Урок — викторина по творчеству М.Ю.Лермонтова (8 класс)


Урок – викторина по творчеству
Михаила Юрьевича Лермонтова
(8класс)
Цель урока: расширение кругозора; развитие эрудиции и образного и логического мышления; воспитание любви и интереса к русской литературе и к творчеству М.Ю. Лермонтова – одного из великих русских поэтов 19века.
Оборудование : портреты М.Ю. Лермонтова ;его родителей, фотография имения в Тарханах;презентация;2листа белой бумаги, шариковые ручки.
План урока- викторины.
Вступительное слово учителя.
Разминка (Биографический бой).
Что запомнил я с урока…
Вопросы на засыпку.
Поэтический конкурс.
Подведение итогов.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание.
Ход урока.
Предварительно класс делится на две команды. Главной задачей участников викторины является возможность как можно более быстро и правильно выполнить полученные задания.
1.Вступительное слово учителя:
Здравствуйте, ребята! На прошлом уроке мы с вами закончили изучение творчества великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. А сегодня проведём викторину, чтобы ещё раз повторить и закрепить полученные знания.(1слайд)
2.Разминка. (Биографический бой).
( Учитель задаёт вопросы по очереди каждой команде. В случае неправильно данного ответа право отвечать переходит команде соперников).Дата рождения М.Ю. Лермонтова?(3(15)октября 1914г.В какое время года семья переезжает из Москвы в Тарханы?(зима)
Назовите родителей Лермонтова. (Юрий Петрович и Мария Михайловна.)(2слайд)
От какой болезни и в каком возрасте умерла мать Лермонтова?(в 21год от чахотки)
Кто воспитывал Мишу после смерти матери и почему?(Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева) (3слайд)(4слайд)
С какой целью Лермонтова увозят на Кавказ?(лечиться)
В каком году было написано стихотворение «Смерть поэта»(1837)
Как погиб великий поэт?(дуэль с Мартыновым. 15июля 1841)
«Лермонтов и Кавказ»(фотографии на слайдах) (5-11слайд)
3. Что запомнил я с урока… (учитель задаёт вопросы командам по изученному произведению «Мцыри». (12-13слайд)Кто такой Мцыри?(неслужащий монах)
Что лежит в основе сюжета «Мцыри»?(бегство из неволи)
Символ неволи? (монастырь)
Цель бунта Мцыри? (свобода, которая приравнивалась романтиками к естественному состоянию человека).
О чём мечтает Мцыри?(попасть в родные края, увидеть родных людей).
Перечислите основные события, описываемые в поэме.
Какие явления и факты произвели на Мцыри наибольшее впечатление, в то время, когда он совершил побег?
Какие чувства испытывает герой в поединке с барсом?
Почему Мцыри не вышел к грузинке, к аулу? (оказался внутренне одиноким)
В каком году была написана поэма «Мцыри»?(1839)
Попытайтесь прочитать наизусть отрывок из поэмы.
4. Вопросы на засыпку (Участники команд задают вопросы соперникам по творчеству М.Ю. Лермонтова)
5.Поэтический конкурс. Задание состоит в том, что за 15минут команда должна составить четверостишие на произвольную тему, подражая М.Ю.Лермонтову.
6. Подведение итогов.
7.Заключительное слово учителя. (14слайд)
Сегодня в ходе викторины мы с вами ещё раз повторили и обобщили полученные знания на уроках литературы по творчеству великого поэта – М.Ю.Лермонтова. А также каждый из вас проверил свои знания.
Я надеюсь, что наш урок вызвал у вас интерес к творчеству Лермонтова и желание познакомиться с другими его произведениями.
8.Домашнее задание
Составить Синквейн по произведениям Лермонтова.
Приложение 1.
Творческие работы учащихся.
Мелькают звёзды в небе тёмном.
Затихшая природа спит.
Не слышно ничего в округе.
Лишь дверь сарайчика скрипит.
Летит последний лист с деревьев
В тумане осени сырой.
Куда летит он одинокий?
И где его родимый дом?
Гуляет ветер. Дождик брызгнул.
Деревья ветви подняли.
А он летит, летит всё ниже.
И вот к земле совсем приник…
Скажи мне, друг, и в наше время
Ты можешь с гордостью сказать:
«Я дорожу страной своею
И жизнь свою могу отдать.
«Да, и в наше время есть герои…
Лихое племя хоть куда.
Они готовы за Россию
Своё последнее отдать.
За родину ,за мир, за детство,
За всех отцов и матерей,
Что б люди жили очень долго
И не было больших потерь…»
Приложение 2.
Мцыри
Одинокий , бесстрашный.
Убегает, наслаждается, сражается,
Тоскует по родным краям,
Бунтарь.