Взаимодействие учителей начальных классов и учителей 5-х классов для обеспечения преемственности при реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования


Гергель Елена Алексеевна,
учитель начальных классов
Взаимодействие учителей начальных классов и учителей 5-х классовдля обеспечения преемственности при реализации основной образовательной программы начального общего и основного общего образования
В апреле 2015/2016 учебного года осуществлена комплексная оценка введения ФГОС: проведен мониторинг по оценке образовательных достижений учащихся четвёртых классов. В мониторинге приняли участие 4 четвёртых класса, 94 учащихся, 4 учителя начальных классов и 94 родителей четвероклассников. Данный этап мониторинга является завершающим этапом изучения образовательных достижений учащихся начальных классов.
Главная особенность новой модели оценки образовательных достижений в соответствии с ФГОС заключается в том, что она комплексно позволяет взглянуть на результаты образования: оценивались достижения планируемых предметных результатов по отдельным предметам, основные метапредметные результаты, важные для оценки готовности продолжать образование в основной школе - читательская грамотность (смысловое чтение) и сформированность умений работать в группе при выполнении проекта, личностные результаты, позволяющие судить о том, насколько сформированы положительные качества личности, определяющие успешное обучение, мотивация к обучению: самооценка и отношение к различным аспектам учебной деятельности.
В соответствии с приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.03.2016 № 418 «О проведении процедур внешней оценки образовательных достижений обучающихся образовательных организаций в Ямало-Ненецком автономном округе в 2016 году», приказами департамента образования Администрации города Ноябрьска от 11.08.2016 №692 «О результатах Всероссийских проверочных работ по русскому языку, математике и окружающему миру учащихся четвертых классов муниципальных общеобразовательных учреждений города Ноябрьска в 2015–2016учебном году», от 16.08.2016 № 705 «Об утверждении комплекса мероприятий по результатам Всероссийских проверочных работ, мониторинговых исследований готовности первоклассников к обучению в школе и образовательных достижений учащихся начальных классов», от 22.08.2016 № 710 «Об утверждении муниципальных реестров затруднений учащихся 4 классов и учителей начальных классов по итогам мониторинговых исследованийв 2015-2016 учебном году», приказами гимназии от 08.09.16 № 447 «Об утверждении реестра затрудненийучителей начальных классов и учащихся 1-4 классов по итогам мониторинговых исследований», от 08.09.16 № 448 «Об утверждении реестра затруднений учащихся 4 классов и учителей начальных классов по итогам Всероссийских проверочных работ в 2015/2016 учебном году», от 14.09.16 №470 «Об утверждении комплекса мероприятий по результатам мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся 1-4 классов и Всероссийских проверочных работ» с целью повышения качества образования, обеспечения преемственности содержания и форм организации образовательного процесса, обеспечивающих реализацию основных образовательных программ начального общего и основного общего образования в Гимназии был запланирован и выполнен комплекс мер.
Составленапрограмма психолого-педагогической поддержки учащихся на уровне основного общего образования (5 классы).
Особое внимание было уделено результатам учащихся четвертых классов. При переходе в основную школу очень важно обратить внимание на две группы учащихся: учащихся с высокими и низкими результатами.
Учащиеся, продемонстрировавшие высокие результаты, выполнили практически все задания трех итоговых работ. Эти дети готовы к обучению в основной школе на высоком уровне познавательной активности. В связи с этим им нужно уделить особое внимание, обеспечить возможность их развития в соответствии с их способностями и интересами.
Уделить особое внимание нужно и учащимся, не освоившим учебный материал на базовом уровне. Эти дети оказались недостаточно готовыми к продолжению обучения в основной школе. И учителям 5-х классов всех предметов рекомендуется, не ожидая первых неудач у этих учащихся, организовать дополнительные занятия с ними, повысить их интерес к обучению, обратить особое внимание на формирование стратегий осознанного чтения, главного умения учиться.
Проанализировав выполнение заданий, учителями были составленные реестры затруднения учащихся и учителей. Это позволило выявить «дефицитные темы» школьного курса русского языка, математики, а по результатам ВПР и окружающего мира.
