Система мониторинга и оценки качества образования в условиях реализации ФГОС начального общего образования

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Система мониторинга и оценки качества образования
в условиях ФГОС НОО и ООО»

Прежде чем перейти к данной теме, необходимо разобраться с понятиями, которые в ней встречаются.
СЛАЙД 2 Итак, что такое качество образования?
Качество образования – интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их обеспечения нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Мониторинг в образовании - это система сбора, хранения, анализа и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, позволяющая судить о состоянии объекта в любой момент времени и дающая прогноз его развития.
СЛАЙД 3 Общие правовые рамки системы мониторинга качества образования в образовательном учреждении определяет Закон Российской Федерации  от 29.12.2012 г. N273-ФЗ «Закон об образовании в РФ» (ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации»).
       Сегодня стержневой проблемой модернизации образования в России является создание эффективной системы управления и оценки качества образования.
Необходимость создания системы оценки качества образования школьного уровня (ШСОКО) обусловлена введением новых образовательных стандартов и появлением необходимости оценивать их достижение на всех уровнях. В образовательном учреждении должна быть создана система получения объективной информации о результатах обучения в соответствии с образовательными стандартами, на основе которой можно будет принимать управленческие решения.
     Для полноценной и эффективной работы образовательного учреждения необходима система оценки качества образования, которая даст возможность проследить динамику развития каждого ребёнка; оценить успешность усвоения обучающимися федеральных государственных образовательных стандартов; определить перспективы, направления работы педагогического коллектива образовательного учреждения по повышению качества образования обучающихся.
СЛАЙД 4 Предмет оценки качества образования складывается из: - качества образовательных результатов, - качества образовательного процесса, - качества условий образовательного процесса. На основании данных критериев выстраивается модель качества образования.
СЛАЙД 5 Модель ШСОКО строится с учётом запросов основных пользователей образовательных результатов. Это: - учащиеся и их родители; - пед. коллектив и администрация школы; - органы управления образованием; - общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования.
СЛАЙД 6 Факторы, влияющие на качество образования:
Уровень индивидуальных особенностей учащихся (интересов, мотивов, склонностей, здоровья и др.)
Уровень преподавания
Уровень воспитательной работы
Уровень сформированности общих и специальных умений
Состояние сложившейся системы оценивания знаний учащихся.
Состояние учебно-методического обеспечения процесса обучения (учебники, УМК для учащихся и учителя).
Состояние внешнего влияния (семьи, СМИ и т.д.)
СЛАЙД 7 В последние годы разработано и принято достаточное количество документов по оценке качества образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, на основании которых в нашей школе разработаны и введены в действие следующие локальные акты:
- Положение о внутришкольной системе оценки качества образования;
- Положение о системе оценки качества образования;
- Положение о текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся.

