Выступление на районном методическом объединении учителей начальных классов по теме: Повышение качества образования на основе использования здоровье-сберегающих технологий элективной дифференциации

«Повышение качества образования на основе использования здоровь-есберегающих технологий элективной дифференциации»


Смольникова Н.Г., МКОУ СОШ № 7, г. Аша

Одно из важнейших условий успешного обучения детей в школе является здоровье. Если ребёнок здоров, то он лучше воспринимает материал на уроке, чем больной ребёнок.
Здоровье современных школьников стало серьёзной национальной проблемой. В сегодняшних условиях мы сталкиваемся с существенным общим ухудшением состояния здоровья детей. Это связано с экономическим и социальным неблагополучием молодых семей, ослаблением иммунитета, генетических нарушений, плохой экологической обстановкой, алкоголизмом родителей и т.д.
Тема здоровья детей в последнее время часто обсуждается на страницах печати специалистами разного профиля, обозначаются проблемы, ищутся пути по выходу из сложившейся ситуации.
Поэтому учителя начальных классов не могут остаться равнодушными к этой проблеме, и используют в своей работе здоровьесберегающие технологии.
Согласно определению Всемирной Организации Здравоохранения здоровье – это целый комплекс благополучия. В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) здоровья :

НРАВСТВЕННОЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ
СОМАТИЧЕСКОЕ
ПСИХИЧЕСКОЕ



Здоровье школьника зависит от наследственных факторов, от экологии, от деятельности системы здравоохранения, а половина уровня здоровья зависит от самого школьника, от того образа жизни, который он ведёт. Это во многом зависит от родителей, но немаловажную роль может сыграть и школа.
Чтобы повысить качество образования, чтобы школьник был здоровым, следует избегать перегрузок. Для этого на уроках учителя проводят ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ. Физкультминутки проводятся с целью снятия напряжения мышц тела, глаз, рук, шеи, для повышения работоспособности, внимания.
Во время перемен проводятся ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.
Ещё одно из условий повышения качества образования, создания благоприятных условий в обучении ВСЕХ школьников – это распределение обучения на КОРРЕКЦИОННОЕ, ТРАДИЦИОННОЕ и РАЗВИВАЮЩЕЕ.
Например, в программу детей с ослабленным здоровьем, находящихся на коррекционном обучении, входят уроки РИТМИКИ, на которых даются упражнения не только развивающие память, внимание, мышление, воображение, но и чувство ритма, что способствует развитию координации движения.
Для детей ВСЕХ видов обучения проводятся праздники «ДНЯ ЗДОРОВЬЯ». Уроки ФИЗКУЛЬТУРЫ также способствуют укреплению здоровья.
Кроме спортивных секций, которые ученики посещают самостоятельно, учителя организовывают коллективные походы во Дворец Спорта. Один раз в неделю каждый класс посещает БАССЕЙН.
Для повышения качества образования не менее важна и правильная организация учебной деятельности. Поэтому определяются физиологические и гигиенические требования к составлению РАСПИСАНИЯ уроков в школе. Учителям надо стараться учесть сложность предметов, используя шкалу трудности: предметы, на которые затрачивается больше времени и сил, следует варьировать с предметами, где сил затрачивается меньше (в бальном соотношении):

МАТЕМАТИКА, РУССКИЙ ЯЗЫК - 11 баллов
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК - 10 баллов
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - 5 баллов
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ - 4 балла
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО - 2 балла
МУЗЫКА - 1 балл

Также надо учитывать, что работоспособность ребёнка претерпевает изменения не только в течение дня, но и на протяжении недели, года. Объём домашнего задания по одному предмету должен варьироваться с количеством заданного по другим предметам, чтобы не было перегрузки.

РАЦИОНАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННЫЕ УРОКИ

1 КЛАСС – 35 минут
2 КЛАСС – 45 минут = 35 + 10
3 – 4 КЛАССЫ – 45 минут на 4-ом уроке после 20 минут – физкультминутка

Одной из важнейших форм сохранения здоровья, а следовательно и повышения уровня успеваемости – это своевременное горячее питание. Также надо помнить о том, что длительность просмотра телевизора, работы с компьютером должна быть ограничена:
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ ПО ВРЕМЕНИ

Т/В К/Ф ЭВМ

15 минут 15 – 20 минут 10 минут

Я проводила опрос родителей на родительском собрании и опрос детей на уроке о длительности просмотра программ, и выяснилось, что дети довольно много времени проводят у экранов. Поэтому нужно проводить разъяснительную работу среди учеников и их родителей, провести ряд бесед, включая и беседу о режиме дня.

БЕСЕДЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО СОХРАНЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ:
(проводятся по мере надобности)

«Мой друг – режим» (беседа для родителей и учеников).
«Злоупотребление алкогольными напитками» (профилактическое занятие для учащихся 1-4 классов).
«Нет наркотикам!» (беседа для родителей).
Занятия по предупреждению насилия в 1 – 4 классах (о драках).
Занятия по профилактике курения в школе (1 – 4 классы).
Беседа с курящими детьми и их родителями.
Оформление классного уголка о здоровье «Секреты успеваек».
Сценарий праздника для родителей «Будем беречь здоровье».
«Витаминные препараты в профилактике переутомления школьников» (беседа медицинского работника с родителями).
«Утренняя гигиеническая гимнастика» (беседа учителя физкультуры на спортивном часе).
«Развитие внимания и снятие умственного напряжения в процессе обучения младших школьников» (беседа для родителей).


P.S. Вся беседа сопровождалась показом демонстрационного материала
(текстов, схем, фотографий, графиков) с помощью компьютера.