Открытый урок в 6 классе по литературе по творчеству М.Ю.Лермонтова на тему Белеет парус одинокой

Тема: «Белеет парус одинокой». Жизнь и творчество
М.Ю. Лермонтова.
Цель урока:
1. Продолжить знакомство детей с биографией М. Ю. Лермонтова.
2. На основе стихотворения “Парус” показать сложное чувство одиночества, душевного покоя, творческого порыва.
3. Дать понятие о литературных приёмах, как «инверсия», параллелизм».
4. Показать взаимосвязь различных видов искусства.
5. Воспитание эстетических взглядов.
Задачи урока:
Образовательные:
развить умение формулировать определение понятий;
формировать умения выделять главное в сообщении учителя и учащихся, навыков выразительного чтения и пересказа, работы с учебником;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
совершенствовать технику чтения.
Развивающие:
осуществление системно-деятельностного подхода;
развитие критического мышления;
развитие интереса к личности и творчеству М.Ю.Лермонтова;
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
развитие умения формулировать проблему;
развитие умения работы в парах.
Воспитательные:
воспитание интереса и уважения к литературе;
воспитание ценностного отношения к слову;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народа;
развитие коммуникативных УУД:
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
взаимодействие учащихся в парной работе: развитие уважения друг к другу.
Оборудование:
ПК; мультимедийный проектор; мультимедийная презентация к уроку;








Структура урока:

Организационный этап.
Актуализация знаний.
Постановка учебной задачи.
Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Физ. минутка.
Закрепление изученного материала.
Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Ход урока.
1. Целеполагание и мотивация.
1.Вступительное слово учителя:

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Определение темы урока, постановка цели.
_ Ребята, я прочту вам отрывок, вы внимательно послушайте, потом назовёте автора и название произведения.
- Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя:        Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то господня воля,        Не отдали б Москвы!
- кто автор данного отрывка?
-как вы думаете,случайно ли я вспомнила об этом удивительном поэте?
_ о ком будет идти речь на уроке? (о Лермонтеве)
_ попробуйте догадаться, какой будет тема сегодняшнего урока, с творчеством кого будем знакомиться? (с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова.)

2.Определение темы урока,постановка цели.
_ молодцы. Давайте посмотрим тему, правильно ли мы его определили.
Слайд.№ 1. Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Стихотворение «Парус»
_ Открыли тетради ,записываем сегодняшнее число. Сегодня тридцатое ноября.Тема сегодняшнего урока :
Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова. Стихотворение «Парус»

_ ребята, какие цели мы поставим глядя на тему? Давайте попробуюм определить. Алсу, какую цель ты поставишь?
(Более подробно познакомимся с биографией Лермонтова)
-Молодец. Мы уже знакомы с биографией поэта.А сегодня более подробно познакомимся.
Ещё екакие цели будут?
Зарина, какую цель ты поставишь?
(подробно изучить стихотворение «Парус» )
ПРАВИЛЬНЕЕ БУДЕТ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ.
Но самое главное ,мы определим состояние души лирического героя. Молодец., ещё какая цель? Что мы обычно определяем в стихотворениях? Суюмбика.
( средства выразительности)
Правильно. Мы определяем средства выразительности. Молодцы ,цели все поставили верно.

Изучение нового материала.

- Чтобы понять стихотворение «Парус», заглянем в страницы биографии поэта.
Выступление учащихся.
первый стол подготовило сообщение о родителях поэта. Кто расскажет? Булат
Слайд.№ 2. Родители Лермонтова.

(Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь со 2 на 3 октября 1814 года в Москве. Отец его Юрий Петрович Лермонтов был армейским капитаном. Мать, Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, являлась единственной дочерью и наследницей пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей из рода Столыпиных. Брак между родителями оказался неудачным, они постоянно ссорились, и Мария Михайловна предпочитала чаще бывать у матери, чем дома.24 февраля 1817 года мать поэта умерла от чахотки на двадцать втором году жизни. Похоронили ее в фамильном склепе в Тарханах. А в начале марта Юрий Петрович уехал в свое имение Кропотово, оставив сына на попечение бабушки. В дальнейшем отношения между отцом и сыном оставались дружескими, они переписывались, но почти не виделись. Умер Юрий Петрович 1 октября 1831 года от чахотки и похоронен в Кропотове Тульской губернии. Шел ему сорок четвертый год.)
второй стол расскажет о бабушке поэта. Кто у нас смелый? Адиля.
Слайд.№ 3. Бабушка Лермонтова.
(Бабушку Лермонтова звали Елизавета Алексеевна. Урожденная Столыпина перенесла много испытаний в жизни. Все удары судьбы нашли отражение во властном и твердом характере женщины. Кроме того бабушка Лермонтова унаследовала гордость, решительность и смелость от рода Столыпиных После смерти дочери бабушка Михаила Лермонтова посвятила свою жизнь внуку.
Ссоры между Елизаветой Алексеевной и ее зятем продолжались. Вскоре она выгнала Юрия из дома, не позволив ему воспитывать собственного ребенка. После смерти Юрия Лермонтова в 1831 году Михаил и его бабушка стали друг для друга самыми близкими на свете людьми. Бабушка, воспитывавшая Лермонтова, безмерно любила Михаила, не жалея на его воспитание и образование ни сил, ни денежных средств. Сам Мишель, как она его называла, также души не чаял в своей бабушке. Чтобы дать хорошее образование внуку, Арсеньева даже переехала с ним в Москву. Когда Лермонтов поступил в юнкерскую школу, бабушка и в Петербурге была рядом с любимым внуком. Они совершенно не могли долго находиться друг без друга.) третий стол расскажет о детстве поэта. Кто хочет выступить? Лиана.
Слайд.№ 4. Детство поэта.
(В детстве Лермонтова сразила тяжелая болезнь, и он надолго остался прикованным к постели. Поэтому мир грусти и печали знаком будущему поэту не понаслышке. Для того, чтобы поправить и укрепить здоровье внука, бабушка возила его на Кавказ.
Поездка на Кавказ в 1825 году значительно улучшила здоровье Лермонтова. По возвращении в Тарханы начались серьёзные занятия. Будущий поэт изучал общеобразовательные предметы и иностранные языки французский, английский и немецкий , рисовал, занимался музыкой, читал русскую и иностранную литературу. Разнообразные впечатления откладывались в его душе и давали пищу для размышлений: он слушал рассказы об Отечественной войне 1812 года, наблюдал жизнь дворовых и крепостных крестьян в имении бабушки.
Уже в детстве маленький Миша проявлял необыкновенные дарования. Он любил говорить в рифму, и окружающие удивлялись тому, как у мальчика это удачно и красиво получается.
А еще Лермонтов любил рисовать. Это стало его страстью. Он рисовал то, что видел вокруг: поля и равнины, реки и холмы, нежные березы и задумчивые дубы.
Бабушка поражалась его талантам и сохраняла рисунки любимого внука.)
-четвёртый стол познакомит нас с ранней лирикой Лермонтова. Слово дадим кому? Алсу.
Слайд.№ 5. Ранняя лирика Лермонтова
(Юность настигла Лермонтова тогда, когда он вместе с бабушкой поехал в Москву: поступать Университетский благородный пансион.Это случилось осенью 1828 года: в жизни поэта все круто поменялось: вместо привычной обстановки дворянского имения его окружал шумный и разноликий город, лица товарищей и одиночество, которое Лермонтов уже познал.
Именно 1828 год сам поэт позже называл годом начала своего осознанного творчества.
Лермонтов начал писать лирические стихи рано. За годы с 1828 по 1832 он создал около 300 стихотворений, представляющих собой лирическую исповедь поэта.Среди юношеских стихов, находятся  такие высокохудожественные, как «Ангел», «Кавказ»,«Желание», «Два великана», «Парус“.
Герой этих стихотворений борец за свободу, человек великих страстей и исканий. Раскрытие душевного мира этого лирического героя составляет основное содержание ранней лирики Лермонтова)
Словоучителя.Слайд № 6.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Начиная анализ стихотворения «Парус» Лермонтова невозможно не обратиться к истории его создания. Данное стихотворение было написано юным семнадцатилетним поэтом в 1832 году. В этот сложный период Лермонтову приходится покинуть Москву и прервать учебную деятельность в университете. Приняв такое сложное для себя решение, поэт устремляется в Петербург, где остается наедине со своими мыслями и чувствами. Там в холодном Петербурге, гуляя по берегам Финского залива, юный Михаил и создает своё бессмертное произведение.Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. 2. Словарная работа.
Начнём работу над стихотволрением. Рассмотрим некоторые слова ивыражения.
Слайд.№ 7. Словарная работа.
Парус одинокой - старая форма слова "одинокий"