СЛАЙД 8 ШСОКО, как и любая работающая система должна удовлетворять следующим принципам:
- объективность;
- точность;
- полнота;
- достаточность;
- систематизированность;
- оптимальность обобщения;
- оперативность (своевременность);
- технологичность. СЛАЙД 9
Оценить качество образования возможно с помощью:
- внутренней оценки качества образования;
- внешней оценки качества образования;
-алгоритма соотнесения внутренней и внешней оценки, позволяющей построить совокупную оценку качества.
   Внутренняя оценка качества в системе образования - оценка, которая осуществляется субъектами ведения образовательной деятельности самостоятельно с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: обучающихся (учащихся), обучающих (учителей), ресурсного обеспечения (организационного, материально-технического, учебно-методического, информационного, финансового).
    Внешняя оценка качества образования - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями и лицами, их замещающими).
     В независимой оценке заинтересованы как само государство, так и все производственные структуры (заказчики), а также общество и сама личность, завышенная самооценка которой мешает ей более плодотворно заниматься самообразованием и находить своё достойное место в коллективе.
Основными показателями качества образования, конечно же, являются результаты итоговой аттестации обучающихся. Но для того, чтобы успешно подготовить учащихся и учителей, необходимы подготовительные мероприятия, такие как промежуточная аттестация, различные виды диагностик, мониторингов и т.п.
СЛАЙД 10 В связи с этим оценка качества образования на школьном уровне осуществляется в следующих формах и направлениях: - Текущая и промежуточная аттестация учащихся (мониторинг и диагностика обученности во 2-8-х, 10-х кл.) - Мониторинговые исследования в 4-х классах - мониторинговые исследования обученности и адаптации 1, 5-х, 10-х классов - мониторинговые исследования учащихся 1-7-х классов (в рамках ФГОС НОО и ООО) - мониторинг участия в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, соревнованиях, а также результативность работы. И наконец,
- ЕГЭ, обеспечивающий совмещение итоговой аттестации и вступительных испытаний и ОГЭ выпускников основной школы. Но оценка качества образования не будет полной без анализа и учёта индивидуальных образовательных достижений учащихся, которые фиксируются в Портфолио ученика по различным критериям. СЛАЙД 11 Периодичность проведения мероприятий оценки качества образования в школе определяется в зависимости от плана-графика ВШК и реализуемых процедур контроля и оценки качества образования. Мероприятия по оценке качества образования проводятся на всех уровнях образования в школе по утверждённым планам-заданиям. Результаты оценки качества образования доводятся до сведения пед. коллектива, родителей, учредителя, общественности.
СЛАЙД 12
Мониторинговые исследования проводятся в 3 этапа:
1 этап – подготовительный:
- постановка цели,
- определение объекта,
- установка сроков проведения,
- изучение соответствующей литературы,
- изучение имеющегося педагогического опыта,
- разработка инструментария для проведения мониторинга.
2 этап – практическая часть:
- сбор информации (проводится наблюдение, собеседование, тестирование, анкетирование, посещение уроков, контрольные работы)
3 этап – аналитический:
- систематизация полученных результатов,
- анализ имеющихся данных,
- разработка рекомендаций и решений на последующий период.
СЛАЙД 13
2. Создание ШСОКО на уровне начального общего образования (выступление учителя нач. классов Гореловой Е.В.)
3. Создание ШСОКО на уровне основного общего образования (выступление учителя математики Редькиной И.В.)
4. Система мониторинга достижения планируемых результатов учащимися на учебном предмете «Физическая культура» (выступление учителя физ. культуры Шариповой В.Э.)
5. Представление мастер-класса
Вы рассмотрели систему мониторинга и оценки качества образования на уровне начального, основного общего образования, а также на учебном предмете «Физическая культура». А сейчас мы попробуем с вами практически рассмотреть ещё несколько моделей ШСОКО, которые мы используем в своей практике на протяжении многих лет.
СЛАЙД 14
Разделим их на 3 уровня: СЛАЙД
1 уровень – «Общая и качественная успеваемость на уровне класса»
2 уровень – «Уровень обученности учащихся по отдельным предметам»
3 уровень – «Состояние преподавания отдельных предметов»
СЛАЙД 15
Разделимся на 3 группы: (ТАБЛИЧКИ)
1 группа – кл. руководители (Мониторинг «Общая и качественная успеваемость»)
2 группа – учителя-предметники (Мониторинг «Уровень обученности учащихся по отдельным предметам»)
3 группа – руководители ШМО (Мониторинг «Состояние преподавания отдельных предметов»)
Каждая группа получает задание, которое надо выполнить, используя информационную карту.
После выполнения заданий: выступление представителей каждой группы.
Вывод: Данные мониторинги были проведены на разных уровнях: на уровне класса, отдельного учебного предмета и отдельного учителя-предметника.
6. Рефлексия
Согласны ли вы с необходимостью проведения мониторинга?
Где ещё может каждый учитель использовать полученные данные? (портфолио учителя-аттестация)
Какие проблемы вы видите в проведении мониторинговых исследований? (материально-техническая база, учебно-методическое обеспечение)
СЛАЙД 16
Мы сегодня много внимания уделили мониторингу, возможно, кто-то посмотрит на эту систему по-другому. И подводя итог, давайте ещё раз охарактеризуем это уже давно вошедшее в нашу практику определение.

М – многогранность
О – объективность
Н – нацеленность (на конечный результат)
И – изучение
Т – точность
О – оперативность
Р – результативность
И – информативность
Н – новизна
Г – Государственные стандарты (которые нацеливают нас на создания системы оценки качества образования)

ВЫВОД:
   Мониторинг позволяет обеспечить всех участников образовательного процесса  обратной связью, вносить последовательные изменения в ход реализации образовательной программы с целью повышения качества ее результатов. Образовательная программа школы сформирована с учетом потребностей учащихся и их родителей как потребителей образования, в будущем участвующих в оценке его качества.
    Без продуманной системы мониторинга  сделать эффективным образовательный процесс невозможно. Процедуры оценки действительно обеспечивают повышение качества образования,  но только если используются для принятия адекватных и адресных решений, помогают учителям улучшить их педагогическую практику и вооружают родителей знанием о том, насколько хорошо учатся их дети. 

СЛАЙД 17 Спасибо за внимание и сотрудничество!












15