Урок-игра Умники и Умницы по творчеству М.Ю.Лермонтова

Урок-игра по творчеству М.Ю. Лермонтова «Умники и Умницы»
Цели: углубление знаний о жизни и творчестве великого русского поэта М.Ю. Лермонтова; раскрытие глубины поэтического мастерства поэта, своеобразия, колорита эпохи, в которую жил поэт, её влияния на человеческие судьбы; развитие интереса к творчеству М.Ю. Лермонтова.
Задачи:
Образовательные:
Систематизация и обобщение знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова;
Формирование представления о роли образа Кавказа в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова;
Обучение выразительному чтению лирических произведений.
Развивающие:
Развитие творческой деятельности учащихся, интереса к предмету через интеграцию материала уроков литературы, истории; через использование формы – игры.
Развитие эстетического вкуса.
Воспитательные:
1. Формирование дружеских отношений между учащимися;
2. Формирование умения быстро принимать решения;
3. Формирование толерантного отношения к представителям других народов;
4. Формирование навыков публичного выступления.
Оформление класса : портреты М.Ю. Лермонтова, репродукции картин, акварелей и рисунков поэта на кавказские темы, плакаты:
« ... моя душа, я помню, с детских лет
Чудесного искала.»
М. Ю. Лермонтов. «1831-го июня 11 дня».
«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?»
М. Ю. Лермонтов. «Желание».
Оборудование: компьютер, тематические слайды; выставка книг, портрет писателя; информационные буклеты.
Ход урока
Добрый день, уважаемые учащиеся, гости! Сегодняшняя наша встреча посвящена творчеству М.Ю. Лермонтова,
Ведущий 1. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 15 октября 1814 года в Москве, в семье офицера. Детство провёл в имении Тарханы, расположенном в Пензенской губернии и принадлежавшем бабушке поэта по матери Елизавете Алексеевне Арсеньевой. Бабушка была богата, умна, образованна, властолюбива, внука Мишу любила без памяти, и он отвечал ей взаимностью.
Ведущий 2. Отец Юрий Петрович Лермонтов происходил из старинного шотландского рода, имел чин капитана. Мать Мария Михайловна происходила из старинного и богатого рода Столыпиных. Елизавета Алексеевна была недовольна выбором дочери, в семье были частые ссоры.
Ведущий 3. В 1817 году мать Лермонтова умерла, Юрий Петрович уехал в своё тульское имение, а Миша остался с бабушкой.
Ведущий 4. Тяжелые впечатления детства, связанные с ранней смертью матери, наложили отпечаток на характер мальчика. Он растёт мечтательным, задумчивым, склонным к фантазиям. Елизавета Алексеевна сделала всё, чтобы разлучить отца и сына.


Ведущий 5. Разносторонняя одарённость Лермонтова проявилась очень рано. Он играл на скрипке, хорошо рисовал, лепил из воска, талантливо играл в шахматы. Музыкальность – от матери. Мать Лермонтова была наделена музыкальной душой. Посадив к себе сына на колени, она играла на пианино, а он, прильнув к ней, сидел неподвижно. Звуки потрясали его младенческую душу, слёзы катились по лицу.
Ведущий 6. Из воспоминаний поэта: «Когда я был трёх лет, то была песня, от которой я плакал: не могу теперь её вспомнить, но уверен, что, если б услыхал её, она бы произвела прежнее действие. Её певала мне покойная мать».
Звучит «Казачья колыбельная»
Чтец. По небу полуночи ангел летел
И тихую песню он пел;
И месяц, и звёзды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
О боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нёс
Для мира печали и слёз,
И звук его песни в душе молодой
Остался – без слов, но живой.

Звучит песня «Молитва» Лермонтова («В минуту жизни трудную»)

Ведущий.7 За свою короткую двадцатисемилетнюю жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов неоднократно приезжал на Кавказ. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева трижды возила его на Кавказ к Горячим Водам – так раньше назывался Пятигорск.
Маленький Лермонтов с нетерпением ждал этих поездок. На Горячих Водах он наблюдал нравы кавказских жителей, их мужество и ловкость. В окрестностях Горячих Вод бывал на празднике горцев, где слушал песни, смотрел на скачки, состязания в стрельбе. Первый раз будущий поэт побывал в этих местах, когда ему исполнилось 4 года, затем в шестилетнем и десятилетнем возрасте.

Ведущий 8. Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею!..
Ведущий 9. Но не всегда природа помогала смягчить горечь одиночества, оторвать от грустных раздумий.
Звучит романс «Выхожу один я на дорогу»
Ведущий 10.
Я сын страданья; мой отец Не знал покоя по конец; В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру людском, Младая ветвь на пне сухом; Ведущий 11. Поэт назвал себя «сыном страданья». Да, к сожалению, много пришлось поэту пережить, много страдать, но нам, читателям, он дал великое счастье радости и наслажденья его творчеством. Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, язвительного, мечтательного, насмешливого, наделенного могучими страстями и волей и проницательного беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого.


Учитель- Благодарим наших ведущих за литературную композицию, а теперь пришло время проверить ваши знания ,дорогие наши Умники и Умницы. Приглашаем команды занять свои места.
Задание №1
Соотнесите даты с событиями в жизни М.Ю.Лермонтова. Поставьте стрелочки.