На основании коридора решаемости заданий базового уровня (60-90%), коридора решаемости заданий повышенного уровня (40-60%) в реестр затруднений учащихся включены итоги выполнения задания базового уровня содержательных блоков «Числа и величины» (№7) учащимися 4а класса, «Геометрические величины» (№15) учащимися 4г класса:
класс Содержательный блок Элемент содержания Уровень сложности Доля уч-ся справившихся с заданием
4а Числа и величины Устанавливать правило, по которому можно из каждого числа первой строки (столбца) получить соответствующее ему число второй строки (столбца) Базовый
(№7)
58,3%
4г Геометрические величины Находить периметр части фигуры, используя формулу периметра прямоугольника Базовый (№15)
36,4%/50%
- по русскому языку в реестр затруднений учащихся 4-ых классов включены итоги выполнения задания базового уровня содержательных блока «Развитие речи» (№19), повышенного уровня блока «Морфология» (№12).
класс Содержательный блок Элемент содержания Уровень сложности Доля уч-ся справившихся с заданием
4 кл. Развитие речи Составлять план текста. Базовый
(№19) 24,5%
Морфология Осознанно применить знания о грамматических признаках имен прилагательных. Умение доказывать ответ примерами. Повышенный
(№12/1) 30,8%
Осознанно применить знания о грамматических признаках имен существительных. Умение доказывать ответ примерами. Повышенный
(№12/3) 39%
4б Синтаксис Различать предложение, словосочетание, слово. Базовый (№13) 50%
Орфография Находить правильное объяснение написания слов с орфограммами. Умение определять отсутствие правильного ответа. Повышенный (№16/1)
36,4%
4в Морфология Ставить имя прилагательное в заданную форму. Включать прилагательное в заданной форме в предложение. Базовый (№10)
54,5%
4г Орфография Находить правильное объяснение написания слов с орфограммами. Умение определять отсутствие правильного ответа. Повышенный (№16/1)
27,3%
- «Метапредметные результаты» (смысловое чтение, работа с информацией)в реестр затруднений учащихся 4-ых классов включены следующие умения:
класс Умения Уровень сложности Доля уч-ся справившихся с заданием
4 класс Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Объяснять образные выражения, использованные в тексте Базовый
(№7)
51%
4а Общее понимание текста, ориентация в тексте Определять общий смысл, тему текста Базовый (№1/2в.) 33,3%
Находить информацию, данную в явном виде Базовый (№2/2в.) 16,7%
4б Общее понимание текста, ориентация в тексте Определять общий смысл, тему текста Базовый (№1/2в.) 45,5%
Находить информацию, данную в явном виде Базовый (№6) 58,3%
Определять тип информационного источника Базовый (№13) 58,3%
Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Объяснять образные выражения, использованные в тексте Базовый (№7/1в.) 33,3%
4в Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Объяснять образные выражения, использованные в тексте Базовый (№7/1в.) 42,9%
Формулировать вывод на основе явной и неявной информации в тексте Базовый
(№8) 44,4%
Использование информации из текста для различных целей Использовать информацию из текста для решения учебно- практической задачи Повышенный (№15) 33,3%
Анализ выполнения итоговых работ за курс начальной школы по математике и русскому языку в моем, 4в классе, показал, что показатель освоения учебной программы (средний процент выполнения работы) находится выше статистического интервала освоения учебного материала (50%-65%). Средний процент выполнения работы по математике и русскому языку 100%, выполнения итоговых работ по смысловому чтению – 96%. (Приложение 1)
Анализ выполнения отдельных заданийпозволил выявить наибольшие затруднения у ряда учащихся по русскому языку в разделе «Морфология» - умение ставить имя прилагательное в заданную форму, включать прилагательное в заданной форме в предложение, в блоке «Развитие речи» - умение составлять план текста; в метапредметных результатах такие умения как объяснениеобразные выражения, использованные в тексте, формулировать вывод на основе явной и неявной информации в тексте, использовать информацию из текста для решения учебно- практической задачи. В помощь родителям составлены планы индивидуальной работы с учащимися показавшими пониженный уровень образовательных достижений в которых указала умения, показанные на низком уровне и рекомендуемые упражнения и учебные пособия, которые можно использовать для устранения пробелов.
