаются детям)Ставится знак запрещающий пинать грибы ………
Звучит песня
Песня о волшебном цветке
Есть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-памВспоминая о радостном чуде,
Вдаль шагая по звонкой росе,
Тот цветок ищут многие люди,
Но, конечно, находят не все.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-памЕсть на свете цветок алый-алый,
Яркий, пламенный, будто заря,
Самый солнечный и небывалый,
Он мечтою зовётся не зря.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Может там, за крутым перевалом,
Вспыхнет свежий, как ветра глоток,
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Самый сказочный и небывалый,
Самый волшебный цветок.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля-ля
Па-па-па-па-памЛя-ля-ля-ля-ля
Тропинка
Ребята, вы наверное уже поняли, что у нас следующая остановка
Остановка №2
Ведущая
Знакомые с детства родные ромашки
Вы рвете в букеты у тихой реки.
Как белые звезды средь розовой кашки,
мы вам развернули свои лепестки.
Ни один современный праздник, ни одно торжество не обходится без цветов. У нас любят цветы. Ими украшают сады, парки, улицы, жилища. Посмотрите на наших комнатных зеленых друзей, они радуют глаз даже равнодушного человека. Ребята на этой станции мы узнаем о цветах нашего края (презентация).
(охрана растений)
Лесовик подводит итоги конкурса рисунков «Цветы нашего края»
Чтоб цветы в лесу цвели, всю весну и лето
Мы не будем собирать их больших букетов (вывешивается знак)
Звучит музыка леса.
Ведущий
Шуми, шуми, зелёный лес!
Знаком мне шум твой величавый,
И твой покой, и блеск небес
Над головой твоей кудрявой. (СЛАЙД с изображением леса)
Тропинка
Привет тебе приют свободы и покоя
Родного севера неприхотливый лес
Ты полон свежести и все в тебе живое
И столько у тебя загадок и чудес
Станция №3
« Живая анкета дерева» в ней участвуют несколько человек в костюмах изображающих деревья (анкеты составлены о сосне, ели, пихте, березе, осине …)
Лесовик
Ребята, а какой знак нужен здесь?
(отвечают, ставится знак)
Ведущий
Обо всех мы говорили
О грибах и о цветах
О березке и осине
мы забыли о птицах и зверях
Лесовик
Здравствуйте, птицы! Вы с нами, мы с вами
Будем соседями, будем друзьями.
Здравствуйте, птицы, грачи и стрижи,
Серые голуби и соловьи!
Здравствуйте птицы! Как вам живется?
Много ли крошек найти удается?
Много ли нынче рябины в садах?
Много ли гусениц в наших лесах?
Здравствуйте птицы! Мы ждем ваших песен.
С ними мир добр, и ласков, и весел!
С вами на свете приятнее жить.
Будем же с птицами, люди, дружить! (Л.Чадова)
Ведущий. Посмотрим, какие же птицы к нам прилетели в гости.
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово, поползень - приятель!»
И ставит подпись… (Дятел)
По-очереди выходят учащиеся с головными уборами с изображением птиц.
2-й Ведущий.
Добрый доктор есть в лесу,
Сила доктора в носу,
Доктор клювом постучал
И лекарство прописал.
Дятел.
Полетели сверху щепки,
Раздается дробный звук:
Это дятел клювом крепким
Застучал в подгнивший сук.
Я в лесу здесь местный житель
И за лес стою горой.
У меня любой вредитель
Не спасется под корой.
1-й Ведущий.
Берегитесь гусеницы,
Непоседу невеличку.
С желтой грудкой птичку.
Ученики – Синичку!
Синичка (делает реверанс). Сосна для дятла, поползня и синицы является «столовой». Мы старательно охраняем её от недругов. Мы, синицы съедаем за сутки столько насекомых, сколько весим сами.
1-й Ведущий. Прожорливость птиц поразительная! Если бы человек обладал птичьим аппетитом, он съедал бы за день 40 буханок хлеба. Например, большая синица за сутки съедает столько корма, столько весит сама. А семья большой синицы за гнездовой период может очистить от вредителей 40 яблонь.
2-й Ведущий.
Как ночь входит в свои права.
В путь пускается сова,
Глаза её огромные
Все видят ночью темною.
Караулит, кто не спит,
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко,
Вздрогнет спящая трава.
Вот как ухает сова.
Сова (делает реверанс).
Всю ночь летаю, полевок добываю.
А станет светло, спать лягу в дупло.
Но сегодня я днем не сплю. Я рада, что меня пригласили на праздник. Знаете ли вы, что сова уничтожает за один только год 1000 мышей и этим спасает 1 т хлеба?
1-й Ведущий.
Все совы – дети ночи.
Во тьме сверкают очи:
Обличье человечье
Да два крыла в заплечье.
Полет совы беззвучен,
Полет в лесу изучен,
Клюв с когтем
Очень прочен,
А слух совы так точен –
Малейший скрип им слышен,
От них не скрыться мышам!
Совиной шеи разворот –
Глаза назад, глаза вперед.
Гудит сова в лесную мглу:
- Иу - гу – у - гу,
Иу - гу – у – гу -
Из-под земли достать смогу!
