Конспект урока по литературному чтению:Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро».(3 класс)


Конспект урока по литературному чтению
Класс:3
Дата: 20.10.2016
Тема: А. С. Пушкин. «Зимнее утро».
Цели: ознакомить учащихся с произведением А.С.Пушкина «Зимнее утро»; учить детей видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение, звукопись её выразительности; развивать воображение, мышление, речь, умение выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности; понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение; находить нужный отрывок в тексте по вопросам; видеть средства художественной выразительности: эпитет, сравнение; звукопись и её выразительное значение, приём контраста, как средство создания картин.Оборудование: портрет А.С.Пушкина; карточки (текст речевой разминки,задания)
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся рассказывают наизусть одно из стихотворений, объясняя, чем их привлекло то или иное произведение, почему им захотелось выучить именно его.
3. Речевая разминка
- Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте её.
Я с морозами дружу,
Землю заметаю.
Прилетаю и кружу,
Песню завываю.
Ветерок – мой младший брат-
Мне всегда бывает рад.(Метель, пурга, вьюга, буран.)
Прочитайте с вопросительной интонацией, затем сразу с утвердительной интонацией.(ещё с весёлой и грустной.)
Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.
4. Актуализация знаний. Введение в тему.
-У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природ?
Расшифруйте, что написано на доске?
ЕЕНМИЗ ОРТУ
-Как вы думаете, о чём мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
_ Откройте учебник нас.88-89. Рассмотрите иллюстрации к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к сказанному. Правы ли мы, узнаем после минутки отдыха.
5.Физкультминутка
Поймай снежок!
Не боимся мы пороши-
Ловим снег,
Хлопок в ладоши!
Руки в стороны, по швам-
Снега хватит нам и вам!
6.Изучение нового материала.
А)Чтение стихотворения «Зимнее утро учителем.»
-Что вам особенно понравилось в стихотворении?
-Какие слова были непонятны?
Б) Словарная работа.
Нега – блаженство, наслаждение.
Аврора – богиня утренней зари.
Северная Аврора – заря, зимнее утро.
Вечор – вчера вечером.
В)Работа над стихотворением.
- Попробуйте прочитать стихотворение самостоятельно и разделить его на части. (5 частей).
– Какое настроение создается от услышанного?
– Какие слова подобрал поэт для описания снега?
– Какие картины представили, слушая стихотворение?
– Прочитайте стихотворение друг другу в парах.
– Приходилось ли вам наблюдать такую картину, когда после ненастья, непогоды вдруг наступала ясная, солнечная погода? Какие чувства вы испытывали от этого?
– Одно такое чудесное солнечное утро описал А. С. Пушкин в стихотворении «Зимнее утро».
Учитель выразительно читает стихотворение.
– Что хотите сказать?
– Пушкин описал зимнее утро, ни разу не употребив слово «белый»! А какие краски и сравнения он использовал?
– Опишите своими словами картину солнечного, морозного зимнего утра. Какое настроение вас охватывает? Какими словами его можно выразить: «радость», «грусть», «бодрость», «тоска», «приподнятость», «восторг», «печаль»?– Чем отличается вторая строфа (группа стихотворных строк) от остальных? Как ее нужно прочитать?
– А как вы будете читать остальное стихотворение?
Учащиеся под руководством учителя отмечают слова, на которые падают логические ударения, отмечают паузы.
Г)Упражнение в чтении стихотворения.
Д) Выразительное чтение стихотворения учащимися.
7. Итог урока.
– Какое настроение, какие чувства вызвал у вас сегодняшний урок?
– Что особенно понравилось?
– Какую работу вам еще хотелось бы выполнить?
8.Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» (с. 88–89)