Приведу примеры нескольких планов. (Приложение 2)
На кафедре проведено совещание при заместителе директора по УВР (учителя 4-ых классов, учителя - предметники 5-ых классов) по теме «Реестры затруднений учащихся и учителей начальных классов по результатам мониторинговых исследований образовательных достижений учащихся 4 классов в соответствии с ФГОС НОО в 2015-2016 году».
Следовало изучить причины низких результатов, например, в русском языке раздела «Развитие речи», выделить те приёмы работы, которые способствуют формированию умения составлять план текста. Тем более что это затруднение зафиксировано и в результатах выполнения Всероссийской проверочной работы, а окружающем мире по результатам ВПР - проведение эксперимента, опыта. Одним из направлений решения было проведение совместных заседаний учителей начальных классов с учителями русского языка и литературы по обмену опытом по теме «Умения речевой деятельности: методические приёмы работы по составлению текстов в соответствии с речевой ситуацией» (продукт «Методические рекомендации по составлению текста в соответствии с речевой ситуацией») и учителями методической кафедры естествознания (практикум) «Эксперимент в курсе «Окружающий мир»: организация, методика проведения, оформление результатов» (продукт «Технологическая карта урока окружающего мира (с проведением эксперимента, опыта)»).
Учителям - предметникам рекомендовано при проектировании деятельности учащихся на уроке учитывать их образовательные достижения по итогам мониторинга образовательных достижений и Всероссийских проверочных работ в 2015\2016 учебном году.
На параллели пятых классов родительские собрания проведены классными руководителями совместно с учителями начальных классов, выпустившими данные классы. Родителям были представлены и разъяснены профили, психолого-педагогические рекомендации.
Школьными психологами организован консультационный пункт для индивидуального консультирования родителей (законных представителей) учащихся 5 классов.
Приложение 1.
Результаты мониторинга образовательных достижений учащихся 4В класса
Апрель, 2016г.
№ ФИ уч-ся 1. Математика 2.Русский язык 3. Смысловое чтение, работа с информаций 7. Самооценка 8. Эмоциональное отношение к школьной жизни 9. Ориентация родителей на высокие результаты в обучении 10. Условия для обучения и образовательная среда дома 11. Нагрузки ребенка
Балтак КаринаПвПвБ +Н +В
Бибик Анастасия Б ПвБ +Н +В
Гашимов Хаял ПвПвБ +В Гузева Анастасия ПвПвБ +Н +В
ИслаевГазизВ ПвБ Караваева Полина ПвПвБ +В Ким Людмила В ПвПв+Н
Коваль Влад В В Пв+Н +Н Курта Дмитрий В Б ПнПустовойтова Алина В В Пв+Н +В Россейкина Анна В В Пв+Н +В +Н +Н Саблин Сергей В В Пв+В +В +В +В
Сидорова Елизавета В В Пв+Н Солодовник Елизавета ПвВ ПвСтрелюк Денис ПвБ Б +Н +Н Тезекбаева АйзирекПвВ Б +Н +Н Титов Даниил В ПвПвТретьяков Артем ПвПвБ +В
Фомина Мария ПвВ Б Хмель Егор В ПвБ +В +Н
Чернецкий Марк В В Пв+В +В +В
Шлапаков Александр В В Пв+В +В Ященко Екатерина В В ПвПониженный - - 1 Базовый 1 2 11 Повышенный 9 10 11 Высокий 13 11 - Пониженный уровень (%)- - 4,4% Повышенный уровень (%)39,1% 43,5% 47,8% Базовый уровень (%)4,4% 8,7% 47,8% Высокий уровень (%)56,5% 47,8% - Норма 20
86,9% 15
65,2% 17
73,9% 14
60,8% 15
65,2%
Отклонение выше - 5
21,7% 3
13% 4
17,3% 6
26,1%
Отклонение ниже 3
13% 3
13% 3
13% 5
21,7% 2
8,7%
Приложение 2
Программа психолого-педагогической поддержки учащегося 5 класса
МБОУ «Гимназия №1»
Курта Дмитрия
Профиль достижений четвероклассника Умения Работа по оказанию педагогической поддержки учащемуся
Познавательная сфера 6. Общее понимание текста, ориентация в тексте Находить информацию в тексте.
