Внеклассное мероприятие по литературе Бессмертный и всегда молодой, посвященное юбилею М. Ю. Лермонтова



Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе, посвященное 200-летию М. Ю. Лермонтова
«Бессмертный и всегда молодой»
( Детство М. Ю. Лермонтова)
Цель : познакомить с некоторыми фактами биографии М.Ю.Лермонтова, оказавшими влияние на становление личности поэта, пробудить интерес к творчеству и личности поэта.
Задачи:
формирование представления о роли Кавказа в жизни и творчестве Лермонтова;
обучение выразительному чтению лирических произведений;
развитие эстетического вкуса;
развитие интереса к литературе через использование формы – устный журнал;
формирование навыков публичного выступления.
Оборудование:
компьютер;
видеопроектор;
колонки;
экран;
презентация.
Ход мероприятия:

(слайд 1)
Учитель: В эти октябрьские дни мы отмечаем 200 лет со дня рождения поэта Михаила Юрьевича Лермонтова. Этой дате посвящается наш устный журнал «Бессмертный и всегда молодой».

(слайд 2)
Звучит стихотворение М. Ю. Лермонтова
Чтец 1 :
«Осень»
Листья в поле пожелтели, И кружатся и летят; Лишь в бору поникши ели Зелень мрачную хранят. Под нависшею скалою, Уж не любит, меж цветов, Пахарь отдыхать порою От полуденных трудов. Зверь, отважный, поневоле Скрыться где-нибудь спешит. Ночью месяц тускл, и поле Сквозь туман лишь серебрит.

(слайд 3) Страница 1. Дорогие и близкие сердцу люди Ученик 1: Осенью в семье Юрия Петровича и Марии Михайловны Лермонтовых в Москве родился будущий поэт, М.Ю.Лермонтов.

(слайд 4)
Ученик 1: Маленький Мишель (так называли в детстве близкие люди М.Ю.Лермонтова) жил вместе с мамой и бабушкой в селе Тарханы, недалеко от города Пензы. Этим селом и всеми крестьянами владела бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева. Отец Юрий Петрович был офицером, поссорился с бабушкой и мамой, поэтому жил отдельно.
Воспитала поэта бабушка, так как мама рано умерла. Бабушка заботилась об образовании Мишеля, о его здоровье (в детстве он очень часто болел), делала все, чтобы мальчик не тосковал по рано умершей матери, очень любила его и гордилась своим внуком. О маме осталось светлое воспоминание – мамина песня, от которой на душе становилось сладко, грустно и одиноко, и у маленького Мишеля сами собой по щекам текли слезы.
(слайд 5)
Чтение стихотворения «Ангел»
Чтец 2:
«Ангел»
По небу полуночи ангел летел,
И тихую песню он пел,
И месяц, и звезды, и тучи толпой
Внимали той песне святой.
Он пел о блаженстве безгрешных духов
Под кущами райских садов,
О Боге великом он пел, и хвала
Его непритворна была.
Он душу младую в объятиях нес
Для мира печали и слез;
И звук его песни в душе молодой
Остался - без слов, но живой.
И долго на свете томилась она,
Желанием чудным полна,
И звуков небес заменить не могли
Ей скучные песни земли.

Ученик 2: Няня поэта Кристина Осиповна Ремер была немкой. Днем и ночью она сидела у постели больного воспитанника, давала ему лекарство и кисленькое питьё. Маленький Лермонтов очень уважал свою няню: она многому его научила. Когда Мишель сердился и прогонял кого-нибудь из слуг, няня не уставала повторять: «Все люди перед небом равны, и надо уважать каждого человека, нельзя говорить плохо с теми людьми, которые от тебя зависят».
Гувернер Жан Капе был французом, бывшим пленным солдатом наполеоновского войска. Жан Капе говорил с маленьким Лермонтовым по-французски, а няня по-немецки, и ребенок свободно разговаривал на этих языках. Гувернер привил любовь не только к французскому языку и географии, но и к военному делу.
(слайд 6)
Страница 2. Детские игры и мечты Ученик 3: Бабушка старалась, чтобы внуку было не скучно. Однажды она приказала, чтобы для игры к дому привели маленького олененка и лосенка. Мишель с ними быстро подружился. Кормил сеном, березовыми вениками и хлебом.

