Методическая разработка урока «Все мы ко всему когда-нибудь причастны, или Причастие как самостоятельная часть речи» с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов


Методическая разработка урока
«Все мы ко всему когда-нибудь причастны, или Причастие как самостоятельная часть речи»
с использованием Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
и открытых образовательных модульных мультимедиа системам
Федерального центра информационно-образовательных ресурсов
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].


ФИО:
Синицын Вячеслав Анатольевич


Место работы:
ГБОУ №2017 города Москвы «Школа №2017»


Должность:
учитель


Предмет:
русский язык


Класс:
7


Тема и номер урока в теме:
«Все мы ко всему когда-нибудь причастны, или Причастие как самостоятельная часть речи». Первый в системе уроков о причастии.


Базовый учебник:
Под редакцией Т. А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой

Цель урока: Дать понятие о причастии как самостоятельной части речи, её морфологических и синтаксических признаках
9. Задачи:
-познакомить учащихся с основными морфологическими и синтаксическими признаками причастия;
-развивать навыки синтаксического разбора предложений, умение исследовать: наблюдать, находить новые факты об объекте, анализировать их, аргументировать свои выводы; умение работать команде.
-прививать интерес и любовь к русскому языку, формировать культуру, миролюбие, творчество, воспитывать чувство патриотизма, товарищества.
Тип урока: объяснение нового материала
Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная работа по карточкам, работа с использованием ЦОР (ЭОР).
Необходимое техническое оборудование, средства: компьютерный класс, проектор или интерактивная доска.
Структура и ход урока Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока 1. Организационный момент
Деятельность учителя
(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)
Деятельность ученика
Время
(мин.)

Приветствие. Проверка готовности в учебному занятию.
- Друзья мои! Как вы думаете, какой вопрос могут задать друг другу близкие люди в самые первые минуты своего общения, разговора? (Как живешь? Как дела? Как твое настроение?) Сегодня на нашем занятии я всем желаю только хорошего, бодрого и солнечного настроения!
Готовятся к уроку



Этап урока 2. Индивидуальная работа по карточкам
Организация групповой и индивидуальной работы учащихся.
Учитель предлагает классу задания, направленные на выявление знаний и умений учащихся по синтаксическому разбору предложения, орфографической зоркости, умения пользоваться словарями, составлять устное высказывание.

Ученик 1 производит синтаксический разбор предложения
«Истинный патриот счастлив своей причастностью к судьбам родной страны, нерушимой верой в её светлое будущее».
Ученик 2 находит и объясняет орфограммы в словах истинный, причастность.
Ученик 3 работает с Толковым словарем С.И. Ожегова, выясняя значение слова преданность. Ученик 4 готовит краткое сообщение на тему: «Кого называют патриотом?» Включите в него ответ на вопрос: «Как вы понимаете смысл выражения: «Быть причастным к судьбам родной страны»?
5 минут


Этап урока 3. Объявление цели урока
-Сегодня мы познакомимся с новой частью речи, название которой логически связано с лексическим значением слова причастность
Запись темы на доске.
Записывают тему урока в тетради
1 мин


Этап урока 4. Изучение новой темы «Причастие как часть речи».
Учитель организует исследовательскую работу учащихся. Обратите внимание на текст, в нем выделены причастия. Попробуем самостоятельно сделать выводы о том, какие морфологические, грамматические и синтаксические признаки характерны для этой части речи.
- М.В. Ломоносов сказал: «Она служит сокращением человеческого слова, заключая имени и глагола силу». Что это за форма? (Причастие.) - Как вы понимаете выражение М.В. Ломоносова?
Класс разбивается на группы. Каждой из них предстоит провести свою часть исследования.


Общий вывод учащихся
7 мин


Этап урока 5. Работа в группах с использованием ЦОР № 1 интерактивный текст «Причастие как часть речи»

1-ая группа.
Находят слова, отвечающие на вопрос какой? Выясняют, все ли они обозначают постоянный признак.
2-ая группа
В словах, отвечающих на вопрос какой? выделяют окончания. Отвечают на вопрос: «Какие грамматические признаки вы можете определить по окончаниям этих слов?»
3-я группа
Определяют, какую роль в предложении выполняют слова, отвечающие на вопрос какой? Выписывают несколько словосочетаний с этими словами, выделяют главное и зависимое слова.
5 мин


Этап урока 6. Выдвижение проблемного вопроса и разрешение проблемы. Использование ЦОР № 1.
Ставлю проблемный вопрос «Являются ли для вас, выделенные в тексте слова новой частью речи?»
Выдвигают гипотезы и приводят доказательства
2-ая и третья группы могут прийти к выводу, что данные слова относятся к прилагательные, так как грамматические и синтаксические признаки полностью совпадают.
1-ая группа приходит к выводу, что это не прилагательные, так как обозначают признак, изменяющийся во времени
3


Этап урока 7. Подведение итогов исследования. ЦОР № 2 интерактивная таблица «Глагол и причастие» и ЦОР № 3 интерактивная таблица «Прилагательное и причастие»
Признаки каких частей речи вы выявили в выделенных словах?
А теперь проверим правильность ваших ответов.
Использует ЦОР № 2 для выявления признаков глагола

-Попробуйте заменить причастия глаголами, используя фразу « тот, который что-либо делает, сделает».
Подводит учащихся к выводу, наводящими вопросами:
Определите вид и время глаголов, от которых образовались причастия.
Сохраняются ли эти глагольные признаки в причастии?
Использует ЦОР № 3
Какие признаки прилагательного имеет причастие?
Вспомните, значение слова причастность. Объясните, почему причастие получило такое название?




