Урок литературного чтения А.С .Пушкин Зимнее утро


Урок литературного чтения в 3 классе
Цели урока:
Формирование представления о поэзии как особом взгляде на мир, раскрытие контраста основных настроений стихотворения.
Задачи:
Добиваться понимания смысла стихотворения и настроения.
Развивать речь учащихся путем словесного рисования, навык осознанного правильного чтения, образное мышление учащихся, способности к исследовательскому типу мышления, активизировать личностную позицию.
Воспитывать любовь к русской поэзии, природе.
Сохранять здоровьесберегающую среду на уроке.
Оборудование:
Портрет А.С. Пушкина и членов его семьи (презентация)
Учебник «Литературное чтение» 3 класс
Проектор, ноутбук.
Сигнальные карточки с гласными буквами у детей.
5.Дифференцированные задания для групп
6 Палитра цветов для каждого ученика(жёлтый, синий, красный).
Ход урока:
І. Организационный момент. -Улыбнёмся друг другу. Располагаемся удобно, начинаем урок.
Учитель: (на фоне музыки П. Чайковского читает)
На ст_ле пирог и кружка
За _кном метель м-тётТихо русская ст_рушкаПесню Пушкину п_ёт.
РЕЧЕВАЯ РАЗМИНКА
-Прочитайте.
-Попробуйте прочитать так, чтобы логическое ударение падало на первые существительные .Назовите их.
Затем читает хорошо читающий ученик.
-О каком явлении природы говорится в стихотворении? Метель прилетела и накрыла снежинками некоторые буквы. С помощью сигнальных карточек, вставьте пропущенные орфограммы.
-На какое правило все эти слова. Как проверить безударную гласную в корне слова?
Прочитав это четверостишие, догадайтесь, о чем и о ком пойдет сегодня речь на уроке.
ІІ. Постановка учебной задачи.
- Вспомним материал 2 класса, что мы знаем о Пушкине. А поможет нам ___________________ (сообщение ученика с презентацией).
-Ещё раз вернёмся к стихотворению. О каком времени года идёт речь? Докажите. Назовите признаки зимы.
- И мы вспомним зиму с её пушистым снегом, коньками и лыжами!
(закройте глаза, представим то, что я говорю и изобразим)
На улице морозно , холодно.
Вы замёрзли!
Набрали целую ладошку снега, слепили снежок и пустили в соседа.
Снежок попал в лицо, вам неприятно и вы морщите нос.
Вы отряхнули снег и побежали играть дальше.
-Мы вспомнили зиму, своё настроение, а теперь открываем учебник на странице 89 и хором прочитаем название стихотворения А.С Пушкина. Прочитав «Зимнее утро», мы узнаем какое чувство и настроение испытывал автор.
-Это стихотворение мы прослушаем в записи.
ІІІ. Первичное аудиопрочтение.
Чтобы разобраться в настроении А.С. Пушкина, обратимся к каждой строфе стихотворения.
Что такое строфа?
-Сколько строф?
1 строфа – читает 1 ряд и отвечаем на вопросы:
- Какие предложения по интонации голоса? Какие рифмы? Какое настроение автора?
2- 2 ряд по цепочке –
Как изменилось настроение Пушкина? С помощью каких слов можно это доказать?
3-3 ряд -1ученик
- Чем любуется автор в этих строчках? Какое чувство охватывает автора?
4-мальчики/девочки
-Что описывает Пушкин? Из каких предметов обихода состоит изба? Нравится ли ему там?
5-вместе жужжащим чтением
-Что хочет сделать автор? Куда отправиться? Зачем?
-Какую картину вы бы нарисовали сейчас? Какие строчки помогают? Зачитайте, а может кто-то из вас их даже запомнил и повторит.
Дифференцированные задания в группах, выполнение которых мы проверим через несколько минут.
1-3 группы(сильные ученики)
Найдите сравнение_________________________________________________________________________________________________________________________
Метафоры____________________________________________________________________________________________________________________________
Эпитеты___________________________________________________________
Олицетворение_____________________________________________________
4-5 группы( средние)
Подобрать синонимы, антонимы к словам
Выписать из стихотворения , как Пушкин называет человека, к которому обращается
6 (слабые)
С помощью словаря в учебнике найти объяснение слов:
-нынче
-вечор
-Аврора
ПРОВЕРКА РАБОТЫ ГРУПП.
-Посмотрите на доску. Вы видите картины различных художников, на которых изображена природа. Это пейзажи. Художник, пишущий пейзаж, любит природу, стремится изобразить её красоту. А для этого использует различные краски. Давайте определим какие?
Игра: 1 ряд начинает называть цвет краски, потом 2, затем 3.
А теперь пробуем определить цветовую гамму каждой строфы, доказывая строчками из текста и заполняем палитру.
Н-р: жёлтый, блестящий(Мороз и солнце!)
ІΥ Рефлексия
Можно ли сказать, что настроение на протяжении всего стихотворения одинаковое? Как оно меняется?
- А когда человек любит, ему нравится всё: дождь, снег, солнце. И он готов совершать только добрые дела.
Чему учились ? Что нового узнали? Что понравилось?
-У вас на столах палитра из основных цветов: жёлтый, синий, красный, из которых можно сделать и другие цвета.
Выберите, пожалуйста, что соответствует вам:
ЖЕЛТЫЙ- цвет радости, хорошего настроения, удачи, что все получилось.
КРАСНЫЙ цвет тревоги, что не все удалось, но в следующий раз обязательно получится.
СИНИЙ- цвет неба, бесконечности. Настроение спокойное, не вызывающее никаких эмоций.
Домашнее задание: выучить стихотворение, нарисовать картину. Выставление оценок