Урок литературы на тему А.С.Пушкин. Зимнее утро (6 класс)


Н.А.Морева,
учитель русского языка и литературы
филиала МБОУ СОШ п. Солидарность –
«ООШ д. Екатериновка»
Тема: А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский».
Цели урока: знакомство с историей создания романа, выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.
Задачи:
Знать жанровые особенности романа.
Учиться анализировать текст.
Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиН.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование, выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя. Формы: коллективная, частично индивидуальная.
Оборудование: Компьютер. Мультимедиапроектор. Презентация.
Используемая литература: А.С.Пушкин "Дубровский". Н.В.Егорова "Универсальные поурочные разработки по литературе. 6 класс".
Ход урока
I. Организационный момент.
Сообщение темы урока, его цели и задач.
Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин. "Дубровский". История создания романа.
Слайд 2. Цель урока: Знакомство с историей создания романа.
Слайд 3. Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.
Учиться анализировать текст.
II. Слово учителя.
Слайд 4. Из истории жанра авнтюрно-приключенческого романа
В XIX веке жанр авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость - жадности, любовь - ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали "переодевания" героев и нарушение хронологии повествования. Главный герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел. Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить живых героев в жесткие схемы.
III. Словарная работа.
Слайд 5.
- На слайде вы видите слова: авантюра, приключение, популярный, хронология, роман, сюжет. Исходя из данного толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.
Авантюра - рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.
Приключение - происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.
Популярный - 1. общедоступный, вполне понятный по простоте, ясности изложения;
2. пользующийся широкой известностью.
Роман - большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием действующих лиц и разветвленностью сюжета.
Сюжет - последовательность и связь событий в художественном произведении.
Да. Здесь мы видим рискованное, сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный случай в жизни (разорение Дубровских).
Произведение можно назвать романом, потому что здесь много действующих лиц и событий.
- Запишите определение романа и сюжета в тетрадь.
IV. Изучение нового материала
Слайд 6. Время написания романа.
Слайд 7. История создания романа «Дубровский»
Над романом "Дубровский" А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, "об одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить:". Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е годы и развивается в течение полутора лет.
Слайд 8. Реальные события, которые послужили основой создания романа.
Слайды 9, 10,11. Исторические лица.
Кульнев Яков Петрович (1763-1812) - военный деятель. Генерал-майор (1808). Герой Отечественной войны 1812 г. Один из самых популярных военачальников русской армии. На военной службе с 1785 г. Участник русско-турецкой войны 1787-1791 гг., Польской кампании 1794 г., войны с Францией (1807). Во время русско-шведской войны 1808-1809 гг. командовал отдельным отрядом, применяя методы партизанской борьбы. Во главе отряда корпуса Багратиона совершил героический переход по льду Ботнического залива и овладел г. Гриссельгамом. В 1810 г. командовал авангардом Дунайской армии. В Отечественную войну возглавлял авангард 1-го пехотного корпуса П. X. Витгенштейна. Убит в бою у Клястиц 20 июля 1812 г.
Слайд 12. Литературный герой.
Христиан Август Вульпиус – немецкий писатель, создал роман о знаменитом разбойнике-атамане Ринальдо-Ринальдини.
V. Аналитическое прочтение эпизодов романа «Дубровский»
Слайд 13. Введение в историко-культурный контекст времени.
Аналитическая беседа- Прочитаем первую строку романа. (Несколько лет тому назад в одном из своих поместий жил старинный русский барин, Кирила Петрович Троекуров.)      — Когда происходит действие романа.     (Учителю важно будет обозначить, что действие происходит в первой половине XIX века)      — Каким было общество тех времен? (Самодержавие, крепостное право. Царь; сословия: дворяне, чиновники, крестьяне — крепостные и вольные. (Общие представления.))      — Какое произведение о крепостном праве мы изучали в 5 классе? (Вспомним рассказ «Муму» И. С. Тургенева)      — Каким было отношение барыни к своим крепостным? Какими были отношения между крепостными? Вспомните, как вели себя приживалки старой барыни.      — Вспомните рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». К какому сословию принадлежали Жилин и Костылин?
Просмотр слайдов 14 – 21. Опишите, как жили владельцы усадеб.
Путешествие по имениям романа «Дубровский». Слайды 22 – 26 – Покровское.
Слайды 27 – 32 – Кистенёвка.
Слайды 33 – 36 – Арбатово.
VI. Первичное закрепление.
Вопросы для контроля. Слайд 37.
Вывод. Слайд 38. Запись вывода в тетради.
VII. Домашнее задание: читать 1-3 главы первого тома.