Кузнецова М.Ф. Литературное чтение: Итоговые проверочные работы: 4-й класс. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – (тематический контроль и оценка в начальной школе)
с.6-15 текст «Как я стал путешественником»
с.16-24 текст «Необычные тексты»
с.25 – 35 текст «Путеводитель по выставке. Выставка «Гений Леонардо да Винчи»
с.36 – 47 текст «Анна Киевская (Анна Ярославна)»
7. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Объяснять образные выражения, использованные в тексте. 8. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Находить вывод на основе фактов, изложенных в тексте. 9. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Находить вывод на основе анализа и интерпретации текста 10. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Делать вывод на основе интерпретации и обобщения содержания текста. 12. Общее понимание текста, ориентация в тексте. Находить информацию в тексте.
14. Глубокое и детальное понимание содержания и формы текста Соотносить по времени годы жизни известных граждан России с годами жизни героя рассказа. 15. Использование информации из текста для реализации целей. Использовать информацию из текста для объяснения предложенной ситуации, представленной в виде рисунка. 17. Использование информации из текста для реализации целей. Использовать информацию из текста для решения учебно-познавательнойПрограмма психолого-педагогической поддержки учащегося 5 класса
МБОУ «Гимназия №1»
Балтак КариныПрофиль достижений четвероклассника Умения Работа по оказанию педагогической поддержки учащемуся
Познавательная сфера Читательская грамотность и умения работать с информацией Ежедневное чтение художественных текстов с последующими заданиями, которые отрабатывают умения:
Определять последовательность событий в тексте.
Находить информацию в тексте.
Объяснять образные выражения, использованные в тексте.
Делать вывод на основе интерпретации и обобщения содержания текста.Находить информацию в тексте.
Использовать информацию из текста для решения учебно-познавательной задачи. Кузнецова М.Ф. Литературное чтение: Итоговые проверочные работы: 4-й класс. – Москва: АСТ: Астрель, 2014. – (тематический контроль и оценка в начальной школе)
с.6-15 текст «Как я стал путешественником»
с.16-24 текст «Необычные тексты»
с.25 – 35 текст «Путеводитель по выставке. Выставка «Гений Леонардо да Винчи»
с.36 – 47 текст «Анна Киевская (Анна Ярославна)»
Профиль достижений четвероклассника Работа по оказанию психолого-педагогической поддержки учащемуся
Семья как ресурс адаптации учащегося 4 класса
Ориентация родителей на высокие результаты в обучении Чем выше значение данного фактора, тем более зрелую позицию по отношению к школьному обучению ребенка имеют родители, и тем более они готовы к конструктивному сотрудничеству со школой. Крайне высокие показатели характерны для семей с установками в воспитании ребенка по гиперсоциальному типу, слишком сильно фиксированных на успехах ребенка. Такая позиция мешает становлению внутренней мотивации к учебе у ребенка, приводит к повышению тревожности и страху неудачи. Поощрение ребенка – тонкий непростой инструмент воспитания. Использование вознаграждения в прямой зависимости от учебных успехов не формирует собственно учебную мотивацию для ребенка, в этом случае учебные успехи оказываются тем, что важно родителям, на чем можно заработать. Возможно формирование установок шантажа: «Что я буду иметь, если сделаю это?» Поощрение ребенка совсем не идентично премии работнику – смысл родительского подарка или денег, выделенных на желаемую покупку, для ребенка означает проявление любви, и, значит, внимания и понимания его интересов и потребностей. Кроме того, необходимо учитывать, что получение ожидаемой родителями оценки не всегда возможно, даже при всем старании ребенка, тогда ему как будто отказывают в любви и поддержке. Применение подарков и других материальных вознаграждений может эффективно применяться только тогда, когда для ребенка понятно, что это не вознаграждение за учебу или плата за отметки, а выражение родительской поддержки его усилий, когда родители вместе с ним радуются победе.
Условия для обучения и образовательная среда дома Правильно подобранный режим дня является основным средством поддержки системы регуляторных функций ребенка, помощь в развитии способности к саморегуляции его поведения. Соблюдение режима дня требует от взрослых членов семьи большой самодисциплины и, прежде чем режим заработает, необходимо потратить время и усилия на его воплощение в жизнь. Часто для этого родителям самим нужно оторваться от компьютера, приглушить, а лучше – выключить телевизор.