Сообщение на школьном методическом объединении учителей начальных классов. Тема: Принципы инклюзивного образования для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС начального общего образования.


Сообщение на школьном методическом объединении учителей начальных классов.
Тема: Принципы инклюзивного образования для детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС начального общего образования.
Инклюзия – это изменение образовательной системы, и принятие ребенка на уровне всей школы. Инклюзивное образование предусматривает не только активное включение и участие детей и подростков с ограниченными возможностями в образовательном процессе обычной школы, но в большей мере перестройку всего процесса массового образования как системы для обеспечения образовательных потребностей всех детей. Признается ценность различий всех детей и их способность к обучению, которое ведется тем способом, который наиболее подходит этому ребенку. Это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребенка, а не ребенок под систему. Преимущества получают все дети, а не какие-т особые группы, используются новые подходы к обучению, дети с особенностями могут находится в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальному учебному плану.
Принципы инклюзивного образования.
Философия инклюзии оказала существенное влияние на социальные науки, во многом изменила и общественное мировоззрение. Накоплен значительный научный и практический материал, относящийся к теории и практике инклюзии. На основе используемого в международном обращении практического, правового и научного (социологического, социально-психологического, педагогического) материала, стало возможным сформулировать целый ряд принципов организации и реализации интеграционных процессов. Здесь приводится ряд наиболее общих принципов инклюзивного обучения. В то же время существуют и более конкретные формулировки, которые можно найти в Интернет-пространстве.
Принцип опоры на этический императив государственного законодательства в отношении социальной интеграции и инклюзивного образования.
Принцип восстановления единства людей на основе гуманности, согласно которому каждый ребенок, несмотря на имеющиеся у него ограничения возможностей, имеет неоспоримое право на обучение и воспитание.
Принцип нормализации (социальной среды): люди с ограниченными возможностями имеют право вести обычную, свойственную остальным людям жизнь, настолько, насколько это возможно.
Принцип неделимости, целостности интеграции: каждый ребенок с ограниченными возможностями, независимо от вида и тяжести нарушения, принимает во внимание в процессе инклюзивного образования и участвует в нем по мере своих возможностей.
Принцип реалистичности: каждый человек воспринимается таким, каков он есть.
Принцип регионализации: инклюзивное образование обеспечивает полноценный всеобуч по месту жительства для каждого ребенка.
Принцип децентрализации: необходимые педагогические ресурсы, как массового характера, так и необходимые для специального образования, доставляются к нуждающемуся в них ребенку, а не наоборот, когда ребенок доставляется к имеющимся ресурсам.
Принцип владения специальными педагогическими компетенциями массовой системой образования.
Принцип командного подхода к реализации интеграционного процесса: причастные к интеграционному процессу специалисты работают все вместе, в команде, обеспечивая его системность и целостность.
Принцип интеграции парадигмы и технологий специальной педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в целостный педагогический процесс.
Принцип кооперации в рамках общего для всех учебного предмета: каждый ребенок осваивает общий для всех учебный предмет в доступных для него пределах в соответствии со своими возможностями вместе со всеми учащимися и вносит свою долю знания о предмете в коллективное знание.
Принцип коллективизма: максимальное участие каждого отдельного ребенка инклюзивного класса в общей коллективной деятельности.
Принцип индивидуализации: в центре образовательного процесса и педагогической деятельности находится целостная личность ребенка в неразделимом единстве его физической, умственной и душевной организации.
Принцип внутренней дифференциации, когда дифференциация целей, содержаний, методов и средств обеспечивает индивидуально-личностно-ориентированное, самоуправляемое и соответствующее логике развития ребенка учение.
Принцип права выбора родителей: родители детей с ограниченными возможностями должны иметь право свободно выбирать либо интегрированное воспитание и инклюзивное образование, либо обучение в специальной образовательной организации.
Принцип добровольности: все участники интеграционного процесса и инклюзивного обучения взаимодействуют и сотрудничают друг с другом добровольно.
Принцип многообразия форм: интеграционный процесс должен реализоваться в самых различных формах – от изолированных классов в структуру массовой школы (интеграция) через индивидуальную интеграцию к интеграционным (инклюзивным) классам.
Диалогический принцип: встреча и взаимодействие между людьми есть важная и значимая педагогическая ситуация.
Принцип близости и дистанции в отношении сходства и различий: инклюзивное обучение и интегрированное воспитание обеспечивают реалистическое и рациональное объяснение различий между людьми.
Другие принципы: следует принимать во внимание и различные теории, представления и движущие силы, которые трудно подвести к какому-либо точному определению, но которые обогащают представления об инклюзии и ее реализации.
Дети с инвалидностью – это только малая часть детей, на которых ориентируется инклюзивный подход к образованию, направленный как на реформу специального образования, так и на реформу общего начального, среднего и высшего образования. Таким образом, инклюзия призвана обеспечить повышение качества образования, воспитания и социализации ВСЕХ детей, а не только детей с инвалидностью. Инклюзивное образование обязательно предполагает создание гибкой адаптивной образовательной среды, которая может соответствовать образовательным потребностям ВСЕХ детей-учеников школы.
Таким образом, инклюзия в образовании – это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии образования.