(слайд 7 )Потом бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку с детским седлом, и Мишель научился ездить верхом. (слайд 8) Бабушка поселила в доме нескольких мальчиков, которым было столько же лет, и они вместе с Мишелем строили крепости, рыли траншеи, а потом, одетые в военную форму, брали их штурмом. Впереди, размахивая деревянной саблей, скакал Мишель на своей лошадке. (слайд 9) Зимой садовник Василий катал на санях маленького Лермонтова. Однажды в зимний праздник вместе с бабушкой Мишель наблюдал, как деревенские крестьяне мерились силой, шли «стенка на стенку». В этом бою Василию сильно досталось: из боя он вышел с рассеченной губой. Увидев это, Мишель заплакал и закричал: «Нельзя так драться, чтобы кровь текла! Прикажи им кончить драку, не хочу, чтобы людей били!»
(слайд 10)
Страница 3. Поэтическое дарование

Ученик 4: Когда великий русский поэт М.Ю.Лермонтов был маленьким, он часто говорил в рифму. Однажды гости привезли в подарок Мишелю механическую заводную игрушку-птичку, которая умела махать крыльями и петь. Полюбовавшись ею, ребенок произнес: «Эта птичка хороша, у неё поет душа». ( слайд11) Или долго ждет, когда придет мама, а потом скажет: «Что-то мама не идет, ведь Мишель все ждет и ждет». (слайд 12) Только научившись читать, маленький Лермонтов уже читал поэтические сказки Жуковского и Пушкина и восхищался их красотой. «Я тоже так хочу сочинять», - говорил он бабушке. (слайд 13) Пробуждению поэтического таланта Лермонтова способствовали и поездки на Кавказ. Вместе с бабушкой и гувернером Мишель гулял по Пятигорску, смотрел на гору Машук, и никто не догадывался, что однажды на этом месте оборвется его жизнь.
И только иногда Лермонтову становилось вдруг так печально, так одиноко, словно ему было суждено почувствовать одиночество и печаль всех людей на земле. И тогда он прятался от взрослых и торопливо записывал строчки стихов. Читали их только близкие люди и удивлялись: стихи были необыкновенно красивые и умные, и чаще печальные. Родственники поэта, полагая, что ученические сочинения Мишеля недостойны славы Михаила Лермонтова, мало заботились о том, чтобы сохранить их. Сам поэт долго не делал никаких попыток печататься: для него поэзия была средством выражения душевного состояния, и даже первую поэму отнес в журнал знакомый Лермонтова. (слайд 14)
Чтение стихотворения «Кавказ»
Чтец 3:
«Кавказ»
Хотя я судьбой на заре моих дней,
О южные горы, отторгнут от вас,
Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:
Как сладкую песню отчизны моей,
Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.
Но мнилось, что в розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины тех скал,
Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет, воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..


(слайд 15) Страница 4. Талант художника

Ученик 5: Маленький Лермонтов любил ползать по полу и рисовать мелом. Сначала няня хотела запретить это, но увидела, что у ребенка получилась лошадка, а потом собачка. Тогда бабушка принесла ему акварельные краски и листы бумаги. Когда Мишель заболел, и ему нельзя было выходить на улицу, он сидел у окна и рисовал то, что видел: сад, скошенные луга, лес. Все были восхищены одаренным ребенком. (слайд 16) Однажды бабушка привезла Мишелю коробку цветного воска, и он несколько дней не играл ни в какие игры, а все лепил на ровной и широкой доске. Наконец он однажды открыл дверь в свою комнату и объявил : «Смотрите все! Сражение при Арабеллах. Александр Македонский разбивает персидское войско!» Удивленные зрители с восхищением рассматривали фигурки – войны и пешие, и конные, и на слонах.
Бабушке на день рождения Мишель подарил лепную работу «Охота на зайца». (слайд 17) Уже взрослым человеком Лермонтов не прекращал свои занятия живописью: рисовал акварелью кавказские пейзажи, рисунки к своим стихотворениям, автопортрет.

(слайд 18)
Страница 5. Музыкальное дарование
М. Ю. Лермонтов – один из самых музыкально одаренных поэтов. «Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь взорами за потрясенными струнами, с которых они сорваны рукой невидимой,»- писал В. Г. Белинский. Музыка была спутницей Лермонтова от первых дней и до конца его жизни.
(слайд 19) У мальчика был абсолютный слух. Его развитию способствовала мать, хорошо певшая, любившая музицировать. Ее пение было настолько проникновенным, что вызывало слезы на глазах сына.
(слайд 20) В ранние годы, проведенные в Тарханах, пробудилась любовь маленького Лермонтова к народным песням, сказкам и преданиям, услышанным от местных крестьян. С трех лет Мишель учился игре не только на фортепиано, но и на скрипке, звуки которой были особенно близки маленькому Лермонтову своей печальной мелодичностью. Занятия музыкой продолжались и в пансионе.
(слайд 21) Лирика Лермонтова вдохновляла на создание романсов Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова, Варламова.
(слайд 22 ) Прослушивание романса «Парус»

(слайд 23)
Учитель: Вот и закрыта последняя страница устного журнала. Сегодня мы ещё раз смогли убедиться в том, что истинному таланту нет предела. Талантливый человек талантлив во всём. А жизнь Лермонтова - яркое тому подтверждение. Лермонтов погиб, не достигши двадцати семи лет. А между тем имя его стоит в ряду величайших русских поэтов вслед за именем Пушкина.

Интернет – ресурсы:
Е. А. Турчанинова «ДЕТСТВО В ТАРХАНАХ». СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА М.Ю.ЛЕРМОНТОВА.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]