Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования


Планируемые результаты как основа системы оценки достижения требований ФГОС начального общего образования
Учитель начальных классов: Морозова Людмила Владимировна
Ключевой задачей деятельности МБОУ «Социалистической средней школы № 18» в 2015-2016 учебном году была задача повысить качество образования через внедрение ФГОС второго поколения.
В 1-м классе  ученик ещё психологически не готов к адекватной оценке своих результатов, в том числе к признанию своих ошибок. Ведём пошаговое обучение:
1-й шаг (на первых уроках). Обозначаем своё настроение.
Даём возможность детям эмоционально оценить прошедший урок (день). Эта рефлексия станет основой для адекватной оценки своих учебных успехов. На полях тетради или в дневнике дети обозначают своё настроение, реакцию на урок («доволен», «было трудно» и т.п.) в виде понятных им символов.
2-й шаг (через 2–4 недели). Учимся сравнивать цель и результат.
Даём детям возможность оценить содержание своей письменной работы.
Раздав тетради с проверенными работами, учитель ведёт диалог с учениками, в котором главным являются такие вопросы:
– Какое у вас было задание? Кто может сказать, что нужно было сделать дома? (Обучение 1-му шагу алгоритма самооценки.)
– Посмотрите каждый на свою работу – согласны, что задание выполнено? (Коллективная самооценка−обучение 2-му шагу алгоритма самооценки.)
3-й шаг (примерно через месяц). Устанавливаем порядок оценки своей работы.
К уже известным ученикам пунктам 1 и 2 алгоритма самооценки добавляем пункты 3 («правильно или ошибкой?») и 4 («сам или с чьей-то помощью?»). При этом оцениваются только успешные решения.
4-й шаг Учимся признавать свои ошибки.
Учитель предлагаем ученику (психологически готовому) в классе оценить выполнение задания, в котором у него есть незначительные ошибки. В случае признания ошибки , например. Закрашивается кружок в тетради.
5-й шаг Учимся признавать свою неудачу.
Далее учитель помогает ученикам на уроках оценивать свои действия, признавая ошибки. Затем можно предложить кому-то из детей оценить себя в ситуации, когда он совсем не справился с заданием. В тетради это может (с согласия ученика) обозначаться не закрашенным кружком.
6-й шаг Используем умение самооценки.
Когда все (или почти все) ученики хотя бы раз оценили свою работу в классе, учитель перестаёт проговаривать все вопросы алгоритма самооценки и предлагает ученикам самим задавать себе эти вопросы и отвечать на них)Когда у всех учеников умение работать по «Алгоритму самооценки» сформировалось, алгоритм самооценки сворачивается.
Если самооценка адекватная, то работа на уроке продолжается дальше, а если мнение учителя отличается от мнения ученика (завысил или занизил свою оценку), необходимо пройти по алгоритму и согласовать позиции.
В документах ФГОС подчеркивается, что “планируемые результаты должны обеспечивать связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки” достижений учащихся.
Для осуществления такой связи необходима конкретизация результатов применительно к содержанию предметных курсов, а также с учетом возраста учащихся.
Планируемые результаты определяются в соответствии с концептуальными положениями Стандарта. Среди таких положений системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный подходы.
Системно-деятельностный и компетентностный подходы в данном случае выражаются в том, что сами результаты характеризуют систему действий школьников с учебным материалом, способность применять знания и умения для решения учебных и учебно-практических задач; в них находят отражение как собственно познавательные, так и регулятивные, коммуникативные и личностно-мотивированные действия, а, следовательно, рассматриваются личностные, метапредметные, предметные результаты; учитывается динамика и перспективы развития школьников по мере их продвижения по ступеням обучения.
В начале сентября в классах был проведен мониторинг готовности первоклассников к обучению. Его целью являлась оценка адаптационного потенциала первоклассников в начальный период обучения. Входные диагностики были направлены для выявления состояния зрительного восприятия, мелкой моторики руки, пространственного восприятия, умения ориентироваться на плоскости, фонематического слуха и фонематического восприятия. Результаты входной диагностики показали, что 16,7% учащихся имеют высокий уровень, 41%- средний уровень и 42,3% -низкий уровень. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе. Результаты комплексной работы, проведенной в 1 классе 2015-2016 учебный год: выполняли работу -12 человек; выполнили без ошибок 17 % Допустили 1-2 ошибки 41 % Допустили более 3 ошибок -17 % .Не справились с работой - 12.5 % . Делаем вывод, что включение в контрольно-оценочную систему школы заданий УУД позволило: - Поднять интерес учащихся к обучению, а также развивать их творческую самостоятельность; - Создать благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов; - Оценить роль знаний. Полученные данные использованы для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к ребёнку при обучении в 1 классе.
В конце учебного года была проведена комплексная проверочная работа за 1 класс. Работу выполняли 12 учащихся: выполнили без ошибок 33,3 % Допустили 1-2 ошибки 41,7 % Не справились с работой - 25 % В период безотметочного обучения остро стоит проблема отслеживания результатов усвоения учебного материала младшими школьниками, поэтому каждое образовательное учреждение стремится создать собственные наработки по данному вопросу, но единых требований к диагностическому инструментарию по-прежнему не существует.
Особое значение придаётся педагогическому мониторингу так как без непрерывного отслеживания результатов качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса на личность учащегося трудно оценить эффективность работы школы.