Даты

События

1837
Дуэль с де Барантом


1814
Первая ссылка на Кавказ


1840
Год рождения поэта


1830
Год смерти поэта


1841
Год поступления в Московский Университет




Задание №2
Восстановите рукопись. Укажите из какого произведения эти строки.
И странник прижался у корня ___________ высокой; Приюта на время он молит с ____________ глубокой, И так говорит о
·н: «Я ___________ листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в _____________суровой.
Один и без цели по свету _____________ давно я, Засох я ___________, увял я без сна и покоя. Прими же _____________ меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов _____________ и чудных»

Задание №3
Назовите художественные тропы, используемые Лермонтовым в данном произведении. Назовите произведение и его жанр.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок.

-А теперь мы приглашаем по 2 представителя от каждой команды на турнир Умников и Умниц.
Перед вами вопросы по трём номинациям: Биография. Творчество. Живопись. Каждый из вас имеет право выбрать любой вопрос , но помните . что вы имеете право только на одну ошибку. Если вы отвечаете два раза подряд неправильно вы выходите из игры. Желаю удачи!
Вопросы (Живопись)
1.Во сколько лет Лермонтов нарисовал свой первый рисунок, посвящённый Кавказу? (11 лет)
2.Какой самой высокой горе Кавказа посвящена картина Лермонтова? (Эльбрус)
3.Вид на какой город изображён на этой картине Михаила Юрьевича? (Пятигорск)
4.Назовите какому сражению посвящена одна из картин Лермонтова? (Битва при Валерике)
5.Какого высокопоставленного родственника изобразил Лермонтов на одной из картин в образе курда?(Столыпина)
6. Какой народный танец исполняют девушки на одной из картин Лермонтова? (Лезгинку)

Вопросы (Биография)
1. Более 800 композиторов написали музыку на стихи М.Ю. Лермонтова. Какими музыкальными инструментами владел сам поэт? (Фортепиано, скрипка, флейта)
2. Кто из приближенных царя был родственником Лермонтова? (Столыпин)
3. В каком городе родился Лермонтов? (Москва)
4. Какое учебное заведение в Петербурге окончил Лермонтов? (Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров)
5. Где и как погиб Лермонтов? (на дуэли с Н. Мартыновым в Пятигорске, подножие горы Машук.)
6. Кто воспитал Лермонтова? Благодаря этому человеку, он почти избежал своей первой ссылки. (Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева)

Вопросы (Творчество)
1. Это стихотворение сделало М.Ю.Лермонтова популярным, из-за него он отправился в ссылку, именно оно было передано царю как «воззвание к революции». О каком стихотворении идёт речь? Кому оно посвящено и в каком году написано? («Смерть поэта». Написано это стихотворение на смерть А.С. Пушкина, соответственно, в год его смерти – 1837)
2. Вот названия двух произведений М.Ю. Лермонтова: «Сражение при Валерике» и «Перестрелка в горах Кавказа». Это стихотворные или прозаические произведения? (Ни те, ни другие. Это названия его картин. М.Ю. Лермонтов был хорошим художником)
3. Какой город России защищало русское войско на Бородинском поле? (Москва)
4. Какое стихотворение стало последним в жизни поэта? ("Выхожу один я на дорогу")
5. У кого из великих русских поэтов и писателей ,как и у Лермонтова, есть произведения "Кавказский пленник"? ("Кавказский пленник" у А.С. Пушкина и у Л.Н. Толстого)
6.) Благодаря каким душевным смятениям поэта родилось стихотворение «Тучки»? Какие события в жизни М.Ю.Лермонтова послужили толчком для этого? (Разлука с друзьями, ссылка)
Учитель- Пока жюри подводит итоги конкурса, я предлагаю вам составить СИНКВЕЙН.
Д/з. Написать письмо М.Ю.Лермонтову, выразив в нём свои размышления о понравившемся стихотворении.



















.
Задание №1
Соотнесите даты с событиями в жизни М.Ю.Лермонтова. Поставьте стрелочки.

Даты

События

1837
Дуэль с де Барантом


1814
Первая ссылка на Кавказ


1840
Год рождения поэта


1830
Год смерти поэта


1841
Год поступления в Московский Университет



___________________________________________________________________________

Задание №2
Восстановите рукопись. Укажите из какого произведения эти строки.
И странник прижался у корня ___________ высокой; Приюта на время он молит с ____________ глубокой, И так говорит он: «Я ___________ листочек дубовый, До срока созрел я и вырос в _____________суровой.
Один и без цели по свету _____________ давно я, Засох я ___________, увял я без сна и покоя. Прими же _____________ меж листьев своих изумрудных, Немало я знаю рассказов _____________ и чудных»

___________________________________________________
Задание №3
Назовите художественные тропы, используемые Лермонтовым в данном произведении. Назовите произведение и его жанр.

Когда же на запад умчался туман,
Урочный свой путь продолжал караван,
И следом печальным на почве бесплодной
Виднелся лишь пепел седой и холодный.

И только замолкли – в дали голубой
Столбом уж крутился песок золотой,
Звонков раздавались нестройные звуки,
Пестрели коврами покрытые вьюки,
И шел, колыхаясь, как в море челнок,
Верблюд за верблюдом, взрывая песок



ИГРА «УМНИКИ и УМНИЦЫ»

Конкурсы
«Умники»
«Умницы»

Биография





Восстановить рукопись





Художественные тропы




Синквейн





Итоги








ТУРНИР «Умники и Умницы»
Ф. И .
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
Итоги

Овчаров Андрей







Османова Алиме







Фетляев Исмет







Чудак Елизавета















Отрывок из стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»

«И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".











15