-ребята, не кажется ли вам странным это словосочетание? В чём странность?
( Парус сущ.м.р. И должно быть одинокий.)
Правильно. Но в старомосковском произношении, классическом, окончание прилагательного ИЙ произносилось как АЙ = безударное ОЙ.
Сейчас каждый стол находит по словарю Даля значение слов:
Слайд.№ 7.
Мятежный - Тревожный, неспокойный, (баскач килеп чыксын)
Скрыпит - резкий звук, визг,  старомосковскому произношению.
Лазурь - Светло-синий цвет,
Свищет - испускать острый, резкий звук.
Первый стол читайте значение слова.(на слайде появляется значение словаМятежный). Хором повторяем. Записываем в тетр.
Второй стол читайте значение слова Скрыпит (на слайде появляется значение Скрыпит) Хором повторяем.Записываем в тетр.
Третий стол читайте значение слова Лазурь.(на слайде появляется значение слова Лазурь). Хором повторяем. Записываем в тетр.

Четвёртый стол читайте значение слова Свищет.(на слайде появляется значение слова Свищет ). Хором повторяем. Записываем в тетр.
Молодцы. Проведём орфоэпическую минутку.
Слайд.№ 8. Орфоэпическая минутка
Свищет, ищет, мачта, счастья. (Вместе читаем.)
Физ.мин.
Слайд.№ 9. Микс Фриз Груп. (музыка)
Ребята, а сейчас проверим вашу внимательность. (фрагм.музыки)
а) сколько лет было Лермонтову,когда умерла его мать.? ...Да 2 года
фр.музыки.
б) сколько внуков было у бабушки поэта? Да, только один.
фр.муз.
в) сколько языков он изучал? Да... три
Молодцы.Сели.

4. Работа над стихотворением.
- Сейчас ребята,внимательно послушайте стихотворение. Вам нужно будет также с ним выразительно работать так, как актёр его читает.
Слайд.№ 10. Парус.....
( шум моря, аудиозапись)
Ребята, какая картина представлялась вам, когда вы слушали стихотворение? Нарисуйте мне словесную картину?
( золотое солнце, синее море, небо ,парус....)
Молодцы. А сейчас открываем сто пятьдесят вторую страницу и читаем стихотворение про себя.
(30 секунд)
Кто хочет выразительно первым прочитать стихотворение? Фаниль. Остальные наблюдают.
Хорошо. Ещё надо работать над выразительностью.
Послушаем как читает Раян?
-Надо поработать над ударением.
Читает Азалия, Суюмбике.
Молодцы,ребята. А сейчас рассмотрим это стихотворение,попробуем прочувствовать его, мысль автора и настроение лирического героя.
Из скольких строф состоит стихотворение? ( Из трёх)
Прочитаем первую строфу. Рафиль.
Что вы можете сказать о море,какое оно? (Спокойное,туманное, пустынное)
А что мы узнали про парус? (он одинокий, путешествует)
Какой интонацией  читаем мы первую строфу? ( спокойной)
А какой интонацией прочтём вторую строфу?
(повышенной, потому что там играют волны,ветер свищет)
Инсаф, прочитай нам с такой интонацией вторую строфу? Справился он с заданием?
А сейчас море какое? Каким оно стало? ( бурное,тревожное)
В каком положении оказался парус? (у него мачта гнётся и скрыпит)
А что он ищет ? (Он одинокий и ищет сочувствия и понимания)
А какой интонацией прочтём третью строфу? ( спокойной)
Камиля, прочитай .
Что стало с морем?
(оно успокоилось, над ним светит солнце)
Что стало с нашим парусом? К чему он стремится? Ищите в стихотворении.
(Он просит бури)

А что значит просит бури?
(наверное, он устал от одиночества, и хочет бурной жизни.)
Молодцы.