Педагогический мониторинг – это совокупность специально подобранных и систематизированных заданий, которые позволяют: определить особенности усвоения учащимися предметных знаний, умений и навыков; выявить характер трудностей ученика и установить их причины; установить уровень овладения учебной деятельностью; оценить изменения, происходящие в развитии учащихся.
Обученность – это особая характеристика учащегося и одновременно показатель успешности усвоения знаний, умений и навыков учебной деятельности, готовности к продолжению образования, когда проявляются активность личности, отношение к учению и его способам, нравственно-волевые усилия к достижению целей образования. Особенностью обученности учащихся начального звена является способность ребенка с определенной скоростью и точностью воспринимать, запоминать и изменять учебный материал, использовать его в практической деятельности.
Поэтому осно вной задачей педагогического мониторинга является изучение и измерение обученности и обучаемости школьников, что позволяет, с одной стороны , оценить результативность и качество обучения, прочность навыков, с другой – прогнозировать успешность обучения на последующих этапах. Важно в этот период оценить основные навыки учебной саморегуляции и адаптации школьника через речевые и мыслительные умения, как важнейшие продукты образования и обучения в школе.
Мониторинг в школе представлен тремя уровнями: Второй уровень ( внутришкольный ) Третий уровень (внеурочной воспитательной работы) Первый уровень (индивидуальный)
Первый уровень мониторинга: (индивидуальный) дидактический воспитательный психолого-педагогический медицинский
Второй уровень мониторинга: ( внутришкольный ) Стартовый (входной) Промежуточный (тематический, четвертной, полугодовой) Итоговый (годовой) Тренировочные, диагностические задания
Третий уровень мониторинга: (внеурочной воспитательной работы) Уровень воспитанности обучающихся Уровень развития классного коллектива Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью Любой из видов педагогического мониторинга проводится в три этапа: На первом этапе (подготовительном) определяются цель, объект (объектом мониторинга для учителя являются обучающиеся, класс, а также отдельные направления воспитательно-образовательного процесса), сроки, инструментарий. Второй этап (практический) – сбор информации . Методики сбора информации разнообразны: наблюдение, опрос, собеседование, анализ документов, посещение уроков, контрольные срезы, анкетирование, тестирование и т. д. Третий этап (аналитический). Информация обрабатывается, анализируется, вырабатываются рекомендации, определяются пути корректировки.родителей работой ОУ
Для отслеживания учебных достижений выделяют 4 уровня: * Недопустимый уровень – не усвоен программный минимум ( не различает, на запоминает, не понимает). * Критический уровень – усвоен программный минимум (частично различает, запоминает, воспроизводит). * Допустимый уровень – знания обучающихся в основном соответствуют требованиям программы (различает, запоминает, воспроизводит). * Оптимальный уровень – знания обучающихся полностью соответствуют требованиям программы (понимает, применяет, сформированы навыки и умения).
Задача педагога – через комплексную диагностику на ранних этапах обучения выявить детей, имеющих проблемы по одному из указанных параметров, и проводить профилактические мероприятия для изменения негативных и развития позитивных качеств.
Фамилия,
имя 
ученика 1.Мотивация учебно-познавательной деятельности: *учится охотно, стремится получать прочные знания и вне школьной программы *учится с интересом, участвует в познавательной деятельности, не ограничивается рамками школьной программы, но под руководством учителя *учится под контролем педагогов, неохотно, познавательная активность низкая, ограничивается рамками школьной программы *не проявляет особого интереса к приобретению знаний, познавательная активность низкая, школьную программу знает плохо *равнодушен к учению,  познавательная активность отсутствует, знания образовательной программы неудовлетворительные
баллы 5 4 3 2 1
В результате проведенного мониторинга была получена объективная и надежная информация, позволяющая объективно оценить эффективность работы учителей начальной школы и принять необходимые обоснованные решения, способствующие обеспечению качества начального образования в соответствии с ФГОС НОО
Обучающиеся продемонстрировали сформированность следующих умений при выполнении заданий повышенного уровня по школе:
​ умение дать ответ в виде комментария по прочитанному тексту- 69,5 %;
​ умение изображать геометрические фигуры на плоскости – 61%;
​ умение читать информацию, представленную в виде схемы приводить свои примеры объектов - 74,6%
​ умение читать информацию, представленную в виде схемы, дифференцировать природные объекты, умение классифицировать объекты природы – 76,3%
​ умение понимать информацию, представленную в виде текста с математическими отношениями – 76,3%
​ наличие первоначальных представлений о явлениях природы, умение узнавать их по рисункам, соотносить явления природы с характерным временем года – 83,1%.
Среди регулятивных УУД наиболее сформировано действие контроля в форме сличения своей работы с заданным эталоном, в наименьшей – умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.
Среди познавательных УУД лидирующие позиции занимают умения:
​ группировать различные предметы по заданному признаку – 54,1%
​ устанавливать закономерности и использовать – 82%
​ использовать знаково-символические средства – 52,5%
​ строить речевое высказывание в письменной форме – 63,9%.
Среди коммуникативных УУД диагностике подлежало только умение выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. На достаточном уровне это действие сформировано у 63,9% первоклассников. У 1,6% обучающихся 1 класса действие сформировано не в полном объеме, не сформировано – 34,4% школьников.
Обобщая всё выше сказанное, необходимо отметить, что, собрав все эти диагностические материалы, начиная с первого года обучения, можно составить портфолио на каждого ученика.