Выясняют, что причастие обозначает признак предмета по действию, образуются от глагола, могут быть совершенного и несовершенного вида, прошедшего и настоящего времени.





Приходят к выводу, что грамматические и синтаксические признаки причастий и прилагательных схожи.
Делают вывод, что причастие «причастно» к двум частям речи.
5


Этап урока 8. Отработка умений и навыков
Учитель организует практическую деятельность учащихся, используя ТСО.
1.На доску проецируется упражнение.
Распределите слова по группам. В первую группу выпишите прилагательные, во вторую – причастия. Отработайте навык различения причастия при помощи алгоритма, данного в учебнике, при помощи нескольких примеров из упражнения.
Теплый дождь, чернеющая пропасть, горячая печь, черная ночь,  мелкий брод, засеянное поле, лаявшая собака, летящая птица, стоящий мальчик, собранные грибы, синее небо, выкрашенный  пол,   красные ягоды, последний лист, краснеющий закат, пламенная речь.
Образуйте от глаголов причастия. Не забывайте, что вид и время глаголов должны сохраняться.

1)девочка, которая читает
2) воин, который сражался
3)делегация, которую встретили
4)задача, которую решают
5) земля, которую покрыл снег
Учащиеся выполняют задания под контролем учителя, дают аргументированные ответы, при необходимости корректируют высказывания друг друга.
10 мин


Этап урока 9. Промежуточный контроль. Использование учебного диска к учебнику 7 класса под редакцией Ладыженской, Тростенцовой.

Выставляю оценки за урок
Решают тест на компьютере. Найдите в тексте причастия.
Шумел прилив. Набегали грохочущие волны о подножие тороса. Но вот буря стихла. Смолкли успокоившиеся волны, продавленные тяжкой грудой льда. Ледяные края придвинулись к берегу. Пошел гул, послышалось бормочущее шипение, шорох, треск ломающихся глыб.
Получают оценки за задание.
5 мин.


Этап урока 10. Рефлексия.
Учитель задает вопрос:
-Что нового вы сегодня узнали?
-Чему научились?
Выставляю оценки за урок.
Делают выводы о приобретенных знаниях, навыках и умениях.
3 мин.


Этап урока 11. Домашнее задание
Приобретенные навыки пригодятся вам при выполнении домашнего упражнения 70.
Запись домашнего задания в дневнике.
Стр. 31 выучить , упр 70
1 мин.


Приложение к плану-конспекту урока в 7 классе
«Причастие как часть речи»
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР


Интернет-портал
(ФЦИОР, ЕК ЦОР)
Название ресурса
Гиперссылка на ресурс

1
ЕК ЦОР
Интерактивный текст с заданием «Понятие о причастии»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


2.
ЕК ЦОР
Интерактивная таблица «Глагол и причастие»

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

3.
ЕК ЦОР
Интерактивная таблица «Прилагательное и причастие»
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Описание ЭОР
Номер ресурса
1

Название
Интерактивный текст с заданием "Понятие о причастии"

Тип модуля

Наборы цифровых ресурсов к учебникам
«Русский язык. Теория». 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д

Функционально-жанровая типология
Локальные автономные ЭОР.

Форма предъявления информации
Интерактивное задание

Карточка ресурса
7 класс. Русский язык. Причастие и его грамматические признаки. «Русский язык. Теория». 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Аннотация
Интерактивный текст с заданием "Поставьте вопрос к выделенным в тексте причастиям". Предназначен для совместной работы учителя и класса при объяснении темы "Понятие о причастии".


Описание ЭОР
Номер ресурса
2

Название
Интерактивная таблица "Глагол и причастие"


Тип модуля
Наборы цифровых ресурсов к учебникам. «Русский язык. Теория». 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Функционально-жанровая типология
Локальные автономные ЭОР.

Форма предъявления информации
Мультимедиа

Карточка ресурса
7 класс. Русский язык. Причастие и его грамматические признаки. «Русский язык. Теория». 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.

Аннотация
В таблице сравниваются две части речи: глагол и причастие.



Описание ЭОР
Номер ресурса
3

Название
Интерактивная таблица "Прилагательное и причастие"

Тип модуля
НН Наборы цифровых ресурсов к учебникам
«Русский язык. Теория». 5-9 классы. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д

Функционально-жанровая типология
Локальные автономные ЭОР.

Форма предъявления информации
Мультимедиа

Карточка ресурса
7 класс. Русский язык. Причастие и его грамматические признаки.

Аннотация
В таблице сравниваются две части речи: прилагательное и причастие



15