Ребята, скажите, чем достигается красота языка? Каким словом мы называем его?
(изобразительно выразительные средства)
Молодцы.
В будущем нам предстоит сдать единый государственный экзамен по рус.языку. Возникают сложности при выполнении задания А8, где нужно определить изобразительно выразительные средства языка в тексте.Поэтому мы давайте вспомним, какие изобразительно выразительные средства языка мы знаем.
Слайд.№ 11 ДЖОТ ТОТС «запишите мысли»
Работаем по структуре ДЖОТ ТОТС «запишите мысли»
громко проговарите слово , запишите его
на листочек и кладите в центр стола лицевой стороной вверх.
Каждый должен заполнить 4 листочка, следовательно, в центре стола окажутся
16 листочков. Даётся 1 минута.

Слайд.№ 12 Таймер.
Попрошу подняться всех под номером 2, взять все листочки и зачитать. Если прозвучало слово,отмечаем галочкой и его не читаем. Начинает стол под № 1.
Прочитайте два слова.
Стол под № 2 прочитайте два слова,которые ещё не прозвучали.
Стол под№ 3
Стол под№ 4
Молодцы.Сегодня из стихотворения мы найдём 4 изобразительно выразительных средств языка. Вспомним их
Слайд.№ 12
1.Эпитет 1.Это наделение неживого предмета качествами живого существа.
Олицетворение  2.Художественно-образное определение,
Метафора 3.Сопоставление противоположныпредметов, понятий.
Антитеза 4.Это перенос наименования по сходству


А сейчас поработаем в группе.
1 группа находит из стихот . Олицетворения
(играют волны, ветер свищет, он (парус) ищет, кинул, бежит)
2 группа находит из стихот .Эпитеты
(парус одинокой,море голубое,страна далёкая,край родной,он мятежный)
3 группа находит из стихот .Метафоры
( белеет парус, золотой луч)
4 группа находит из стихот.Антитезы
 (стране далекой – краю родном, кинул – ищет)
Молодцы, ребята.
Слайд.№ 13 КОНЭРС  – «углы» 
Ребята, а где же лирический герой? Он море или парус, а может буря?
Подумайте несколько секунд, выбирете свой угол и обьясните друг другу ваш выбор.

Проверка выбора.
Алсу почему ты выбрала этот угол?
Значит правильный ответ у нас это Парус.
Этот лирический герой похож на автора.,которому трудно было жить среди не понимающих его людей, который очень любил море.
Сели.
Ребята, Лермонтов был прекрасным художником и иллюстрировал свои произведения.

Слайд.№ 14 Акварель Лермонтова к стихотворению «Парус»
Есть и другие иллюстрации к этому стихотворению.
Слайд.№ 15
Ребята, как вы думаете, обращались ли к образу Паруса другие писатели, поэты?
Интересно ли вам это узнать? Я назову вам двух поэтов.Это Пушкин и И.Бунин.
Есть и другие писатели, поэты.Узнайте о них. Это будет дополнительное дом.зад.
Слайд.№ 16. Домашнее задание:
1) выучить стихотворение «Парус» наизусть;
2) образ Паруса в творчестве других писателей, поэтов;
3) сочинить собственное стихотворение.
Ребята,наш урок подходит к концу. Целью нашего урока было почувствовать стихотворение; определить состояние души лирического героя;
Я думаю,что цели мы достигли.
Давайте подведём итог урока. Продолжите фразы:
Слайд.№ 17
На уроке я узнал ....( много нового о жизни и творчестве поэта)
Было интересно ... (увидеть картины.....)
Хотел бы узнать......... ( в каких ещё стихот. Лермонтова есть образ Паруса.)
Оценки
Ребята ,кто из вас больше всех работал на уроке? Кого мы выделим и поставим 5?
я рада ,что вы уже сами можете видеть кто у нас активный ,хорошо работает на уроке, а кто ещё боится отвечать .
Имя Лермонтова никогда не забудется. Он всегда рядом с нами: в сотнях прекрасных книг, в названиях улиц и площадей, в памятниках и музеях. Можно сказать, Лермонтов стал частицей каждого из нас, частицей нашего ума, нашего сердца, частицей Родины. Возвращаться к М.Ю.Лермонтову можно и нужно всегда. Потому что М.Ю.Лермонтов – собеседник, М.Ю.Лермонтов – друг, М.Ю.Лермонтов – учитель. А вы сегодня были достойными его учениками.