Напрасно мечешься ты, мышь,
Ты от меня не убежишь,
Я с тьмой кромешной так в ладу,
Что без очков тебя найду. (П.Барто)
Ученик. Сова привлекает внимание людей испокон веков не случайно: необычная внешность, бесшумный полет, страшный голос, ночной образ жизни – все это тревожило людское воображение. Уничтожали сов нещадно, пока за них не вступилась наука. Оба глаза совы расположены на лицевом диске и направлены вперед. А голову сова может поворачивать даже назад – на 180o. Бесшумный полет объясняется устройством ее оперения и крыльев. Задние края крыльев снабжены мягкой бахромой из перьев, которые гасят завихрения воздуха. Бесшумный полет совам необходим, ведь их добыча – такие чуткие зверьки, как мыши.
2-й Ведущий.
Эта птичка никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Сядет где-то на суку
И кричит: «Ку-ку! Ку-ку!» (Кукушка)
Кукушка. Многие люди считают меня вредной птицей. А знаете ли вы, что кукушка за 1 час может съесть 100 гусениц? Я питаюсь такими вредными мохнатыми гусеницами, которых не клюют другие птицы.
Ученик: Кукушку бранят за то, что она подкидывает свои яйца в гнезда других птиц, которые потом воспитывают кукушонка: кормят, учат летать. Дело в том, что кукушка несет много мелких яиц не сразу, а постепенно, почти в течение всего лета; поэтому она не может сама вывести птенцов. Снеся яйцо, кукушка берет его в клюв и подкладывает в гнезда другим птицам. Птицы не замечают обмана. Зато кукушка очень полезна.
1-й Ведущий.
«Фи-тиу!» - флейтой на рассвете
У речки слышен звук высокий.
И наклоняет иву ветер,
И прячется в густой осоке.
Чуть свет блеснет, она задорно
Уже поет на ветке тонкой.
Два цвета – золотой и черный –
Пестрят в наряде птицы звонкой.
Вспугни её хотя б немножко, -
«Фи-тиу» в «мау» обернется,
За что она «лесною кошкой»
Народом исстари зовется . (Иволга)
Иволга (делает реверанс). Я тоже, как и кукушка, питаюсь вредными мохнатыми гусеницами, которых не клюют другие птицы. Поэтому польза приносимая мной бесспорна!
Ученик: Эта птица размером со скворца или больше. Иволга – самая нарядная птичка наших лесов. Её ярко-желтое с черным оперение резко выделяется на фоне густолиственных старых деревьев, где она обитает. Иволга очень осторожная птица и увидеть её трудно. Селится высоко на деревьях, подойти к ней близко, чтобы рассмотреть, удается не каждому. Зато пение услышать можно: это мелодичный напев, похожий на звук деревянной дудочки. Песня у нее красивая – звонкое короткое посвистывание. Но если увидит опасность, то кричит, как кошка, которой наступили на хвост.
2-й Ведущий. Дорогие птицы, приглашаем вас на нашу игру в качестве жюри.
1-й Ведущий. Для игры нам необходимо выбрать участников, а ими станут те, кто правильно отгадает загадки.
В синем небе голосок,
Будто крохотный звонок (Жаворонок)
Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец)
Спереди шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал (Ласточка)
По ночам летает
На охоту.
Днем не видит
Да и спать охота. (Филин)
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. (Сорока)
Черный, проворный,
Кричит «Крак»,
Червякам враг. (Грач)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду. (Кукушка)
Грозных бурь морских предвестник,
Над волнами - … (буревестник)
Перепончатые лапки –
То ли лапки, то ли тапки,
Сам он - крупный, белый,
Рыболов умелый.
Он ныряет, как матрос,
Бойкий, шумный… (Альбатрос)
Прошлым летом на лужку
В ямке вывелся, в пушку,
И обсохнуть не успел –
Комара и муху съел. (Кулик)
Тропинка
Ребята как много птиц вы знаете. А какие птицы есть у нас?
Ведущий. Молодцы! Ну а теперь ребята мы поговорим о животных. Для этого предлагаю разделиться на 2 команды
РАЗМИНКА командам показываются слайды с изображением животных после того как прозвучал ответ.
1.Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её… ЛИСА
2. Он как ёлка, весь в иголках.
Ловит смело страшных змей.
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный… ЁЖ
3. На гору бегом
С горы кувырком.
ЗАЯЦ
4. Серовато, зубовато –
По полю рыщет,
Телят, ягнят ищет.
ВОЛК
«Пантомима», нужно изобразить какое-либо животное (каждая команда получает листок с названием животного, СЛАЙД 5).
ДЛЯ БОЛЕЛЬЩИКОВ (можно для всех)
Учитель. Фразеологический зверинец (СЛАЙД 6 допиши (назови) названия животных, задание для всех).Голоден как…………
Колючий как………..
Упрям как…………...
Хитёр как……………
Труслив как…………
Болтлив как…………
Молодцы!
Проводится физкультминутка - игра «Летает, бегает, плавает». Учитель показывает или называет детям объект живой природы. Ребята должны изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «зайчик» надо бежать (или прыгать) на месте; при слове «карась» - имитировать плывущую рыбу; при слове «воробей» - полет птицы.
МОЛОДЦЫ! Подводятся итоги. Вручаются призы.
ДО СКОРОЙ ВСТРЕЧИ!